Десятинная церковь в киеве -- это вечно живой миф. Воссоздать можно только ее научно-романтический образ
В нынешнем году в Киеве, в соответствии с Указом Президента Украины, начнут восстанавливать одну из древнейших церквей Украины -- церковь Успения Богородицы (Десятинную) на улице Владимирской. Так предусмотрено в Программе социально-экономического и культурного развития столицы, принятой Киевсоветом. Но быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Разрушение древних остатков завершили снега, морозы и киевляне, разобравшие остатки кладки на стройматериалы
Историческая справка. Десятинная -- первая каменная церковь Киевской Руси. Возведена древнерусскими и византийскими мастерами в 989--996 годах в период княжения Владимира Святославича, выделившего на ее сооружение и содержание десятую часть княжеских доходов -- десятину (отсюда и название храма). Древние источники называют Десятинную церковь церковью Богородицы. Храм украшали мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные плиты (иконы, кресты и посуду привезли из Корсуня (Херсонеса Таврического). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославич и его жена -- византийская царевна Анна. Сюда же из Вышгорода перенесли прах княгини Ольги. В конце 1240 года орды хана Батыя, захватив Киев, разрушили церковь -- последний оплот киевлян.
Раскопки руин храма начались еще в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Петра Могилы, позже велись в 1824 году Лохвицким, в 1926 году -- Ефремовым, в 1908--1914 -- археологом Милеевым. В конце 1930-х годов экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. При раскопках были обнаружены фрагменты мозаики пола, фрескового и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов Вблизи Десятинной церкви были открыты руины княжеских дворцов и жилищ бояр, ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX--X веков. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Историческом музее.
-- Изображений Десятинной церкви, сооруженной князем Владимиром Крестителем, до наших времен не сохранилось, -- говорит исполняющий обязанности начальника Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды Руслан Кухаренко. -- Это невероятно усложняет поставленную задачу. Ситуация усугубляется тем, что накануне Великой Отечественной войны киевский археолог Холостенко полностью раскопал самые древние фундаменты церкви (между прочим, храм отстраивался несколько раз: известна часовня Мазепы на этом месте и Десятинная, возведенная в XIX веке в неорусском стиле, простоявшая до взрыва в 30-е годы XX столетия). Так и осталась земля разрытой на весь военный период: разрушение древних остатков завершили снега, морозы и киевляне, разобравшие из раскопа остатки кладки на стройматериалы.
«У реставраторов нет права на ошибку»
-- Потому фактически Десятинная церковь -- это миф, -- продолжил Руслан Иванович. -- У меня такое впечатление, что, начав работу на объекте, мы ничего не найдем, кроме маленьких фрагментов засыпок. Эту проблему мы обсуждали с академиком Петром Толочко. Вероятно, историки и археологи в нынешнем году начнут там исследования и расставят все точки над «i»: есть ли фрагменты древнейших фундаментов или их нет. Замечу, что обозначенный красным гранитом к 1500-летию Киева якобы периметр древней Десятинной церкви на площади перед Историческим музеем не соответствует действительным параметрам существовавшего храма и является их романтической реконструкцией.
Теперь нужно полностью раскопать этот участок; если там сохранились следы траншейной засыпки, то по ним можно реконструировать план сооружения.
Все церкви той эпохи строились по «типовому» проекту: сначала шестистолпный крестовокупольный храм, возле которого позже появлялись пристройки-галереи. Об этом свидетельствуют материалы, собранные главным архитектором «Укрпроектреставрации» Олегом Граужисом. В течение нескольких лет он скрупулезно ведет исследовательскую работу по данной теме. У реставраторов нет права на ошибку, потому работа над образом Десятинной церкви занимает очень много времени.
То, что храм имел круглый купол, не вызывает сомнений. Византийские храмы строили по единым канонам, где высота сооружения была строго согласована с толщиной стен. Потому ошибиться в этих, а также в объемно-пространственных параметрах невозможно. Несущественные погрешности могут быть в декоре интерьеров, этои допустимо. Ведь убранство, к примеру, Пятницкой церкви в Чернигове тоже гипотетично.
Мы не приступим к работам над Десятинной церковью, пока не будут найдены более-менее достоверные ответы на все проблемные вопросы. Важно понять, что мы по вышеизложенным причинам ведем речь только о романтической реконструкции, которая в наибольшей научной степени может отвечать существовавшей когда-то церкви. Например, реконструкция интерьера Михайловского Златоверхого собора тоже в основном научно-романтическая. То же самое будет и с Десятинной: проанализируем ее уцелевшие храмы-ровесники и создадим подобную гармоничную систему. Нам помогут найденные ранее многочисленные фрагменты колонн, мозаичных полов, архитектурных деталей из мрамора, капители, смальтовых мозаик, по которым подберут цветовую гамму. Зная, что там был мозаичный Пантократор или Оранта, можно воссоздать их по древним технологиям.
Это не будет достоверная Десятинная церковь, но воссоздается образ, отвечающий времени создания храма, эстетике эпохи Владимира Крестителя. Я считаю, что то место, тот энергетический столп, столетиями намоленный нашими прадедами, не должно пустовать. Пусть стоит храм и звучит молитва, потому что каждый храм, по словам апостола Андрея Первозванного, распространяет вокруг благодать Божию.
529Читайте нас у Facebook