Даже спустя год после гибели подлодки «курск» остается неизвестным, что произошло в тот роковой день 12 августа 2000 года
Странно и то, что к подъему субмарины готовились так долго -- в 1969 году более сложную операцию выполнили в считанные месяцы
Истинных причин этой катастрофы мы, видимо, еще долгое время не узнаем, -- говорит Валерий Шепель, капитан I ранга в отставке, бывший командир атомной подводной лодки. -- А подводникам вообще непонятно, как она могла произойти. Почему «Курск» шел в подводном положении там, где глубина -- всего сто метров, хотя для подводных лодок данного проекта такие глубины неприемлемы?
Для чего по телевидению так убедительно показывали, что подводная лодка лежит на грунте с большим креном и в районе сильное подводное течение, что не позволяет установить спасательный колокол? Хотя по высказыванию командира спасательного аппарата «Приз» Андрея Шолохова лодка лежала почти ровно, а скорость подводного течения менее километра в час. Для чего понадобилось вырезать шесть отверстий в корпусе лодки, нарушив его прочность и усилив процесс коррозии?..
В истории подводного флота бывшего СССР есть пример, когда субмарину успешно подняли с глубины 200 метров даже через восемь лет после аварии -- с сохранившимися телами, которые по-человечески похоронили, с записками и документами, которые можно было прочесть. Такую уникальную операцию провели советские специалисты в 1969 году, поднимая затонувшую -- кстати, в том же Баренцевом море -- подводную лодку С-80. Катастрофа произошла ночью 27 января 1961 года в 1 час 20 минут: при погружении не закрылись крышки подачи воздуха к дизелям лодки, на которых намерз лед, и внутрь корпуса хлынула забортная вода. Никто даже не успел подать сигнал бедствия -- С-80 просто исчезла. Лишь спустя восемь лет на затонувшую лодку наткнулись рыбаки -- в одном и том же месте в море у них все время рвало сети. Гидроакустики, обследовав дно, обнаружили затонувшую субмарину. Вскоре было принято решение поднимать ее.
В мировой практике такого еще не было -- поднять лодку с 200-метровой глубины! Позже за сам проект и создание оборудования для подъема С-80 группу ученых и моряков-спасателей удостоили Государственной премии СССР. Несмотря на уникальность и сложность задачи, оборудование было изготовлено всего за полтора месяца, и 24 июля 1969 года со спасательного судна «Карпаты» затонувшую субмарину взяли в объятия клещи специально изготовленного захватного устройства. Под водой С-80 «перенесли» на более мелкое и спокойное место, а уже затем, с помощью заведенных водолазами понтонов, подняли на поверхность.
Я уверен: если бы с первого дня правительство России приняло помощь зарубежных специалистов, часть экипажа можно было спасти. Но, судя по всему, шла борьба не за жизнь подводников, а за то, чтобы с личным составом экипажа похоронить главную тайну гибели атомохода «Курск».
Я снова хочу обратиться к истории советского флота, чтобы подчеркнуть, что шансы на спасение части экипажа были. В октябре 1981 года недалеко от Владивостока после столкновения с грузовым судном на 30-метровой глубине затонула подводная лодка С-178 со всем экипажем на борту. Спасатели быстро заметили аварийные буи, выброшенные с лодки. Вскоре подошли спасательное судно «Машук» и глубоководная спасательная подводная лодка «БС-486» (таких субмарин всего две, одну передали Северному флоту, вторую -- Тихоокеанскому), которая прямо под водой приняла на борт часть экипажа С-178. В индивидуальных дыхательных аппаратах и легких водолазных костюмах остальные моряки покинули лодку через трубы торпедных аппаратов -- спасатели сумели передать через те же трубы продовольствие и необходимое для спасения снаряжение. Думается, если бы действительно было желание спасти моряков «Курска», несмотря на все трудности подобную операцию можно было бы повторить. К сожалению, в 1990 году обе лодки «БС-486» были выведены в резерв. А как бы они пригодились год назад!
Причиной катастрофы считаю взрыв торпедного боезапаса, наверняка по чьей-то ошибке, например, матрос Северного флота А. Кузьминых 11 сентября 1998 года в первом отсеке ракетного атомного подводного крейсера типа «Акула» создал обстановку, когда вся Россия оказалась на грани ядерной катастрофы. Я не хочу делать какие-либо выводы, связывать их с нахождением в 1-ом отсеке «Курска» посторонних лиц. Ясно одно: правда утонула вместе с атомоходом и его экипажем. Видимо, мало кто обратил внимание на заметку Виктора Баранца в «Комсомольской правде» от 15 августа 2000 года, где говориться следующее: «Атомная субмарина «Курск» шла домой по глубинам Баренцева моря, командир в установленное время на связь не вышел. Лишь несколько часов спустя после объявленной на флоте тревоги ему все же удалось связаться со штабом Северного флота и доложить, что на подлодке очень серьезные неполадки, из-за которых он вынужден лечь на дно моря».
Но атомную подлодку нельзя ложить на дно -- она устроена так, что после этого наверняка выйдет из строя. Значит, на «Курске» в самом деле происходило нечто невообразимое, если командир пошел на такой шаг. В сентябре 2000 г. при личной встрече на мой вопрос, откуда эта информация, полковник запаса Виктор Баранец, бывший начальник пресс-службы Генерального штаба России, ответил: «Не с потолка»
235Читайте нас у Facebook