Юрий никулин подарил музею трех актеров опилки из московского цирка, а георгий вицин -- свои новые трусы
Великолепная. Гениальная. Вместе они сыграли всего в шести фильмах, среди них: «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1961), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница и новые приключения Шурика» (1966). Всего семь лет работы. А дети в детских садах до сих пор играют в Никулина, Вицина и Моргунова, -- пишет журнал «Кино парк». В этом году исполняется тридцать пять лет фильму «Операция «Ы» » и сорок лет их тройственному актерскому союзу.
«Ах, эта тройка пела и плясала » (Историческая справка)
Если быть точным, то днем рождения знаменитой тройки -- Никулин, Вицин, Моргунов -- нужно считать 27 декабря 1960 года, 17 часов 30 минут по московскому времени. Именно тогда художественный совет «Мосфильма» утвердил состав исполнителей фильма «Пес Барбос и необычный кросс». Это была десятиминутная черно-белая короткометражка, которую, если верить истории, скандинавские дипломаты потом показывали гостям перед началом деловых переговоров.
Эта троица запросто могла не состояться. Потому что на роли Балбеса и Бывалого планировались совершенно другие актеры.
С Вициным Леонид Гайдай познакомился на съемках фильма «Жених с того света».
Леонид Гайдай: «Уже тогда в характере жениха были заложены черты Труса, которым он и стал в дальнейшем. Не Вицин, разумеется, а его герой. Жизнь, кстати, показала, что я был прав».
Труднее оказалось с Балбесом. На эту роль вместе с Юрием Никулиным пробовался популярный в то время актер Борис Новиков.
Леонид Гайдай: «Юрия Никулина я впервые увидел в небольшом эпизоде картины «Девушка с гитарой» и решил пригласить его на роль Балбеса. Меня поразили его грустные выразительные глаза, а самое главное -- редкая способность настоящего комика смешить на полном серьезе. Уже на первой пробе я убедился, что Никулин -- моя вторая удача после Вицина».
На роль Бывалого сначала пригласили Игоря Ильинского. Но он не смог сниматься. Затем попробовали Игоря Любезного.
Леонид Гайдай: «Он был очень хорош. Но его подвела физическая нагрузка, которая для него оказалась слишком велика. От роли он отказался. Тогда мы пригласили актера Евгения Моргунова, и я в третий раз попал в точку».
«Семь стариков и одна девушка» (1968) стала последней совместной картиной Юрий Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова. Леонид Гайдай посчитал, что «они втроем себя исчерпали». Сами актеры так не думали и много лет вместе работали на сцене.
«Знакомьтесь, Вова Цукерман -- Никулин-Вицин-Моргунов!» (Интервью с личным биографом)
Вы его знаете, прекрасно знаете. Владимир Цукерман -- герой всех анекдотов про Вовочку. Не слишком испорченные этими анекдотами дети знают его просто как клоуна Вовочку из цирка. Испорченные шоу-бизнесом взрослые -- как одного из лучших конферансье, который работал практически со всеми певцами. А взрослые и дети, испорченные кинематографом, -- как директора Музея трех актеров, посвященного Юрию Никулину, Георгию Вицину и Евгению Моргунову. Он стал им очень близким человеком. Другом. Личным биографом.
В этом году ему исполнится сорок три года. А тридцать пять лет -- его увлечению и уникальной коллекции личных вещей, фотографий и кучи всего остального, посвященного тройке. Еще один юбилей.
-- Володя, какой экспонат в вашем музее был самым первым?
-- Черно-белая открытка за восемь копеек. Я ее купил в киоске. На ней, естественно, Никулин, Вицин и Моргунов. Мне тогда было восемь лет. Потом я просто заболел этой тройкой и стал бегать за каждой вывеской, за каждой публикацией, за каждым словом. Даже платил сборщикам макулатуры, чтобы они отдавали мне все эти газеты и журналы. А однажды мой одноклассник решил продать мне фотографию из фильма «Бриллиантовая рука», на которой Никулин был запечатлен со Светланой Светличной. На фото была надпись: «Ученику 6 «Б» класса Вове Цукерману, 26 раз посмотревшему «Бриллиантовую руку». И подпись: «Режиссер Гайдай». «Сколько?» -- спросил я. «Рубль», -- ответил он. Естественно, я купил. А через двадцать пять лет после этого случая я решил похвастаться перед Гайдаем своим приобретением. «Да вас просто надули», -- сказал он. Зачеркнул фальшивку и написал: «Это не Гайдай. Гайдай».
-- А у вас есть краденые экспонаты?
-- Да я в детстве крал все, что можно. Из библиотек крал, срывал афиши со стендов, подговаривал друзей сделать это за три рубля. В 1969 году в кинотеатре «Россия» мы ночью сорвали плакат к фильму «Бриллиантовая рука» -- он у меня до сих пор лежит. Впрочем, как и все остальные краденые афиши. В Калуге я как-то подговорил двух девушек, и они сорвали плакат, на котором был кадр из фильма «За спичками», -- из-за того, что там был Вицин. А еще помню, звонил в редакции газет и просил фотографии любимых актеров, представляясь помощником директора школы. Школам обычно не отказывали. Все добывалось таким вот образом до тех пор, пока я не познакомился с Никулиным, Вициным и Моргуновым.
-- Когда вы познакомились?
-- Мне было двенадцать лет. Сначала я познакомился с Моргуновым. Причем через поэта Виктора Урина, который сейчас живет в США, -- он с ним дружил. Как-то Виктор приехал к нам в гости и сказал, что обязательно познакомит меня с Моргуновым. Он набрал его номер, дал мне трубку, и Моргунов сказал: «Здравствуй, моя дорогой друг!» Я обалдел тогда. Думал, что такого просто не может быть. Не может быть, чтобы простой мальчик познакомился с самим Моргуновым. Я еще подумал, что это провокация, что это не Моргунов, а Евтушенко, потому что он тоже Евгений Александрович. Но все оказалось правдой. Потом я увидел его в Доме кино с пятилетним сыном Антоном. Это был 1968 год -- мы познакомились лично. Следующая встреча состоялась более чем через десять лет. Я пришел в ДК «ЗИЛ», где выступал Вицин. Подошел к Моргунову: «Здравствуйте, не узнаете? Все-таки десять лет прошло». Он спросил: «Уже выступили?» Я говорю: «Да. Не узнаете?» -- «Ален Делон?» -- «Нет». -- «Сирано де Бержерак?» -- «Нет». -- «А, Володя Цукерман! Здравствуй, Вовочка. Где ты пропадал столько времени?» -- «Старался не отвлекать вас от творчества». -- «Отвлекай иногда». С тех пор я ходил на все их выступления.
-- А с Никулиным и Вициным?
-- Как-то позвонил в редакцию газеты «Вечерняя Москва», спросил про Никулина. И мне дали номер телефона журналиста Владимира Шахиджаняна, который в то время помогал Никулину писать книгу. Набравшись смелости, я ему позвонил. Владимир дал мне свой адрес и сказал: «Приезжайте!» Его дом на Оленьем валу я искал часа два. А когда вошел в квартиру, он сказал: «Если бы вы пришли вовремя, могли бы застать у меня Юрия Никулина». Я обомлел. Для убедительности он набрал номер телефона Никулина и дал мне трубку. Это был 1974 год. Причем Никулин уже знал обо мне от Моргунова, поэтому сразу спросил: «У тебя есть резиновые рожицы нашей тройки? А тройка на дереве? Нет? Если жена не выбросила -- дам!» Потом сам Шахиджанян приехал в мою комнатку в доме возле метро «Аэропорт» с сувениром от Никулина. Провел у меня несколько часов, рассматривал альбомы с вырезками и фотографиями, книги и буклеты, которых к тому времени у меня уже было множество. Шахиджанян тут же предложил мне сотрудничество. Для книги ему нужна была фильмография Никулина, и этот заказ я выполнил по памяти. Он был потрясен. К сожалению, моя работа в ту книгу не вошла, но позже пригодилась. А потом я ушел на два года в армию.
-- А где вы служили?
-- На Камчатке, в стройбате.
-- В стройбате?
-- В 1975 году человек с фамилией Цукерман мог служить только в стройбате. Причем без выходных, отпусков и увольнительных. Два года. Зато когда я вернулся в Москву, Никулин пригласил меня в знаменитую десятую гримерную в Цирке на Цветном бульваре. Он вручил мне в оригинальной упаковке опилки из Московского цирка и фотографию с автографами артистов. Тогда же я познакомился с Георгием Вициным. Когда я подошел к нему с просьбой отдать мне какие-нибудь вещи для коллекции, он не стал отнекиваться и, внимательно выслушав, посвятил мне целых четыре часа. Мы говорили о кино, театре, моей мечте создать Музей трех актеров. «Кстати, -- вдруг вполне серьезно перебил меня Георгий Михайлович, -- вчера хотел выбросить новые трусы, цветные. Купил их в другом городе, а они мне малы». -- «Отдайте мне, -- оживился я. -- Будут храниться в будущем музее». И действительно вицинские трусы пополнили мою экспозицию. Кроме них, у меня есть и другие вещи из гардеробов актеров -- шляпы, пиджаки, брюки, майки. По этому поводу Моргунов как-то заявил: «Володя, ты нас просто раздел!» Еще у меня есть двести пятьдесят кассет с их фильмами и выступлениями, куча аудиокассет с нашими разговорами, в том числе и телефонными. У меня есть наши телефонные разговоры за два дня до того, как Никулина положили в больницу, из которой он так и не вышел. Он тогда говорил: «Вот я вернусь, ты придешь ко мне. У меня для тебя есть куча вещей. И для музея тоже». Но он так и не вернулся. Никулин все сохранял для меня. Дарил портреты, а для себя ничего не оставлял.
-- А когда открылся музей?
-- Официальное открытие? 14 мая 1993 года в Клубе кинолюбителя. Тогда приходил Гайдай, почти все актеры. Открытие показывали все телеканалы, о нем писали все газеты. А через несколько дней музей ограбили. Так много украли У меня даже началась депрессия -- целую неделю лежал, не вставал. Друзья успокаивали: «Не расстраивайтесь, если музей ограбили, значит, он был нужным и интересным». Зато сейчас у меня уже пятнадцать тысяч экспонатов. Я все перевез к себе в квартиру в Красногорске. Думаю, больше никогда никому ни один экспонат не отдам. А после открытия писали, что это сенсация -- первый музей при жизни. И Никулин сказал: «Обычно музеи создают после смерти. А тут он уже готов, и нам не надо умирать». Гайдай умер через полгода, Никулин -- через четыре, а Моргунов -- через шесть. Я до сих пор общаюсь с женами Вицина и Моргунова, звоню им чуть ли не каждый день. А вот с женой Никулина как-то у нас не сложилось.
-- Почему?
-- Ну, не то что не сложилось. Не знаю Хотя она обо мне знает, потому что я был у них дома одиннадцать раз. Юрий Владимирович у меня в Красногорске был два раза. А Алексей Габрилович даже фильм у меня снимал «Цирк для моих внуков». По сценарию задумывался пятнадцатиминутный кусок, когда Никулин приходит ко мне и рассматривает экспонаты. Его, правда, вырезали, но пленку отдали мне. Еще Никулин подарил мне лопатку, с которой прошел всю войну, и написал на ней: «Лопатка с фронта. Она прошла со мной всю войну -- от Ленинграда до Прибалтики. Дарю ее Володе Цукерману. Но с просьбой не зарывать свой талант. Юрий Никулин». Еще у меня есть его клоунский костюм -- пиджак, штаны и ботинки. Причем на левом написано: «Это мой самый любимый левый ботинок». Есть меню из ресторана в Монте-Карло, в котором был Никулин. И на этом меню написано: «Я все это ел!» Есть портреты всей тройки, которые писал мой приятель-художник.
-- А экскурсии у вас бывают?
-- Конечно. Потому что мой музей -- это самое бесплатное место на Земле. Я на нем не зарабатываю ни копейки. Наоборот, только трачу, потому что приходится покупать экспонаты. А недавно вот на свои деньги издал книжку баек про Никулина, Вицина и Моргунова. Ко мне все время приходят школьники. Я их сажаю на кухне, пою чаем и, как бабушка Арина Родионовна, рассказываю всякие истории. Помню, дети жутко смеялись, когда я им рассказывал про Моргунова: он узнал, что Грымов снимает «Му-Му», и сказал: «Ужасно хочу сыграть главную роль. Но боюсь, не получится, потому что учитель у меня был Герасимов » Класс? А еще он с друзьями в киевском ресторане поспорил на ящик шампанского: утверждал, что сейчас красотка, сидящая за соседним столиком, возьмет его под руку и они уйдут вместе. Он подошел к девушке и говорит: «Девушка, переведите меня через дорогу, я слепой». Она взяла его под руку и повела. Так он выиграл ящик шампанского.
-- Володя, правда, что вы -- герой всех анекдотов про Вовочку, или это тоже байка?
-- Это абсолютная правда. Мои друзья придумали, когда я на Камчатке работал клоуном. Мое сценическое имя -- клоун Вовочка. Тогда вдруг запретили рассказывать анекдоты про Василия Ивановича и Петьку. И мои друзья стали рассказывать то же самое, только про Вовочку Цукермана. А чтобы не возникало никаких параллелей с Владимиром Ильичом, потому что фамилию часто не называли, меня сделали школьником. Вот так появился Вовочка.
-- Сейчас вы работаете на арене?
-- Очень редко. Я пока свободный художник. Так только, разовые заказы. С Александром Серовым на сольных концертах работаю конферансье, на детских праздниках -- клоуном. А в новогоднюю ночь я работал за столом у Святослава Федорова тамадой. Сидят Сагалаев, Александр Михайлов, Марусев, министры, иностранцы Человек сто. И я -- один. Заплатили, правда, хорошо. Тысячу долларов. У детей «новых русских» работаю на днях рождения. В ресторане сидят человека четыре, и ты должен перед ними устраивать такое представление, как перед тысячным залом. Перед бандитами мне приходилось выступать. Они так хорошо платят! Но после этой платежки я хожу морально больной неделю. Так сложно
-- Наезжают?
-- Да нет. Они не выходят на конкурсы. Не танцуют. У них это западло -- как это, вор в законе выйдет и будет танцевать. А как мне быть? У меня вся программа основана на общении. Я как-то работал у бандитов с цыганами. Представляете, десять профессиональных актеров из театра «Ромэн» не могли вытащить подвыпивших людей на танец. А каково мне? Так они еще мне семь долларов тогда недоплатили. Причем все пришли не с женами, а с путанами за триста долларов. И происходило это Знаете, где?
-- Где?
-- В пансионате Администрации Президента. Хотя в конце я их раскачал на то, что они мне похлопали. Для них это, оказывается, много. Тогда отмечали день рождения главного бандита Подмосковья. Я подхожу к одному и спрашиваю: «Что вы можете сказать в адрес своего друга? Может, какие-то пожелания? Поздравления?» -- «Вы слишком навязчивы», -- говорит он мне. А хамить нельзя. Ну что мне делать? «Извините», -- говорю. И раз сразу, ухожу в другую сторону. А потом думаю: хрен с ними, с этими деньгами. У меня есть главное дело жизни. В этом смысле я очень счастлив. Вот Лев Вайнер сейчас пишет книгу о Никулине, Вицине и Моргунове. Многие материалы он брал у меня. И сказал, что большей информации об этой троице нет ни у кого. Я в этом уверен. Конечно, пятнадцать тысяч еще не предел. Буду собирать до конца своей жизни. Тем более, что память об актерах этого достойна. Они -- это сказка, которая вошла в мою жизнь.
Читайте нас у Facebook