ПОИСК
Події

«на асфальте кровь не успевает высыхать после аварий, -- утверждают жители села наконечное-2. -- 250 наших детей ежедневно идут в школу в соседнее село по дороге смерти… »

0:00 20 жовтня 2001
Сельчане, опасаясь за свои жизни, перекрыли движение автотранспорта на международной трассе

Во Львовской области по-прежнему темой номер один остается отчаянный шаг жителей села Наконечное-2 Яворовского района, о чем «ФАКТЫ» уже писали 18 октября. Напомним: после очередной аварии, во время которой сидевший за рулем иномарки сотрудник ГАИ сбил местную жительницу на международной трассе, проходящей через село в сторону самого крупного в Европе таможенного пропускного пункта «Краковец», жители села перекрыли дорогу всему автотранспорту. Информация о случившемся напоминала боевые сводки. Мол, люди, чашу терпения которых переполнили многочисленные кровавые ДТП под их окнами, избили милиционера-водителя, сожгли его автомобиль, перекопали бульдозером магистраль, возвели баррикады…

«Это был страшный удар! Женщина подлетела высоко вверх, а затем упала на дорогу»

-- Ну зачем же нас рисовать какими-то нелюдями? -- удивилась в разговоре с корреспондентом «ФАКТОВ» исполняющая обязанности председателя Наконеченского сельсовета Надежда Боднар. -- Никто машину не сжигал, дорогу не перекапывал, да и милиционера-то серьезно не били. Но сотрудник ГАИ действительно сбил своей машиной и сильно травмировал нашу жительницу -- 61-летнюю Веру Бык. Буквально неделю назад погибла под колесами еще одна наша односельчанка, а до этого -- подросток, а до этого -- два молодых парня…

В общем, с тех пор как открыли эту международную трассу, только в нашем селе погибло несколько человек, десятки получили различные травмы, а сколько было задавлено и покалечено скота, о домашней птице уж и говорить нечего!

Более года назад после очередной смерти мы также перекрывали дорогу. Приехало начальство, пообещало пустить трассу вокруг села, навести на ней порядок, но так ничего и не было сделано. Начали было на обходной копошиться, завозить песок, да потом все забросили. Хотя там надо было построить всего-то четыре километра! Про нас опять забыли.

РЕКЛАМА

Вы поймите, тут -- в селе -- дорога по всем параметрам просто не приспособлена под международную: тротуаров у нас нет, калитки домов выходят почти на трассу. Вот мы по ней и ходим, скот гоняем. Между тем по этой магистрали из-за границы или в сторону границы ежедневно проходит до пяти тысяч машин! Да на скорости 100--150 километров в час! А представьте себе, что тут творится в сумерках при отсутствии освещения!

Село наше, в отличие от многих, растет -- почти 1300 человек проживает. И если б вы знали, как все переживают, когда ежедневно в школу -- за шесть километров в соседнее село -- ежедневно хотят по дороге смерти 250 наших детей! Совсем маленьких возим на автобусе, выделенном райгосадминистрацией, а остальные?

РЕКЛАМА

Надежда Бондар укоризненно качает головой, поправляя накинутый на волосы черный платок. Потом спохватывается:

-- Сама-то я не видела, как все произошло. Вот, Стефа Васильева расскажет.

РЕКЛАМА

-- Самое удивительное, что все произошло средь бела дня, -- вспоминает свидетельница. -- Легковушка мчалась на огромной скорости, обогнала подводу, а за ней Вера на велосипеде уже почти въезжала во двор своего дома. Это был страшный удар! Женщина вместе с велосипедом подлетела высоко вверх, а затем упала на дорогу. Ее велосипед аж связало в узел! Все, кто это видел, попытались сразу броситься к ней на помощь. Но к лежавшей без сознания женщине даже не было возможности подойти -- огромные грузовики, ехавшие из-за рубежа, нас… не пропускали! Их водители, не сбавляя скорости, материли нас через открытые окна машин, хотя прекрасно видели и лежавшую на дороге в луже крови женщину, и валявшийся рядом покореженный велосипед, и стоящую на обочине разбитую «милицейскую» машину. ГАИшник в этот момент выбрался из машины и по «мобильнику» вызывал в село своих коллег.

Нам все же удалось как-то проскочить среди грузовиков и подбежать к Вере. Сразу было видно, что травмы у нее тяжелейшие. Несколько раз бегали к телефону и вызывали «скорую помощь» из Яворова, но она так и не приехала. Ну что было делать?! Пришлось взять ее на руки и на свой страх и риск, погрузив в машину нашего односельчанина, отвезти в районную больницу…

Как сообщил муж пострадавшей Ярослав Бык, в районной больнице определили, что у его жены переломы позвоночника и конечностей. Врачи оценивают ее состояние как средней тяжести.

«Машины на скорости в 200 километров летят через село. Спасаясь, висим на заборах!»

Отправляемся все вместе на место трагедии. Идем по той самой, правда, пока пустой от машин, злосчастной дороге. Налево -- крест, направо -- крест…

-- Да, да, -- отвечает на наш немой вопрос председатель.  — Это все погибшие под колесами, а сколько еще крестов не поставлено! Я-то тут живу недавно, а некоторые старожилы утверждают, что за последние годы на дороге погибло 47 человек. А вот смотрите: большие «кочки» из асфальта, их-то, наверное, кто-то и принял за якобы разрушенную бульдозером дорогу. Называются они, кажется, «ленивый милиционер». Их устанавливают специально, чтобы машины резко сбрасывали скорость, дабы преодолеть. Милицейское начальство поставило их сразу, как только село «взбунтовалось»…

Перед въездом в село на узкой дороге установлена солидная баррикада: деревянные строительные козлы, несколько бетонных балок и стволов деревьев перекрывают трассу. Правда -- по предварительной договоренности с бунтовщиками -- пропускаются местные рейсовые автобусы. А вот грузовикам и легковушкам, после коротких и яростных перебранок шоферов с сельчанами, приходится разворачиваться и пылить по огромным ухабам обычной разбитой сельской дороги -- в объезд. На баррикаде несут вахту с десятка два мальчишек и девчонок. В сторонке, сидя на лавочке, покуривая и не спеша переговариваясь, за ними приглядывают два «аксакала». Недалеко дымится несколько сгоревших автомобильных скатов -- ночная смена грелась.

Надо отдать должное жителям Наконечного -- служба оповещения у них на высоте! Заметив издалека председателя с незнакомыми людьми, кто-то из пацанов резко рванулся к церкви, и над селом зазвучал тревожный колокольный набат. И уже через несколько минут мы стоим в плотном окружении почти сотни сельчан, решивших, что к ним очередной раз приехало какое-то начальство -- уговаривать освободить проезд. Услышав, что мы из «ФАКТОВ», все заговорили одновременно -- безысходность, чувство «никому ненужности» прорвало плотину человеческого безграничного терпения.

-- Это вам только о самой аварии рассказали, а что было сразу после нее! -- вспоминает еще одна свидетельница Мария. -- Тот, кто сбил Веру, вызвал двух гаишников. Те приехали, крутились, крутились на месте аварии, потом один вдруг вскочил в разбитую машину, завел ее и… уехал. Второй берет сломанный велосипед и тоже пытается скрыться. Но наши мужики и бабы схватили его, ну и хорошенько… прижали. Заставили позвонить по мобильному телефону и приказать уехавшему, чтобы вернулся и поставил машину на место.

Потом делать замеры и проводить экспертизу приехали другие. Люди не дадут соврать -- при всех было заявлено: «В вашем селе вообще надо всех людей перебить! Вы мешаете нормально ездить!» Господи! Да тут непрерывно большое начальство с эскортом милицейских машин с мигалками и сиренами в сторону границы гасает. Как мы и все установленные здесь указательные знаки можем помешать им лететь на скорости в 200 километров через наше село!? Спасаясь, висим на заборах! Остановиться ведь они просто не смогут. Когда Веру сбили, наши мужики ходили с милиционерами -- замеряли тормозной путь. Так он составил 31 метр!

-- А какая тут загазованность, -- продолжили жители села Игорь и Степан. -- Раньше люди в палисадниках перед дорогой садили все -- овощи, ягоды, фрукты. А теперь разве только цветы. Отравиться боятся! От такого «воздуха» лица наших детей синюшного цвета. Беременные женщины детей не донашивают. От непрерывной вибрации при движении тяжело груженных грузовиков стены дома трескаются. Спать практически невозможно -- кровати сильно трясутся, а за окном сплошной круглосуточный рев двигателей…

По словам сельчан, «усмирять» их приезжали из Львова два автобуса с ОМОНом. Но власти так и не решились послать бойцов на народ, решивший стоять «насмерть». Поэтому установили возле баррикад перед селом пост ГАИ.

-- Да какое там дежурство! -- дружно возмутились люди. -- Они останавливают сначала грузовики, которые едут из-за рубежа в Украину, на наших глазах требуют у водителей «налог с груза» -- бананы, апельсины, вещи, а уже потом указывают, как объехать наше село. Поэтому не верим мы в эти разговоры про «заботу о нас» и будем «держать» трассу, пока не начнется строительство объездной дороги, тротуаров, ограждений, пока не наладят освещение, не установят нормальный постоянный пост ГАИ…

«И жители, и дети, и коровы идут по проезжей части международной трассы»

«ФАКТЫ» попросили прокомментировать случившееся главу Яворовской райгосадминистрации Степана Лукашика:

-- Ситуация объективно чрезвычайно сложная, и не потому, что какая-либо государственная структура ее не понимает. Инфраструктура Яворовского района последние 40 лет практически не развивалась. И все эти проблемы на сегодня на нас просто обрушились. Три года назад был построен один из самых больших международных переходов «Краковец», но подъездные пути к границе в критическом состоянии! Наиболее узкий участок дороги как раз и проходит через Наконечное-2. И транспорт, и жители, и дети, и коровы -- все движутся по проезжей части дороги.

Все было бы более-менее нормально, если бы участники движения придерживались правил. Но сельчане привыкли ходить по дороге -- так им удобнее, а водители не придерживаются правил, хотя мы специальным знаком ограничили движение на этом участке до 30 километров в час. В результате в этом селе каждый год происходит самое большое в области количество ДТП, половина из которых заканчивается трагически.

Почти два года назад машина насмерть сбила двух молодых парней, и люди так же перекрыли движение на трассе. Райгосадминистрация получила заверения руководства государственной корпорации «Укравтодор», что объездная дорога будет построена, о чем я и сообщил сельчанам. Мне поверили и сняли пикеты, но корпорация так и не построила объездную.

А ведь выхода нет! Думаю, это должны понять и в Министерстве транспорта, и в «Укравтодоре» и изыскать средства, чтобы решить проблему этого села. Райгосадминистрация систематически предъявляет претензии, вносит предложения, дошло до того, что мы уже звоним к руководству этих ведомств не только в служебные кабинеты, но и… домой. Однако воз и поныне там.

Конечно, что в нашей компетенции, все делаем: налаживаем освещение села, медленно (не хватает средств), но строим школу, занимаемся телефонизацией, выделили для детишек автобус, чтобы возить их в школу и домой, хотя в бюджете, формально говоря, такой статьи расхода нет. Вместе с райсоветом десятки раз обращались в областное управление милиции, чтобы установили в селе пост ГАИ, но этот вопрос там до сих пор так и не решили.

Строить же объездную часть трассы международного значения просто не в моей компетенции. Замечу -- для Минтранпорта и «Укравтодора» -- для такого строительства не нужны миллионы, чтобы снять этот наболевший вопрос. И не только в угоду жителям села, а и во имя того, чтобы транспортный поток из-за рубежа нормально шел к Киеву.

P. S. В областном управлении милиции, когда речь зашла о «подозреваемых» правоохранителях, «ФАКТАМ» традиционно коротко сообщили: идет следствие, а значит все покрыто жуткой тайной…

288

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів