Сказка, сочиненная внуком гетмана кирилла разумовского для своего племянника алексея толстого, получила всенародное признание благодаря кинорежиссеру виктору гресю
Победно прошествовав по кинофестивалям в 1981 году, фильм украинского режиссера Виктора Греся «Черная курица или Подземные жители» в 1982 году вышел на широкий экран и получил всенародное признание! Минуло 20 лет, но пусти картину в прокат сегодня, она имела бы не меньший успех, потому что не только не устарела, а, пожалуй, приобрела новое звучание
Напомним, однако, сюжет. Нежное дитя Алешу Ланского отдают в пансион, где его встречает суровая действительность. Олицетворяет ее воспитатель Кобылкин, требующий беспрекословного послушания и за любое вольнодумство наказывающий воспитанников розгами. Проявляй послушание, впитывай науки, и жизнь твоя устроится наилучшим образом -- вот что должен усвоить Алеша. Но в дело, как и положено в сказке, вмешивается случай. Увидев, что дворовая девка несет резать любимую курицу Чернушку, Алеша умоляет отпустить ее. Он готов отдать за жизнь Чернушки самое дорогое, что у него есть, -- материнский медальон! И курице даруют завтрашний день.
Курица, конечно же, оказывается не простой -- это министр в правительстве подземного народа! И в новогоднюю ночь Алеша попадает в его владения. В благодарность за спасение министра повелитель подземного мира предлагает Алеше награду. Мальчик получает ячменное зернышко, которое помогает ему усвоить все преподаваемые в школе науки. Но никому, никогда, ни при каких обстоятельствах он не должен рассказывать о существовании Подземных жителей, ибо это грозит им большими несчастьями. Алеша обещает
Но первое же утро преподносит ему испытание: не учивши урок, мальчик блестяще отвечает и получает похвалу. Она незаслуженная -- и Алеше стыдно. Но дни идут, его продолжают хвалить, и ему это нравится все больше. Вот об Алеше стало известно высокому начальству, вот его принимает сама императрица
Однако сколько веревочке не виться Алешу приперли к стенке: «Не учил, а знаешь?!» И мальчик открывает тайну волшебного зернышка. За этим следует уход Подземных жителей. Алеша рыдает, просит его простить. Его, конечно же, прощают, но куда деться от себя и своей памяти?
Сказку, сочиненную внуком последнего гетмана Левобережной Украины Кирилла Разумовского философом Антонием Погорельским для своего племянника -- будущего писателя Алексея Толстого, кинорежиссер Виктор Гресь помнил не столько в сюжетных подробностях, сколько в ощущениях -- его душа запечатлела боль, испытанную мальчиком, который предал и горько раскаялся.
-- Не было ли у вас опасения, что жизнь когда-нибудь поставит вас в обстоятельства, требующие предательства?
-- Я об этом прежде не задумывался. Но сейчас, «отмотав» мысленно жизненную «ленту» назад, могу сказать, что, возможно, не снял бы «Курицу », не будь до нее в моей жизни короткометражки «Кто умрет сегодня».
Сюжет несложный: группа раненых выходит из окружения. Они гибнут один за другим, а когда наконец находят колодец, и спасение кажется так близко, в небе появляется вражеский самолет, который расстреливает беззащитных. Один из оставшихся в живых, петляя, уходит в сивашскую грязь. Но когда чувствует, что смерть неотвратима, он поднимается. Не потому, что такой уж герой, а потому, что если уж умирать -- так человеком. Потом самолет загорается, и уже немец оказывается в грязи: он отступает, и болото поглощает его
Картина пронизана библейскими мотивами, и стилистика ее соответствующая. Можете представить, что это значило в советские времена! А тут еще боец петляет, как заяц Мне приписали «пораженческие настроения». Требовали вырезать из картины ее плоть, ее дыхание. Ждали, что сломаюсь. Но я чувствовал: если однажды сделаю «это», то уже никогда не поднимусь с колен. Ведь что бы или кого бы человек не предавал -- страну, друзей, родных, в основе лежит потеря себя самого.
С благодарностью вспоминаю Виктора Ивченко, который настоял перед республиканским Госкино на том, чтобы мне дали возможность защититься во ВГИКе, и Марка Донского, который собрал в Болшево Чухрая, Герасимова, Ромма, Рошаля -- они взяли меня под защиту. Но фильм так и остался «на полке».
-- Можно ли сказать, что в «Курице» вы заклеймили мир, который ломает людей, вынуждая их к безнравственным поступкам?
-- Вовсе нет. Погружая Алешу в мир, который легко управляется посредством розг, я не осуждаю его -- он таков, каков есть. Тот же Кобылкин уверен, что честно служит отечеству, воспитывая послушных граждан. Алешу этот мир травмирует, но и заставляет выстрадать свою жизненную позицию. Я уверен: совратить можно человека даже самой тонкой души. Но такой человек рано или поздно покается. Это я подчеркнул, заострив ситуацию: если в сказке Погорельского Алеша просит волшебное зернышко, то моему Алеше его дарят, несмотря на то, что он оказывается от вознаграждения. Мальчик искренне бескорыстен, но лесть соблазняет его душу, и он прибегает к магической силе, чтобы слышать ее снова и снова.
-- И все-таки в фильме звучал упрек тем, кто, может быть, даже не по своей воле вынудил Алешу к предательству. Но вы в своих интервью рассказывали, что этот фрагмент вырезали.
-- Дело выглядело так. После того как Алешу выпороли, учителя приступили к трапезе. Только преподаватель французского не сел со всеми за стол. На тарелках -- остатки курицы. Разговор -- о вреде фантазий: мол, надо меньше читать вздорных книг Гафт, выслушав всех, сказал: «Гадко и подло мы живем, господа. Слышите, как бьют часы? Единственное, что не ложно -- это время. А оно не с нами, господа. Оно принадлежит будущему». После этого он уходит, но напоследок оборачивается, прикладывает палец к губам и говорит: «Они придут-с».
-- Это было предчувствие перемен?
-- Да нет. Просто художнику всегда было свойственно надеяться, что придут новые времена, а с ними и новые люди.
-- Увидев «Черную курицу» на Московском кинофестивале, английский режиссер Рональд Спенсер противопоставил эту картину произведениям «некоторых режиссеров Запада, которые заполняют фильмы для детей сценами насилия». Прошло не так много времени -- и плоды творчества этих самых «некоторых режиссеров» были предложены нашим детям -- и посмотрите, как они переменились.
-- Человек -- лакмусовая бумажка. Помести его в одну среду -- он один, в другую -- другой. И если я прежде думал, что достаточно включать в работу душу отдельного человека, то теперь полагаю: нужно мобилизовать духовный потенциал народа. Поэтому теперь хотел бы обратиться к энциклопедии украинской национальной духовности -- «Тарасу Бульбе». Вспомнить эту гоголевскую повесть есть не только повод (в нынешнем году 160 лет со времени создания этого произведения), но и необходимость.
Сегодня как никогда важно говорить о метаниях сердец, преданных родине и народу, о неоднозначности человеческих мыслей и поступков. Гоголь, а вслед за ним Белинский предупреждали фанатиков: без идеи нет общества, но когда идея становится важнее жизни -- жизнь гибнет. Они остались неуслышанными -- и сколько жизней отдано за идею! Мы сидим среди ее обломков, а вокруг полно новых фанатиков
Как же не обратиться к трагедии, которая произросла из столкновения сердечного стремления и гражданского долга? Но фильм пока еще на бумаге -- нужны деньги
461Читайте нас у Facebook