ПОИСК
Події

Стихотворение «бабий яр» евгения евтушенко люди всегда слушают стоя

0:00 25 жовтня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
В Международном Соломоновом университете в ходе научных чтений по проблемам Холокоста впервые были освещены ранее неизвестные факты трагедии еврейского народа

Проблемам Холокоста было посвящено множество научных собраний, конференций и конгрессов, но есть темы, которые либо мало освещены, либо нуждаются в переосмыслении. Ведь спустя 60 лет после трагедии в Бабьем Яру катастрофа Холокоста в историческом масштабе видится и острее, и предметнее. А малоизвестные аспекты юридического, теологического и историографического характера трагедии, высказанные на конференции, заставляют взглянуть на страшные события прошлых лет несколько иначе.

Трагедия Холокоста была искупительной жертвой еврейского народа?

-- Естественный вопрос для верующего человека, который сталкивается с такими ужасающими фактами трагедии целого народа, как Холокост: где был Бог, когда гибли тысячи еврейских женщин и детей? Может быть, трагедия -- это Божья кара? Если есть Бог, разве такие события возможны? -- задается вопросами Леонид Мацих, проректор Международного Соломонова университета по иудаике и международным академическим связям. -- Такова реакция еврейских богословов на произошедшее! И это не просто слова. Это позиция людей, рассматривающих события катастрофы с религиозной точки зрения. Таких взглядов множество. Только «главных» еврейских теологических точек зрения больше десяти!

Одна из самых необычных точек зрения, которая, возможно, вызывает протест, трактует Холокост как искупительную жертву еврейского народа. Евреи, мол, принесли в жертву часть своего народа для того, чтобы пробудить совесть христианского мира. Эта трактовка необычная и одна из самых, с научной точки зрения, радикальных. Здесь четко прослеживается соответствующая библейская аналогия с гибелью Иисуса Христа во имя искупления грехов человеческих… Или вот еще одно мнение, тоже близкое к такому радикальному обоснованию: жертвам катастрофы нужно не сочувствовать, а завидовать. Погибшие в Бабьем Яру люди открыли себе дорогу в иной мир, в котором мы, быть может, никогда и не будем.

Таким же неоднозначным является и мнение о том, что катастрофа Холокоста -- наказание за грехи еврейского народа. В качестве коллективных грехов всего народа приводится в пример коммунизм. Коммунизм, порожденный якобы евреями, пролил кровь миллионов невинных жертв, столкнул мир в пропасть жесточайшей в истории человечества мировой войны.

РЕКЛАМА

Но наиболее распространена принятая ныне в Израиле точка зрения: катастрофа была неким заключительным актом исторической трагедии еврейского народа. Две тысячи лет длился галут -- период рассеяния, изгнания. И вот после этого наступила эра избавления, которая ознаменовалась появлением еврейского государства Израиль. В этой связи приводится литературная метафора, любимая библейскими пророками: с болью, материнскими муками и кровью на свет рождается новая жизнь. Без страданий матери не родится ребенок. Боль и кровь -- это катастрофа Холокоста, а рожденный «младенец» -- это государство Израиль. Это новая, светлая эра в длинной, бесконечной истории еврейского народа.

Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» люди переписывали по вечерам от руки

-- Что касается историографии Холокоста, то в Советском Союзе ее никогда не было, -- комментирует Феликс Левитас, доктор исторических наук, профессор Международного Соломонова университета. -- Тема находилась в тени исторических исследований и понятно почему. В 1946 году начались дела космополитов, которые плавно вылились в дело разгрома и расстрела Еврейского антифашистского комитета, за ним последовало позорное «дело врачей»…

РЕКЛАМА

К теме трагедии еврейского народа в годы войны почти не возвращаются. Даже расстрелы в Бабьем Яру в материалах об оккупации Киева упоминаются вскользь. И вот к 20-летней годовщине трагедии Бабьего Яра в 61-м году выходит в свет стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр». Это было как взрыв бомбы! Начало стихотворения было такое: «Над Бабьим Яром памятников… нет!» Это было вызовом всей системе -- системе тоталитаризма, лжи, обмана, двуличия, которая скрывала память о гибели сотен тысяч людей. Стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр» сохранило свое огромное эмоциональное воздействие и через десятки лет. Люди всегда его слушают стоя.

Очень неоднозначная ситуация сложилась и с вышедшим в брежневское время документальным романом Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Нам ним цензура поработала очень серьезно и внушительно -- были изъяты центральные главы книги. В главах «Горят книги» и «Людоеды» Кузнецов впервые открыто заговорил о голодоморе в Украине, о преступлениях сталинизма. Автор рассчитывал на читателя умного, который сможет понять, что Бабий Яр был подготовлен сталинской системой, потому что жизнь отдельного человека в стране ГУЛАГА ничего не значила. Жестокость и насилие были обычным явлением. Это и объясняет то, почему десятки тысяч евреев добровольно шли к Бабьему Яру по приказу, а когда их расстреливали, не оказывали сопротивления. И когда роман, даже урезанный цензурой, вышел в свет, он стал библиографической редкостью. Ксероксов не было, его переписывали от руки по вечерам. Я помню, как люди оставались после работы и на машинках перепечатывали главы из журнала «Юность», где публиковались отдельные части романа.

РЕКЛАМА

Моя первая встреча с этим произведением произошла, когда я учился в восьмом классе. Учительница русского языка и литературы Ольга Васильевна принесла в класс журнал «Юность» и читала нам, детям, отрывки из книги. Когда об этом стало известно в соответствующих органах, учительницу предупредили. И я помню, как Ольга Васильевна пришла на урок и как бы просила прощения у нас, говоря о том, что Кузнецов неправильно описал трагедию Бабьего Яра и наша партия осуждает его, потому что в этой работе достаточно много антисоветчины. Вы представляете, до чего надо было довести заслуженного и уважаемого учителя, чтобы он просил прощения у детей.

Проблема Холокоста многогранна, и каждое научное течение имеет свое видение этой проблемы. Одни утверждают, что кульминация Холокоста -- это прежде всего Польша, так как именно там находились лагеря смерти, где погибли сотни тысяч евреев. При этом трагедия Бабьего Яра отодвигается на второй план. Есть и такое мнение, что трагедии Холокоста не существует, что евреи были обычными жертвами нацистской машины, а проблема, дескать, раздута еврейскими историками уже в наше время. Даже по количеству жертв нет единого мнения. Я не согласен с израильскими историками, которые называют цифру 33 тысячи погибших евреев, учитывая при этом только дни расстрела 29--30 сентября. А у меня есть два немецких документа, где сами нацисты пишут о возможном проживании в Киеве 150 тысяч евреев на 28 сентября 1941 года, то есть за день до трагедии в Киеве. И есть другой документ, где немцы указывают на то, что еврейское население Киева на июнь 41-го насчитывает около 300 тысяч человек из 850 тысяч общего. Кстати, архивный немецкий документ, датированный январем 42-го, гласит, что в Киеве осталось несколько десятков евреев. Возникает вопрос: а где же остальные? Мне не удалось встретить ни одного человека, который 29 сентября пришел к Бабьему Яру и потом был куда-нибудь переселен.

Предполагается, что в школах будет введен курс по изучению трагедии еврейского народа в Украине

-- Учитывая все эти обстоятельства, Международный Соломонов университет принял решение о создании центра по изучению Холокоста в Украине, -- говорит Леонид Мацих. -- Мы очень благодарны высокому доверию Министерства образования и науки Украины, которое приняло положительное решение по следующему вопросу: Соломонову университету предложено возглавить все исследования Украины по изучению Холокоста, а также разработать программу и внедрить ее в учебные курсы вузов Украины. Это для нас очень почетно и ответственно! Дело в том, что на протяжении последних десятилетий материалы о трагедии Бабьего Яра то изымались из учебной программы, то вновь возвращались, но лишь в контексте других событий. Все это, конечно, не позволяло молодому поколению понять в полной мере, что же на самом деле произошло. Поэтому сейчас для высшей школы разработаны методические рекомендации по изучению проблем Холокоста.

-- Но поскольку существует проблема по изучению Холокоста и в школьном курсе истории страны и всемирной истории, -- комментирует Феликс Левитас, -- подготовлены методические рекомендации и для учителей средних школ Украины. Причем предложенная программа не ориентирована на какое-то дополнительное финансирование учебного процесса. Для изучения Холокоста мы даем возможность учителям использовать те часы, которые у них есть в десятом и одиннадцатом классах по изучению истории Украины и всемирной истории.

Кроме того, для облегчения задачи студентам и преподавателям высшей школы мы перевели на украинский язык книги Открытого университета Израиля о Холокосте в Европе. Первая книга уже переведена и издана при содействии еврейского агентства «Сохнут». В ней собраны материалы о трагедии еврейского народа на территории бывшего СССР в годы Великой Отечественной войны. Продолжается работа над переводом и других шести томов этой серии. Это станет реальным вкладом Соломонова университета в дело изучения вопроса в высших учебных заведениях Украины. Мы заостряем на этом внимание, так как считаем, что Международный Соломонов университет, являющийся одним из наиболее доступных вузов столицы с очень достойным уровнем высшего образования, имеет мощный научный потенциал и опыт для проведения такой изыскательской и методической работы.

762

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів