Операцию по спасению 33 членов экипажа и троих пассажиров горящего теплохода «гесс» на протяжении двух часов координировал по радио Рядовой пограничных войск украины алексей додонов
Беспрецедентная эпопея тушения пожара на терпящем бедствие морском судне продолжалась четверо суток. А закончилась только позавчера поздним вечером. Объятый черным дымом теплоход (тлели контейнеры с грузом, установленные на верхней палубе) наконец-то, при усилившемся ветре и штормовой волне, удалось отбуксировать к берегу и ошвартовать в бухте Узкая в районе поселка Черноморское на северо-западе Крымского полуострова. К окончательной ликвидации очагов возгорания сразу же приступили подразделения МЧС, расчеты противопожарной службы Крыма, «Черноморнефтегаз». Лишь загасив тлеющий груз, спасатели начали откачку 96 тонн дизельного топлива, находившегося в трюме рядом с машинным отделением.
Авария обросла самыми жуткими слухами
В номере за 21 января «ФАКТЫ» уже сообщали первые подробности о терпящем в Черном море бедствие теплоходе «Гесс». Однако дальнейший ход спасательных работ и тушения пожара на судне был окутан такой завесой секретности, словно в порту Черноморского приземлились инопланетяне. «Какой закон о печати?! -- восклицали неприступные охранники. -- Да хоть Президент Украины будет ехать -- не пропустим! А прессу тем более приказано не пускать!» Приблизительно то же самое сказали и в бюро пропусков порта. Поэтому автору этих строк пришлось нелегально пробираться на территорию «сверхсекретного» объекта, затерявшись в толпе прибывших из Севастополя родственников членов команды «Гесса».
По коридорам здания управления портом деловито сновали вице-премьер правительства Крыма Владимир Шкаберин и облаченный в оранжевые одежды начальник крымского главка МЧС Украины генерал Александр Александров. Они то и дело запирались в кабинетах для проведения оперативных совещаний. Все мои попытки прояснить ситуацию с горящим уже вторые сутки теплоходом закончились тем, что дюжие молодцы, представившиеся работниками службы безопасности «Черноморнефтегаза», силой выдворили меня за пределы территории порта. А тем временем по поселку Черноморское ползли самые нелепые слухи, обрастающие жуткими «подробностями», о том, что на траверзе порта горит военный корабль ВМС Украины, а на берег доставляют обгоревшие труппы
Ситуацию прояснил директор компании «Гесс и К» Юрий Кравцов, дежуривший у стен Черноморской райбольницы, где находились пострадавшие моряки:
-- Пока судно не отбуксировали к берегу -- ничего конкретного сказать не могу, -- объяснил Юрий Михайлович. -- Мы сами в недоумении: такая опытная команда и вдруг пожар. Это просто в голове не укладывается. Но самое главное, что это ЧП обошлось без человеческих жертв. Судно, конечно, не подлежит восстановлению. Я должен отдать должное оперативности береговых служб. Молодцы пограничники, слов нет, чтобы выразить им благодарность за спасение людей.
-- Это был челночный рейс в Турцию?
-- Нет, «Гесс» -- грузовое судно. Там находились 33 члена экипажа и три сопровождающих генеральный груз из Стамбула в Скадовск.
-- Что значит «генеральный»?
-- Это разнообразные сухие грузы -- текстиль, пробка, пенопласт, изюм. Вчера по телевидению такую чушь показали! Где-то засняли или вытянули из архива горящее судно, водоизмещением более 100 тысяч тонн. На фоне такой объятой пламенем заставки рассказали, что наш теплоход вез 1200 тонн пластмассовой пробки. Чтобы доставить такое количество груза с таким удельным весом (одна тонна на 30 кубических метров), надо задействовать весь торговый флот Украины!.. Из этого ЧП делают сенсацию, но в мировой практике судоплавания каждый день случаются три-четыре подобные аварии. Пример тому -- гибель тунисского сухогруза «Амира» под Севастополем, буквально несколько дней назад. К сожалению, судно мгновенно затонуло, и вся команда погибла.
-- Кстати, на днях в Севастополь приезжала тунисская делегация. Удалось выяснить причину кораблекрушения?
-- В Мариупольском порту они загрузились углем при температуре минус 20 градусов. Груз смерзся, а при заходе в Черное море, где температура воды плюс 9--12 градусов, уголь оттаял, и в трюме получилась жидкая «каша». При развороте судна груз сместился, и произошло его мгновенное опрокидывание. Все случилось так внезапно, что люди не успели покинуть корабль и перебраться на спасательные плоты. Но это лишь наше предположение, а как было на самом деле, вероятно, не узнает никто
Паники не было, но люди покидали горящее судно кто в чем был, даже босиком
А вот что удалось выяснить об операции по спасению экипажа и пассажиров теплохода «Гесс».
-- Вызов на «скорую» поступил в 14. 50, -- рассказывает медсестра приемного отделения Черноморской райбольницы Валентина Якименко. -- Машину сразу же отправили в бухту. По тревоге в больницу прибыли главный врач, начальник медслужбы и заведующий хирургическим отделением. Прямо на причале провели обезболивание обгоревшим.
-- Была ли реальная угроза их жизни?
-- Самого тяжелого пострадавшего, второго механика Валентина Васильева, доставили с переохлаждением в больницу на аппарате искусственного дыхания, всю ночь и на следующий день от него не отходили врачи-реаниматоры.
-- У моториста Вячеслава Совкова и старшего механика Олега Эртнера были термические ожоги 1-й и 2-й степени, -- добавляет дежурный хирург Алексей Сотолюк. -- Состояние у них было средней тяжести, и сейчас уже наступила положительная динамика выздоровления.
Вместе с хирургом мы прошли к палате, где находятся пострадавшие, однако все они наотрез отказались общаться с представителем прессы, ссылаясь на запрет начальства. То же заявили и остальные члены спасшегося экипажа, которых разместили в гостинице. Оставалось только предполагать, что пожар начался в машинном отделении теплохода, постольку получившие сильные ожоги находились именно там.
Впрочем, подробная информация о том, что происходило в Черном море у мыса Тарханкут, благодаря начальнику пресс-службы Азово-Черноморского направления пограничных войск Сергею Поддубному поступила в корпункт «ФАКТОВ» еще в субботу в 13. 15 -- ровно через 5 минут после того, как был замечен дым над кормой теплохода «Гесс».
-- В час ночи теплоход вышел из Стамбула в украинский порт Скадовск, -- рассказал майор Поддубный. -- На радиосвязь с крымскими пограничниками судно в последний раз вышло в 12. 15 дня -- за час до пожара. У них на борту было все нормально. Но затем рядовой пограничник Алексей Дадонов увидел дым над кормовой частью проходившего теплохода и сразу доложил об этом начальнику Черноморской заставы Юрию Шиманскому, который немедленно оповестил все береговые службы -- порт Черноморского, рыбаков, крымский главк МЧС, ВМС Украины. Все попытки выйти на связь с теплоходом были безрезультатными, судно уже не отвечало на запросы. В 13. 10 теплоход остановился в точке на расстоянии 70 кабельтовых от берега (13 километров. -- Авт. ) В 13. 40 Алексей Дадонов доложил, что судно охватил открытый огонь, а команда спасается на плотах. Из порта Черноморского на помощь терпящим бедствие в 13. 55 вышел буксир «Мирный» с пограничным нарядом на борту под командованием старшего лейтенанта Александра Лободзинского. В 14. 30 в район кораблекрушения направились сейнеры «Бриз» и «Вильнюс». В ходе спасательной операции на борт «Мирного» были подняты 32 человека, еще четырех подобрал «Бриз». Всех спасенных доставили в бухту Узкая и в порт Черноморского. Пограничники доставили потерпевшим теплую одежду, поскольку многие члены экипажа прыгали за борт босиком и кто в чем был. До приезда медиков пограничники отогревали потерпевших горячим чаем. Троих моряков, получивших сильные ожоги, и одного с переохлаждением, отправили в больницу, остальных в «Мрiю» -- базу отдыха «Черноморнефтегаза». Из них 35 граждан Украины и один гражданин Молдовы.
-- Как только получили сигнал бедствия от пограничников, -- рассказывает капитан сейнера «Вильнюс» Андрей Дудин, -- сразу отдали швартовые, благо вся команда была на месте. Я раньше попадал в подобный переплет и знаю, что такое морское братство. Тогда двигатель нашего сейнера внезапно заглох в открытом море. Четверо суток нас бросало по штормовым волнам. И как мы были рады, этого не описать, когда нас спасли!
-- Когда мы подошли к горящему теплоходу, -- продолжает капитан сейнера «Мирный» Михаил Шевчук, -- люди в страхе держались за плоты. Они не рассчитывали, что помощь подоспеет так быстро. Все кричали: «Мы здесь!» И, да простят меня мужики, у многих на глазах были слезы. Те, кому приходилось побывать в такой ситуации, знают, как страшно оказаться в холодном штормовом море, когда судовая радиостанция даже не успела передать сигнал бедствия «SOS». Люди не могли словами передать, что они чувствовали в эти минуты, сжимали кулаки и сквозь слезы смотрели на нас. Но мы-то понимали, что они хотели сказать.
Все спасенные в первую очередь должны быть благодарны рядовому пограничнику Алексею Дадонову. Когда катер со старшим лейтенантом Александром Лободзинским подошел к горящему теплоходу, часть людей была на плотах, а остальные находились в ледяной воде (4--6 градусов тепла). Рядом плавали пластиковые пробки, синтетические панели утепления, другие части груза, а вокруг судна стелился едкий черный дым. С берега при помощи оптических приборов визуального наблюдения Алеша Дадонов по радио корректировал работу спасательных судов, постольку видел, где на поверхности воды еще оставались люди.
Приказом командующего Азово-Черноморского направления пограничных войск Укоаины рядовой Алексей Дадонов поощрен досрочным отпуском на родину в Харьковскую область. В Киеве готовится представление о награждении доблестного пограничника.
«Гесс» -- грузовое судно, порт приписки Севастополь. Принадлежит ЗАО «Тарас, Денис, Гесс и К». Длина 55 метров, водоизмещение 2680 тонн. На борту имело 250 тонн груза. »
473Читайте нас у Facebook