Чтобы показать хранящуюся в киевском русском музее икону «борис и глеб» на выставке в сша, американцы готовы были предоставить для перевозки этого бесценного экспоната xiii века персональный самолет
Осенью 1945 года в переполненном товарном вагоне поезда из Москвы в Киев ехала хрупкая женщина. Всю дорогу, не смыкая глаз и не выпуская из рук небольшой сверток, она просидела на своем чемоданчике. Это была Лидия Андреевна Пелькина, научный сотрудник Киевского музея русского искусства. Только закончилась война, и для пополнения коллекции музея, пострадавшей от оккупации (исчезло более полутора тысяч экспонатов), Всесоюзный комитет по делам искусства выделил художественные произведения даже из Государственной Третьяковской галереи.
В рулончике, который Лидия Андреевна всю дорогу прижимала к груди, были полотна Брюллова, Тропинина, Коровина, Серебряковой -- бесценные работы великих мастеров, которые составили бы славу любому музею мира.
Сегодня собрание Киевского музея русского искусства насчитывает около 12 тысяч произведений живописи, графики, изделий декоративно-прикладного искусства. Основу коллекции составило собрание картин Федора и Николы Терещенко, известных киевских сахарозаводчиков и меценатов. Картины Крамского, Верещагина, Поленова, Врубеля, Маковского братья приобретали у самих художников. Благодаря знакомству Федора Артемьевича с Крамским в коллекции мецената появилось одно из лучших произведений живописца -- «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев» (1883).
За время своего существования музей получил немало подарков: от жены Максима Горького -- картину А. Архипова «Молодая крестьянка в желтом платке», согласно завещанию киевлянина Д. Сигалова -- около 400 полотен, среди них работы Врубеля, Кустодиева, Серебряковой
-- Посетители часто нас упрекают, -- говорит директор Киевского музея русского искусства Тамара Солдатова, -- что, мол, лучшие работы мы прячем в запасниках. Поэтому, в преддверии юбилея, мы решили пойти на необычный эксперимент. Кроме постоянной экспозиции, покажем максимум произведений из хранилища. Один из залов посвятили советскому искусству. Сюжет многих этих работ, конечно же идеологизирован, но исполнительское мастерство -- на высочайшем уровне.
-- Однако у нас есть свои проблемы. За 120 лет дом, где расположен музей (особняк приобрели и перестроили братья Терещенко еще в 80-е годы позапрошлого столетия для своей семьи), капитально не ремонтировался ни разу! Если силами наших научных сотрудников еще удается сохранять бесценные коллекции, то само здание -- памятник архитектуры XIX века, переживший бурные годы революции, войну, -- разрушается на глазах, и мы ничего не можем сделать.
Музей владеет уникальной иконой XIII века «Борис и Глеб». Реставраторы дали уже пять заключений, что категорически запрещается менять ее местоположение, даже прикасаться к ней нельзя. Когда Министерство культуры Украины готовило выставку в Америке, для этой иконы принимающая сторона предлагала даже предоставить персональный самолет.
По нашей небольшой улочке Терещенковской проходят два троллейбусных маршрута, бесконечен поток автомобилей. Вибрация от транспорта такая, что несколько раз в старом здании срабатывала сигнализация. А строительство подземного гаража во дворе музея привело к тому, что в нашей библиотеке, где хранится еще прижизненное издание Александра Пушкина, потрескался и просел потолок!
Обвалился потолок и в самом большом и «дорогом» репинском зале. Огромный кусок штукатурки буквально чудом не зацепил рабочего, вешавшего картину, страховая стоимость которой -- ни много ни мало один миллион долларов.
223Читайте нас у Facebook