ПОИСК
Події

Автомобиль, в котором в 1914 году были застрелены австрийский эрцгерцог фердинанд и его супруга, стал причиной смерти четырнадцати человек

0:00 9 листопада 2001
Все, кто после гибели эрцгерцога приобретал ярко-красный красавец «Грэф унд Штифт», либо погибал, либо становился калекой

В прошедшие две недели машины в Киеве словно сошли с ума -- одна авария следует за другой. То грузовик на маршрутное такси наедет, то «Жигули» врежутся в толпу. А в один из дней в столице было зафиксировано рекордное количество ДТП с участием тридцати(!) автомобилей. Все случившиеся на дорогах столицы происшествия, как и положено, тщательнейшим образом расследуют компетентные органы, а мы решили обратиться к исследованиям судебного медика, американца Джонатана Барча, который несколько лет назад пытался доказать существование так называемых механизмов-убийц, выходящих из-под контроля человека. Не явилось ли подтверждением его теории то, что, Барч погиб под колесами собственного автомобиля, который безо всяких на то причин тронулся с места, когда хозяин лежал под его днищем?

«Купив автомобиль, вы купили часы, которые начали отмерять время вашей жизни вспять»

После гибели Барча его теорию о механизмах-убийцах продолжил развивать профессор психологии Минессотского университета Дан Крейнворт, друг покойного. Но и ему не удалось довести свою работу до конца. Профессор также погиб при загадочных обстоятельствах. 22 ноября 1998 года Крейнворт был задушен на кухне… собственным кухонным комбайном -- его длинные волосы попали в мотор агрегата.

Джонатан Барч и Дан Крейнворт все же успели рассказать о некоторых загадочных случаях, связанных с так называемыми механизмами-убийцами. Выступая на ежегодном семинаре в Париже, Крейнворт сказал фразу, которую цитировали потом многие издания: «Купив автомобиль, вы купили часы, которые начали отмерять время вашей жизни вспять». Эти слова как нельзя лучше подходят ко всем хозяевам одного очень знаменитого автомобиля. Речь пойдет о фаэтоне «Грэф унд Штифт», в котором 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево был застрелен австрийский эрцгерцог Фердинанд, что и стало, как известно, причиной Первой мировой войны. С этого дня автомобиль покойного эрцгерцога начал жить как бы своей жизнью, убивая всех, кто его приобретал.

Венское предприятие «Винер Аутомобильфабрик АГ Грэф унд Штифт» было основано в 1908 году и сразу же приобрело отличную репутацию. Машины, сходившие с его конвейера, отличались прочностью и комфортабельностью. На фабрике были разработаны несколько видов очень дорогих автомобилей с мощностью двигателя от 18 до 65 лошадиных сил. Правда, покупка такого экземпляра была по карману далеко не всем, и поэтому фаэтоны «Грэф унд Штифт», как правило, оказывались в гаражах у представителей австро-венгерской знати.

РЕКЛАМА

Один из таких красавцев-фаэтонов и приобрел в 1910 году австрийский граф Франц Мария Альфред Харра.

Автомобиль сам завез своих пассажиров в западню?

Это был очень шикарный автомобиль. Его салон украшали бар, мягкие диваны из натуральной кожи, панели из ценных пород дерева, шелковые шторы на окнах. Дверные ручки «Грэф унд Штифта» сверкали позолотой. Супруга эрцгерцога Франца Фердинанда герцогиня Гогенбургская София влюбилась в фаэтон с первого взгляда. Узнав об этом, близкий друг эрцгерцога граф Харра предложил Францу и его жене свой автомобиль для поездки в Боснию. София была в восторге, не подозревая о том, что это путешествие будет последним в ее жизни.

РЕКЛАМА

До Сараево супруги добрались без приключений. Но после прибытия в столицу Боснии София уговорила мужа покататься на «Грэфе» по городу. Франц Фердинанд знал, насколько сильны антиавстрийские настроения в Боснии и что на любом перекрестке Сараево их могут поджидать террористы, но все же поддался на уговоры жены.

Не успел «Грэф» отъехал от гостиницы, в которой остановились высокопоставленные особы, как к автомобилю подбежал какой-то парень и… бросил под его колеса бомбу. Правда, тогда все, можно сказать, обошлось -- легкие ранения получили лишь четверо офицеров охраны эрцгерцога. Однако досадное происшествие не остановило Фердинанда, и он вместе с супругой отправился на «Грэфе» в госпиталь, чтобы навестить раненых охранников. На одном из перекрестков опытнейший водитель Фердинанда почему-то не вписался в поворот, но продолжил свой путь, в надежде развернуться чуть дальше. Каким образом автомобиль несколько минут спустя оказался в глухом переулке, непонятно. Но именно там из подъезда выскочил очередной террорист и в упор расстрелял Фердинанда и его жену.

РЕКЛАМА

Следствие полностью исключило возможность предательства шофера. Джонатан Барч сделал вывод, что, возможно, сам ярко-красный фаэтон… завез своих пассажиров в западню.

Через неделю после осады Сараево «Грэфом» завладел победоносный австрийский генерал Потиорек. А еще три недели спустя он потерпел сокрушительное поражение под Валиево и был отозван в Вену. Его автомобиль остался в Сараево. Потиорек предпринял несколько безрезультатных попыток вернуть «Грэф» и вскоре угодил в психиатрическую больницу, где и скончался.

Потеряв в аварии правую руку и детородный орган, губернатор Югославии приказал взорвать «проклятый фаэтон»

Следующим владельцем ярко-красного фаэтона стал адъютант генерала Потиорека, оставшийся в Сараево. Автомобиль достался ему, можно сказать, по-наследству, чему адьютант был несказанно рад. В первый же день он несколько раз проехался на фаэтоне по столице Боснии. Дамы провожали восхищенными взглядами блестящего кавалера на великолепной машине. Одну из барышень адьютант пытался уговорить проехаться с ним, но та предпочла лишь посмотреть, как бывший генеральский адъютант управляет таким шикарным автомобилем. Демонстрируя даме искусство вождения, молодой человек ехал с такой скоростью, не замечая ничего вокруг, что не успел сообразить, как под колеса «Грэфа» попали две хорватские крестьянки. Увидев результат своего лихачества, он вывернул руль влево и врезался в дуб. Ни крестьянкам, ни самому бравому адъютанту медики уже не понадобились. Этому хозяину фаэтон прослужил всего девять дней.

Некоторое время «Грэф» оставался невостребованным. И только когда на Балканском полуострове прекратились боевые действия, о нем вспомнили. Сам губернатор Югославии отдал распоряжение восстановить автомобиль и стал его следующим хозяином.

За четыре месяца обновленный автомобиль губернатора вместе со своим хозяином четырежды попадал в аварии. Правда, во время первых трех все их участники отделались легким испугом. В четвертой аварии хозяин «Грэфа» лишился правой руки и… детородного органа. Разгневанный губернатор приказал «разнести злосчастный автомобиль на куски и взорвать динамитом». Но нашлась «добрая душа», которая не выполнила приказа, и автомобиль достался доктору Сэркису, который ассистировал во время операции губернатора. Дело в том, что человек, ответственный за уничтожение «Грэфа», был наркоманом, и врач легко с ним договорился.

Сэркис долго искал водителя для своего нового авто. Но все, словно сговорившись, отказывались даже близко подходить к «Грэфу» покойного эрцгерцога. И тогда врач сам сел за руль. А через полгода доктора нашли мертвым в перевернутом автомобиле. На нем не было живого места. Вдова Сэркиса, погоревав о безвременно ушедшем муже, продала автомобиль-убийцу скупщику ювелирных изделий. Год спустя его нашли… с петлей на шее.

«Грэф» перешел к новому владельцу -- еще одному врачу. Но, на свое счастье, тот им почти не пользовался. Узнав о покупке врача, все его пациенты… сбежали от него к другому доктору.

Продав злосчастную машину, врач на радостях распил с новым ее владельцем бутылку шампанского

Этому врачу повезло больше всех. Узнав, по какой причине от него отказались пациенты, он решил продать «Грэф» швейцарскому автогонщику. Когда сделка состоялась, бывший хозяин фаэтона с облегчением вздохнул и даже на радостях распил с новым владельцем «Грэфа» бутылку шампанского.

Швейцарский гонщик во время гонок все в том же Сараево врезался на «Грэфе» в каменный столб. Его останки извлекли из автомобиля с большим трудом. А фаэтон, на чью-то беду, вновь был восстановлен.

Отремонтированный «Грэф» недолго оставался без хозяина. Его приобрел фермер из предместья Сараево. Прежде чем решиться на покупку, он долго советовался с местным экстрасенсом. Но тот, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что на «Грэфе» гибли представители интеллигенции, а для фермера ярко-красный фаэтон не представляет никакой опасности. Обрадованный «подарком судьбы» фермер несколько месяцев ездил на фаэтоне, пока однажды «Грэф» без всяких видимых причин не остановился прямо посреди дороги. Фермер попросил проезжавшего на телеге крестьянина помочь ему довезти автомобиль до фермы. «Грэф» привязали к лошади, и фермер уселся за руль своего авто. Но машина вдруг ни с того ни с сего завелась сама по себе и помчалась вперед. Перескочив через телегу и лошадь, автомобиль перевернулся. Фермер погиб.

Некоторое время «Грэф» стоял в гараже у некоего Тибора Хиршвилда, своего последнего хозяина. Отремонтировав автомобиль за свой счет, Тибор несколько месяцев разъезжал на нем по Сараево, пока не влюбился. Его чувства были настолько сильны, что он предложил своей избраннице руку и сердце. Но свадьбе так и не суждено было состояться. По дороге в церковь Тибор, обгоняя на «Грэфе» автобус, не справился с управлением. Хозяин автомобиля и ехавшие с ним четверо друзей скончались на месте.

После этой трагедии никто больше не стал испытывать судьбу, и машину-убийцу выставили на всеобщее обозрение в Венском военно-историческом музее. В годы Второй мировой войны во время одной из бомбежек «Грэф» был практически уничтожен. Но после войны зловещий экспонат снова восстановили…

1190

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів