ПОИСК
Події

Бывший киевлянин сержант вмф сша вячеслав москалец: «я пошел служить в военно-морской флот сша, чтобы получить… Бесплатное образование»

0:00 15 листопада 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Впервые в истории Соединенных Штатов на борт американского авианосца были допущены иностранные журналисты

Уже месяц весь мир с тревогой следит за развитием событий в Афганистане. США при содействии НАТО обрушили на эту страну всю свою военную мощь в попытке покарать талибов, которые предоставили укрытие террористу номер один Усаме бен Ладену. Первая эйфория от массированных бомбардировок прошла. Действия антитеррористической коалиции подвергаются в западных средствах массовой информации все большей критике. Вашингтон явно проигрывает информационную войну. Чтобы исправить положение, Пентагон разрешил группе журналистов, представляющих различные телекомпании, побывать на борту одного из четырех американских авианосцев, которые в настоящее время служат плавучими базами для бомбардировщиков, летающих на Афганистан. Волей судьбы на корабле «Теодор Рузвельт» оказался бывший киевлянин, а ныне сержант Военно-морского флота США Вячеслав Москалец. Его интервью программе «Намедни» российской телекомпании НТВ позволит сегодня читателям «ФАКТОВ» узнать почти все о жизни целого города на воде, коим является американский авианосец…

Муж и жена к службе на одном корабле не допускаются, а за романтические отношения членов экипажа наказывают штрафом или списанием на берегБЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО»

На «Теодоре Рузвельте» служат более пяти с половиной тысяч человек -- население среднего американского городка. Постороннему ничего не стоит заблудиться в замысловатом сплетении коридоров, трапов, переходов. Эти лабиринты способны сбить с толку даже тех, кто обычно хорошо ориентируется в малознакомой местности. Но те, кто здесь служит, знают корабль как свои пять пальцев. Вячеслав Москалец -- не исключение. На «Рузвельте» он уже два года. Незадолго до развала Советского Союза его семья эмигрировала в США, чтобы избежать притеснений «за веру»: они баптисты.

Сначала Вячеслав получил статус беженца, затем американское гражданство. Работал инженером-электронщиком. Четыре года назад записался во флот. Говорит, что сделал это ради будущего образования: на авианосце можно учиться бесплатно. Три раза в неделю проходят занятия по нескольким предметам: математика, английский язык, история США, спецдисциплины. По окончании службы можно поступить практически в любой колледж, так как уволившимся в запас военнослужащим предоставляются льготы.

Службой на авианосце сержант Москалец доволен. «Это целый город. Высота корабля от киля до флагштока 72 метра. Как 24-этажный дом… » -- рассказывает бывший киевлянин. На «Рузвельте» есть даже собственная телестудия. Она круглосуточно транслирует программы по четырем каналам. Один из которых для внутренней информации, по нему каждую неделю к экипажу обращается командующий авианосцем. Три канала для музыкальных программ и фильмов, отбор которых достаточно строгий. В эфир попадают только боевики, комедии и мелодрамы -- никакой политики, никаких «ужастиков». Есть и радиостанция.

РЕКЛАМА

Авианосец живет со свойственными любому городку проблемами. Одна из них -- вирусные заболевания. В местной больнице несут службу семь медиков: хирург, анестезиолог, психолог, терапевт, медсестры. Корабельный госпиталь в любой момент готов принять до 40 тяжелых пациентов. По Интернету можно проконсультироваться с ведущими американскими специалистами на берегу и даже сделать операцию, следуя их указаниям. Раненых во время кампании в Афганистане пока не было, зато «мирных» больных хватает. Начальник госпиталя капитан Майкл Маккартен рассказывает: «Здесь все, как в маленьком городе, -- простуда, расстройства желудка, ушибы, вывихи, переломы. Чаще заболевают те, кто работает на взлетной полосе. Это естественно: холодный ветер, холодная морская вода. Продуло -- и кашель с насморком тут как тут. Сегодня заболел один, завтра заразил соседа -- и пошло-поехало».

Другая проблема -- интимная жизнь. На авианосце служат более тысячи женщин, но романтические отношения между членами экипажа не приветствуются. Если подобное все же происходит, то провинившихся наказывают крупным денежным штрафом или даже списывают на берег. Муж и жена к службе на одном корабле не допускаются.

РЕКЛАМА

Моряки общаются с родными по Интернету, потому что по телефону дорого -- доллар в минуту

Пенни Прайс во флоте уже 18 лет. На «Рузвельт» попала меньше года назад. Американка тоже согласилась поделиться своими впечатлениями: «Самое сложное для всех нас -- это семья. У многих на берегу есть дети. У меня, например, 14-летний сын и 9-летняя дочь. Общаюсь с ними в основном по Интернету. Можно звонить по телефону, но это дорого: минута разговора -- доллар».

Женщины живут на отдельном этаже. Мужчинам туда вход воспрещен. Случайно или нет, но «женский» этаж расположен прямо под взлетно-посадочной полосой. И представительницы слабого пола больше всех страдают от жуткого шума, производимого самолетами. «Да, грохот садящихся и взлетающих истребителей невыносим», -- соглашается Вячеслав Москалец. Спрятаться от него некуда. Металлический корпус корабля создает эффект бочки. «Когда я услышал этот грохот впервые, то решил, что мы подорвались на мине!» -- вспоминает сержант.

РЕКЛАМА

На «женском» этаже Москалец не был. Но не думает, что он чем-то отличается от «мужских» жилых отсеков. Матросы спят на трехъярусных койках, нижнее место считается привилегированным. Под койками стоят ящики, в которых хранятся личные вещи. «Здесь очень мало места. Когда протягиваешь руку, то достаешь до потолка. Чтобы почитать книгу, приходится ложиться плашмя, иначе не устроишься. Особенно неудобно утром, когда в узком проходе толкутся сразу шесть человек. Если хочешь этого избежать, вставай раньше других», -- рассказывает Вячеслав.

На сборы по тревоге дается четыре минуты. У каждого военнослужащего есть своя специальность. Москалец -- пожарный, и ему приходится надевать особый защитный комбинезон. Благо тревоги пока были только учебные…

И все же боевые вылеты истребителей-бомбардировщиков полностью изменили ритм жизни экипажа. День и ночь поменялись местами, так как удары по талибам наносятся преимущественно в темное время суток. Команда теперь уходит спать в 8--9 часов утра. Тем не менее у членов экипажа есть примерно пять часов свободного времени ежедневно. И все спешат в тренажерный зал. Занятия спортом -- не только увлечение, но и необходимость. Два раза в год все матросы и офицеры сдают экзамен по физической подготовке. В зависимости от веса нужно сделать определенное количество приседаний и отжиманий. И пробежать 4 километра -- естественно, по палубе.

На камбузе «Теодора Рузвельта» ежедневно готовят 20 тысяч(!) блюд

Каждые полгода экипажу делают тесты на наркотики и алкоголь. Это не очень понятно, так как кровь берут во время похода, а на корабле нет ни грамма спиртного, не говоря уже о «травке». Правда, после 45 суток плавания каждому положено по две банки пива, но сейчас, из-за боевой операции, это правило отменили. Что касается курящих, то их на «Рузвельте» немало. Однако курить разрешается только в специально отведенных местах. А их на огромном корабле… два. Поэтому курят люди редко, и если уж выбираются на лавочку, то за раз «пускают в расход» две-три сигареты. Кое-кто перешел на сигары: они крепче.

С кормежкой проблем нет. За день на камбузе готовится до 20 тысяч(!) блюд -- чтобы обеспечить ассортимент. Например, на завтрак предлагается омлет, жареный бекон, тушеные бобы, салаты, кукурузные хлопья, каши, мороженое, взбитые сливки, свежие фрукты. Обычно каждый моряк на завтрак съедает по три-четыре блюда, но можно брать все сразу и по нескольку раз. Из напитков -- чай, кофе, молоко, соки, пепси, спрайт. Главный кок «Рузвельта» рассказывает, что на завтрак у него уходит 3500 яиц. На обед для каждого моряка готовят по восемь блюд. Особенно тяжело приходится, когда в меню стоят жареные цыплята. Возни с ними много, а накормить нужно весь экипаж: вряд ли кто-то откажется от такого кушанья.

Но даже все эти блага не делают службу на авианосце легкой. «Рузвельт», конечно, город, но город плавучий. Тысячи людей оказываются оторванными от близких минимум на полгода. Вся почта, в том числе и электронная, проходит строжайшую цензуру. Писать можно только по-английски и только на отвлеченные темы. Планируемых операций, вооружения, продвижения по службе членов экипажа касаться запрещено. Нельзя упоминать порты, в которые корабль заходил или будет заходить. Следует избегать имен и званий.

Контракт Вячеслава истекает в этом году, и продлевать его он не собирается. Хочет вернуться домой в Виргинию, где его ждут жена и семилетняя дочь. Будет продолжать учебу. Москалец считает себя американцем. У него много товарищей, хорошее начальство -- в общем, ноу проблем, как говорят на его новой родине. Вот только все чаще вспоминает Вячеслав Киев и Крещатик, особенно сейчас, на борту авианосца. И очень хочет услышать украинскую речь. «Дома мы с женой говорим по-украински. А дочь предпочитает английский. И хотя я стараюсь с ней общаться на родном языке, часто приходится переводить, чтобы она поняла… » -- признается сержант Военно-морского флота США Вячеслав Москалец. Он не знает, когда попадет домой: сроки окончания нынешнего боевого похода авианосца «Теодор Рузвельт» -- самая больная тема на борту корабля. Несмотря на секретность.

Материал подготовил Игорь КОЗЛОВ, «ФАКТЫ»

958

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів