ПОИСК
Культура та мистецтво

В коллекции киевлянина леонида соболева есть уникальные фотоаппараты, среди которых первые советские деревянные «пионеры» и знаменитые «лейки» 20-х годов

0:00 6 грудня 2003
Інф. «ФАКТІВ»

Как утверждают эксперты, Киев всегда был городом не только «фотогеничным», но и «фотографическим». Здесь находилось множество мастерских, где выпускались отличные фотоаппараты и работали настоящие специалисты. И хотя нет уже в столице Музея фотоаппаратуры при заводе «Арсенал» и вывезли из страны знаменитый «Салют» Гагарина, побывавший в космосе, энтузиасты остались. Накануне открытия в столице фотоярмарки «ФАКТЫ» разыскали человека, который мечтает создать в Киеве настоящий музей фотоаппаратуры. Кое-что для этого у него уже есть.

Для съемок в тропиках и на море использовали позолоченные объективы

Квартира коллекционера Леонида Соболева под завязку забита фотоаппаратами: они выглядывают буквально из каждой щели. На балконе высятся деревянные могикане начала века (в комнате эти крупногабаритные агрегаты не помещаются), с книжных полок таращатся на гостей глаза-объективы. Правда, самые дорогостоящие экземпляры Леонид Игоревич дома не хранит. Небезопасно. К примеру, есть у Соболева уникальные «Лейки», среди которых аппарат 1922 года выпуска стоимостью около 20 тысяч долларов. Но при этом в доме все равно нет «живого» места. Количество фотоаппаратов уже давно перевалило за шестьсот. И, похоже, этим дело не закончится: Соболев не может совладать с собой и всегда падок на раритеты, которые исправно приносят его «агенты».

-- Хотя что называть раритетом? Для меня это не просто дорогущие аппараты, а редкие, которых остались единицы, -- считает Леонид Соболев. -- Вот смотрите, первый советский аппарат «Пионер» 1927 года: с виду рухлядь, картон, дерево, а ценность его высока. Или первый зеркальный «Спорт» 1936 года. На Западе только через полгода сделали аналог (и это стало сенсацией), а о наших заслугах почему-то молчали. Вообще, советские конструкторы трудились рывками: то бешено вырывались вперед, то плелись в хвосте, повторяя дизайн западных моделей. К примеру, «ФЭД» и «Зоркий» -- модифицированные «Лейки». Были и оригинальные -- «Спорт», «Заря» «Мир», а о «Зените 6» с уникальным зумом ни японцы, ни немцы в пору их создания, в 60-е годы, даже мечтать не могли!

Конечно, самый дорогой фотоаппарат -- «Лейка». Так, фотоаппаратура для подводного плавания этой марки стоит около 60 тысяч долларов. Выпускались «Лейки» и с позолоченным объективом (корпусом?) -- чтобы не ржавел. Интересно, что еще до 20-х годов производили фотоаппараты с желтыми, тоже позолоченными объективами -- для съемок в тропиках, на море. Мех был сделан из кожи, корпус -- из красного дерева. Очень стильные, респектабельные аппараты, но их дизайн был в первую очередь вызван прочностью. Безусловно, они были дорогие: позолоченный послевоенный «Хосельблат» из моей коллекции стоит около 12 тысяч долларов. В 1937-м была создана «долгоиграющая» «Лейка-Репортер» -- с двумя барабанами на сто кадров! Для того времени это было революционным открытием.

РЕКЛАМА

-- А правда, что на «Лейках» 30-40-х есть свастика?

-- Да, это и фирменными каталогами подтверждено. Там изображены и орлы со свастикой, и подводные лодки, и значки «Люфтваффе». У меня в коллекции есть фотоаппарат с именем погибшего немецкого офицера: все думаю, как его передать родственникам в Германию.

РЕКЛАМА

На шпионской технике нет опознавательных знаков

-- На шпионской технике есть какие-то знаки?

-- На советской -- нет, разве что номер. А кто выпускал, неизвестно. Есть у меня камера КГБ, монтирующаяся под ковер. Качество у съемки дрянь, но не для этого же системы слежения были созданы. Вообще, шпионской техникой -- маленькой, игрушечной по размеру, занимается такая почтенная фирма, как «Минокс».

РЕКЛАМА

Свой первый фотоаппарат Соболев собрал еще в школе. А когда родители подарили ему «Любитель», началась настоящая профессиональная жизнь. С тех пор Леонид Игоревич снимает, а коллекционирует аппаратуру он уже лет тридцать.

Соболев достает из очередного ящичка какую-то диковину и рассказывает, чем она интересна. Сохранился у коллекционера «Кодак» 50-х годов с дисковой пленкой. Так что в мультфильме о «Простоквашино», где псу дарят фоторужье, нет ничего придуманного: были на самом деле «Фотоснайперы», созданные в 1939 году, с настоящим деревянным прикладом и даже курком. Для удобства съемок в лесу. Увидел птичку в ветвях, приложил «ружьишко» к плечу, нажал на курок, и снимок готов!

-- Еще у меня есть уникальная коллекция стереофотографий начала ХХ века, -- продолжает Леонид Игоревич. -- Искусство стереофото просуществовало всего 30 лет. Это была, по сути, трехслойная живопись. Каждый кадр снимался фотоаппаратом с двойным объективом, а затем раскрашивался вручную (цветного фото тогда еще не было). И если смотреть на него в раму с линзами, получалось объемное изображение. Картинки эти необычайно редки: здесь запечатлена история. Выставки, прогулки в Булонском лесу, Крым, Кавказ, Париж, Азия -- что угодно.

Обычно коллекционеры неохотно идут на контакт с прессой: те, кто «над своим златом чахнет», в популярности не заинтересован, а, напротив, бежит от нее, чтобы враги не узнали о его сокровищах. Но у Соболева задача другая: он хочет создать музей фото. И готов из своей коллекции предоставить немалую часть для экспозиции. Важна еще одна деталь: вся техника у него работает!

654

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів