ПОИСК
Події

Пытаясь в очередной раз облететь на воздушном шаре вокруг света, американец стив фоссет не догадывался, что своим рекордом будет обязан… Львовским изобретателям

0:00 29 серпня 2001

«ФАКТЫ» сообщили во вторник, что очередная попытка знаменитого американского миллионера Стива Фоссета облететь на воздушном шаре Землю окончилась неудачей. Шар посадили чуть ли не силком, иначе он влетел бы в ураган. Очередное громкое событие, связанное с воздушными шарами, напомнило о том, кому, собственно, современные воздухоплаватели всего мира обязаны своими рекордами: украинским изобретателям, более двухсот лет назад создавшим автоматическую горелку на жидком топливе для подогрева воздуха в баллоне.

Во Львовском историческом музее при содействии Галицкого авиационного историко-технического общества открылась экспозиция «Крила Всесвiту», посвященная истории авиации. Новые исторические факты, доселе малоизвестные и установленные местными краеведами, позволили по-иному взглянуть на создание первых в мире летательных аппаратов и установить, что одну из ведущих ролей в этом сыграла Украина.

-- Первый полет на воздушном шаре совершили 5 июня 1783 года во французском городке Анноей братья Монгольфье. За шумным восторгом по поводу этого прорыва в цивилизации как-то незаметно произошло еще одно, не менее значительное событие: спустя всего девять месяцев во Львове тоже поднялся воздушный шар, значительно более совершенный с точки зрения техники, -- говорит председатель правления Галицкого авиационного историко-технического общества Ярослав Янчак. -- Монгольфье наполняли шар дымом от соломы, смешанной с шерстью -- шар взлетал, но через несколько минут дым остывал и воздухоплаватели опускались на землю. А профессор физики Львовского университета Игнатий Мартинович и здешний доктор медицины Нико Герман создали автоматическую горелку на жидком топливе, которая подогревала в оболочке воздух, когда он остывал, и шар держался в небе до тех пор, пока хватало топлива. Подобное приспособление по сей день используют все воздухоплаватели мира.

… Еще задолго до старта, в январе 1784 года, во львовских газетах появились первые технические рекомендации по постройке воздушного шара. В переводе на нынешние меры, для изготовления его оболочки площадью 700 квадратных метров необходим 1071 метр тонкой шелковой ткани (»китайки») весом 23 килограмма. Ее нужно пропитать олифой с воском для герметичности и прочности, после чего вес ткани достигает 45 кг. Гондола на одного-двух аэронавтов должна весить 180 килограммов. Плюс аппарат для подогрева воздуха (весом 36 кг) и топливо (12,1 кг). Сетка, оплетающая шар, должна иметь вес 24 килограмма, остальное оборудование -- 64,2 кг, вес экипажа -- не более 160 килограммов…

РЕКЛАМА

Для тех, кто боялся полетов, доктор Герман опубликовал цикл статей «Врачебные заметки о воздухоплавании», в которых говорил о влиянии полетов на человеческий организм -- и это стало началом авиационно-космической медицины. Воодушевленные первыми успехами, львовские изобретатели взялись проектировать воздушный шар общим весом более полутонны, но помешали недоброжелатели: одни выступили против из религиозных убеждений, другие указывали на риск аварий, третьи опасались, что воздушные шары будут использоваться для… похищения молодых женщин!

Тем не менее, история воздухоплавания на этом не закончилась. Шары полностью зависели от стихии, что не устраивало аэронавтов. В XIX веке львовский публицист и политик Винцент Смагловский разработал оригинальный проект шара-самолета, крылья которого приводились в действие мускульной силой человека. За ним последовали галичане-изобретатели Бартоломей Барвинек, Александр Остреневский, Леон Чайкивский, Франц Левиский, Эдмунд Либанский… Именно львовские фанаты воздухоплавания организовали в 1862 году едва ли не первую в мире «авиационную» организацию «Политехническое общество», а ее председатель Роман Гостковский представил первый проект «авиадвигателя» -- паровой машины для управления воздушным шаром.

РЕКЛАМА

Несмотря на то, что галицкие воздухоплаватели явно опережали зарубежных коллег, правительство Австро-Венгерской империи (Львов в то время входил в ее состав) относилось к достижениям львовян скептически. Секретный циркуляр, переданный из Вены для львовской полиции, гласил: «Следить, но не вмешиваться. Если из этого что-то выйдет -- будет слава для всей Австрии, новый блеск короне императора Франца-Иосифа».

25 августа 1884 года в столице Галичины, через год после шумного представления модели дирижабля с полужестким каркасом, начало действовать «Акционерное аэронавтическое общество». Просуществовало оно недолго, но вошло в историю, выпустив на немецком и польском языках одну из первых в мире специальных газет «Аэронавт».

РЕКЛАМА

339

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів