ПОИСК
Події

Во время стоянки в стамбульском порту тамаре шкрет приснился жуткий сон: будто их теплоход заваливается на правый бок и быстро тонет

0:00 17 липня 2001
Інф. «ФАКТІВ»

Как мы уже сообщали, прокуратура Крыма считает виновным в катастрофе, произошедшей в январе нынешнего года с теплоходом «Память Меркурия», капитана судна. Окончательное решение за Верховным судом автономии.

Напомним, что в результате этого кораблекрушения погибли 16 человек. Четыре пропали без вести. Можно не сомневаться: разбирательство будет непростым. Но за выяснением виновных не должны остаться в тени не только судьбы семей погибших и пропавших без вести, но и тех, кто спасся. Корреспондент «ФАКТОВ» встретился с чудом уцелевшей после двухдневного дрейфа на плоту в студеном январском море пассажиркой теплохода Тамарой Шкрет.

Судовому врачу тоже приснилось кораблекрушение, и он заблаговременно надел теплые вещи и спасательный жилет

Отчетливо понимая, что каждое воспоминание о тех кошмарных днях и ночах, проведенных на спасательном плоту среди ледяного штормящего моря, отзываются щемящей болью в душе моей собеседницы, старался не задавать ей лишние вопросы. Решил: пусть Тамара сама расскажет все, что считает нужным. А поводом визита на тихую улочку Братскую на окраине Симферополя стала непроверенная информация о том, что двое молодых людей, уцелевших после крушения «Памяти Меркурия», решили навсегда связать свои судьбы, так сказать, семейными узами.

-- Я не понимаю людей, распространяющих такие нелепые слухи! -- с возмущением говорит Тамара Шкрет. -- И вы не первый, кто задает мне этот вопрос. Мы с Геной -- просто хорошие друзья. У него есть девушка, а я замужем. Мой муж -- иностранец, и завтра я уезжаю к нему. И вообще о моей личной жизни лучше не писать.

РЕКЛАМА

-- Тогда давайте восстановим хронологию прерванного круиза.

-- «Челноком» я плавала в Турцию около трех лет, и все было нормально. Ничто не предвещало беды и в этом рейсе. Отоварились, загрузили груз на судно, прошли таможенный контроль, и я, уставшая, легла пораньше спать. Мой сосед по каюте Геннадий около семи вечера ушел на ужин. До часа ночи мы еще стояли в Стамбульском порту. И в это время мне приснился кошмарный сон: будто наш корабль во что-то врезался, резко накренился на правый борт и начал тонуть, а вода хлынула по коридорам и каютам… Проснулась в холодном поту и рассказала о кошмарном сновидении своему попутчику. «А ты знаешь, -- говорит Гена, -- во время ужина точно такой же сон мне рассказал наш судовой доктор. Странное совпадение».

РЕКЛАМА

Первые сутки прошли нормально. На второй вечер я опять пораньше легла спать. Проснулась от толчка и звона битой посуды, посыпавшейся из шкафа. Спросонок я не сообразила, что происходит, но тут последовал второй толчок, мы упали и покатились по полу к двери. Поняв, что случилось что-то неладное, достали спасательные жилеты и стали выбираться на палубу. Было примерно час ночи. Судно к тому времени дало такой крен, что самостоятельно передвигаться я уже не могла. Спасибо повару Саше -- он буквально вытолкнул меня на палубу.

-- Тамара, расскажите подробнее, что вы увидели в этот момент?

РЕКЛАМА

-- По правому борту уже была вода -- залило коридор, камбуз, столовую. Затем погас аварийный свет. Самое страшное, что никто не знал, что делать, куда бежать! Команда судна что-то сбрасывала на воду со стороны незатопленного борта (как оказалось потом — спасательные плоты), но пассажирам ничего не объяснили. Я побежала на нос судна и собралась оттуда прыгнуть в воду. Но в это время кто-то крикнул: «Со стороны кормы выбросили плоты!» Я бросилась туда… В общем, покидала тонущее судно в числе последних.

-- В чем вы были одеты?

-- На мне был спортивный костюм, поверх него спасательный жилет. Еще дубленку успела накинуть, но потом ее пришлось выбросить.

Забегая вперед скажу, что доктор поверил вещему сну -- с вечера надел теплую одежду, ботинки, меховую куртку. Студенты, возвращавшиеся из Стамбула, прыгали в ледяную воду в одних футболках. Был январь, температура воды -- всего четыре градуса, Если так можно сказать, тепла.

«Расположившийся на плоту мужчина посмотрел на меня ледяным взглядом и… не подал руки, чтобы вытащить из воды»

-- Дальше помню все смутно, было какое-то шоковое состояние, ноги сводило холодом -- продолжает Тамара. -- Подплыла к первому плоту и стала звать на помощь. Расположившийся на плоту мужчина посмотрел на меня ледяным взглядом и не подал руки, чтобы вытащить из воды. Как и кто это сделал -- не помню. Оказалась на втором плоту. Было нас там 23 человека, а это спасательное плавсредство рассчитано на 10 человек. Потом мальчик-студент замерз. У него руки и голова были в окне плота, а ноги в воде. Когда его втащили на плот, он уже был мертв. При такой температуре человек погибает в воде от переохлаждения через пять минут. Мы надели на него жилет и привязали к плоту, но, видимо, когда догоняли второй плот, потеряли его.

-- Море в это время не штормило?

-- На второй день начало сильно качать. И погода такая мерзкая -- дождь, снег, ветер. Увидели перевернутую шлюпку, а на ней четырех наших людей. Когда рассвело, заметили второй пустой плот. Мы закричали спасавшимся на шлюпке, что догоним второй плот, а потом снимем их. Погоня за пустым плотом продолжалась шесть часов. Наши мужчины гребли изо всех сил. Вечером мы догнали плот, привязали к нашему, и половина людей перебралась на пустой. Опасность, что наш плот от перегрузки порвется и мы все пойдем ко дну, миновала. Но мы потеряли из вида шлюпку, и уже было темно. Потом, уже на берегу, узнали, что на этой шлюпке было девять человек. Спаслись только трое: студент, матрос и Геннадий из Евпатории, за которого меня пытаются «выдать замуж».

-- Как себя ведут люди в такой экстремальной ситуации?

-- По-разному. Кто паниковал, тот погиб. Особенно в первые минуты трагедии, когда люди, опасаясь, что их затянет в морскую пучину вслед за тонущей махиной теплохода, прыгали на крыши плотов, один даже порвали. Поразительно, но большинство погибших -- члены экипажа. Например, директор круиза, ответственный за технику безопасного мореплавания, заведующая продслужбой, но не рядовые матросы. И потом, чувствуя, что в следующую минуту наступит еще более ужасное и жизнь может оборваться, сидевшие на плоту впали в шок. Первой не выдержала молодая женщина из Днепропетровска. Заглушая шум волн, она кричала: «Я не должна сейчас умереть. У меня совсем маленький ребенок. Я должна жить!» Чтобы не возникла паника, один из членов команды грубо, по-мужски осек ее. И на плоту воцарилась зловещая тишина.

«Воду из плота вычерпывали… пластмассовым стаканчиком»

-- За двое суток дрейфа, кроме холода, наверное, и голод донимал?

-- Я не помню, о чем мы говорили в первую ночь, но об утерянном багаже не обмолвился никто. Все думали об одном: как дожить до утра. Чтобы не затонуть, сняли и выбросили за борт теплые вещи, чтобы не замерзнуть -- толкали друг друга, не давая спать. На дне плота набралось изрядное количество воды, стекавшей с нашей промокшей одежды. Ее вычерпывали пластмассовым стаканчиком, передавая его из рук в руки сидящему у окошка. Голода и жажды не ощущали. Толковый человек придумал этот спасательный плот -- на нем были прессованные галеты и консервные банки с пресной водой.

-- Что, собственно, собой представляет этот плот?

-- Круглая низкая резиновая лодка, накрытая водонепроницаемым колпаком с двумя круглыми окошками. Укомплектовано это спасательное плавсредство крошечным фонариком и набором пиротехнических средств для подачи сигналов бедствия. Резиновое дно не утепленное, холодное, как и январская вода. Будь нас 10 человек -- спастись на плоту можно, а когда 23 -- это очень проблематично. Главное, что наш экипаж «кандидатов в утопленники» не паниковал. На втором плоту из 14 человек в живых остались только шестеро. Чтобы доставить домой тела погибших, живые сидели на мертвых. Их подобрал теплоход «Лебедев».

-- А ваш «экипаж» когда почувствовал, что спасен?

-- Я уже говорила, что половина людей, в том числе и я, перебрались на другой, пустой плот. Шансы на спасение увеличились. Так мы дрейфовали ночь и весь световой день. В 23 часа третьей ночи увидели огни большого судна. Тут же в ход пошли осветительные ракеты и дымовые шашки. Нас заметили и подобрали на борт теплохода «Герои Севастополя». И первое, что нам предложили наши спасители, -- горячий душ и горячий чай. Какое это было блаженство! А еще ощущение счастья, что ты остался жив -- это словами не передать.

У отца другая семья, свой бизнес. Он даже в больнице меня не навестил

-- Тамара, как перенесла Татьяна Васильевна, ваша мама, случившееся с вами?

-- Мама знала, что я прибуду в Севастополь к обеду 27 января. Я ей звонила, что у меня, мол, все нормально, жди. Но материнское сердце почувствовало беду. Мама позвонила старшему брату в Севастополь, не к нему ли я заехала? Потом -- в евпаторийский порт. Там ответили, что связь с судном внезапно исчезла. Когда она вращала диск телефона, в теленовостях, а это уже было 29 января, сообщили о гибели теплохода «Память Меркурия» и показали списки живых и погибших. Мама прочитала мою фамилию, но не успела понять, жива я или мертва, и сразу потеряла сознание. Лишь несколько часов спустя ей позвонил доктор из севастопольской больницы и сказал: «Ваша дочь жива, состояние здоровья сложное, но стабильное». В общем, за эти двое суток пережила она не меньше моего.

-- У вас с мамой разные фамилии: она Лазарева, а вы Шкрет?

-- У меня фамилия отца, а у мамы был второй брак. Отец от нас ушел, когда мне было шесть лет. Живет он здесь, в Симферополе, у него своя семья, собственный бизнес. Я к нему претензий не имею, меня воспитывал отчим. Когда десять дней лежала в севастопольской больнице, отец даже не позвонил, чтобы справиться о моем здоровье. Бог ему судья. Он деловой человек, а у деловых людей есть дела более важные.

-- Перед уходом в рейс пассажиров «Памяти Меркурия» страховали от несчастного случая, гибели, пропажи имущества?

-- Все страховки оказались липовыми, хотя страховой взнос входил в стоимость билета. Сейчас ведь и в электричках, и в маршрутках страхуют. Собственно, никакой компенсации за утонувший товар, восстановление паспортов и других документов мы не получили. Правда, Симферопольский горсовет выделил пострадавшим жителям города и семьям погибших материальную помощь -- 100 тысяч гривен на восемь человек. Спасибо и за то.

Р. S. Напомним, что в номере за 10 июля «ФАКТЫ» сообщали о результатах расследования гибели судна «Память Меркурия», проведенного прокуратурой Автономной республики Крым. Уголовное дело направлено в Верховный суд автономии.

351

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів