ПОИСК
Політика

Олег зарубинский: «в каждой фракции есть депутат, отвечающий за «боевые действия» возле парламентской трибуны»

0:00 27 січня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
В Верховной Раде Украины рассматривают возможность применения карательных и других мер воздействия в отношении законодателей-дебоширов

В парламенте зарегистрирован законопроект, предполагающий ряд санкций морального, финансового и карательного плана против народных депутатов, которые любят блокировать трибуну Верховной Рады, тем самым парализуя ее деятельность. Как оказалось, в депутатском корпусе уже начинает накапливаться критическая масса парламентариев, недовольных бесконечными разборками в сессионном зале, в которые их толкают некоторые партийные лидеры. О том, что светит народному избраннику, решившему в очередной раз сломать микрофон или тем паче ударить своего коллегу, «ФАКТАМ» рассказал один из авторов этого законопроекта, народный депутат от фракции Блока Литвина Олег Зарубинский.

«Накануне избирательной кампании депутат не захочет, чтобы его фамилия упоминалась в отрицательном контексте»

- Олег Александрович, как это вы решились покуситься на право народных избранников устраивать разборки в парламенте?

- Дело в том, что я, как и вся моя фракция, как и много моих коллег из других фракций, пришли в парламент, чтобы, как это банально ни звучит, работать! То есть принимать законы и представлять интересы своих избирателей. Знаете, я в парламенте уже не первый созыв и мне надоело, что треть рабочего времени Верховная Рада заблокирована. Или вообще не работает, потому что кто-то грозится это сделать. Поэтому многие мои коллеги по парламенту давно уже созрели для того, чтобы как-то нивелировать влияние таких методов, как блокирование работы парламента. На это направлен и наш законопроект. В нем мы предлагаем несколько подходов к парламентским дебоширам в виде морального, финансового и карательного воздействия.

- Как вы предлагаете усмирять парламентских буянов?

РЕКЛАМА

- Если кто-то из депутатов вздумал заблокировать трибуну или устроить потасовку в сессионном зале со своими коллегами, тогда Регламентный комитет автоматически, без специального поручения спикера, принимает соответствующее решение. Оно заключается в том, что по всем каналам информации, имеющимся у Верховной Рады (а это телеканал «Рада», газета «Голос Укра∙ни»), а также в сессионном зале публично озвучиваются фамилии народных депутатов, препятствующих работе законодательного органа. Это первый, моральный, аспект. Второй, не менее важный момент. В конце каждой сессии и в обязательном порядке перед любой новой избирательной кампанией в газете «Голос Укра∙ни» должна быть обнародована систематизированная информация о нарушениях дисциплины, депутатской этики, работы Верховной Рады конкретными народными депутатами. Если работа парламента сорвана всей фракцией, то указывать ВСЕХ ее членов. Поверьте, что накануне избирательной кампании народный депутат не захочет, чтобы его фамилия упоминалась в отрицательном контексте.

- А что, если народные депутаты, фамилии которых вы предлагаете озвучить, в ответ скажут, дескать, своим блокированием они защищали интересы простых украинцев?

РЕКЛАМА

- Это никого не волну-у-ует! Разве нельзя защищать интересы своих избирателей менее агрессивным путем? Кроме того, есть Регламент работы Верховной Рады, который не предусматривает блокирования работы парламента. Следовательно, это нарушение. И в конце концов, мы же не гильотину предлагаем поставить в парламенте. Речь идет о том, что избиратель должен знать, что на предыдущей сессии такие-то народные депутаты не дали возможности рассматривать такие-то вопросы.

- Как вы собираетесь определить, кто виноват в блокировании? Ведь в подобных потасовках у парламентской трибуны настоящая куча мала из представителей многих фракций?

РЕКЛАМА

- Да очень просто! Это когда не хотят определять, кто виноват в срыве работы парламента, тогда и говорят, что куча мала. Но ведь все же всех знают. Кроме этого, постоянно ведется видеозапись телеканалом «Рада».

«Если проштрафившийся депутат публично извинится, то ему скостят срок отлучения от пленарных заседаний»

- В чем конкретно будут заключаться карательные методы воздействия?

- Регламентный комитет, определивший нарушителей работы парламента, предлагает Верховной Раде лишить народного депутата права присутствовать в сессионном зале до десяти пленарных заседаний! И этот человек не сможет принимать участия в рассмотрении вопросов. Хотя, может быть, в повестке есть и те законопроекты, которые его интересуют и которые он лоббирует. То есть, например, Регламентный комитет предложил Верховной Раде отстранить такого-то народного депутата на восемь пленарных заседаний из-за того, что он оскорбил своего коллегу. Пожалуйста, завтра приди и принеси свои официальные извинения.

- Что, и публичные извинения предусмотрены?

- Обязательно. Принес публичные извинения, и тогда такому народному депутату, как говорится, скостят срок отлучения от пленарных заседаний. А то и вообще отменят. Может, это и смешно звучит, но я уверен, что многие действительно предпочтут извинения.

- Вы верите в то, что народные депутаты, которые зачастую являются политическими оппонентами, будут извиняться друг перед другом?

- При чем тут политический оппонент? Один депутат говорит другому депутату о том, что он — идиот, олигофрен. А ведь это уже оскорбление. Тем более что депутатская неприкосновенность не защищает народного депутата от ответственности за оскорбление чести и достоинства. Так, что, пожалуйста, извинись публично, и тебе сократят срок отлучения.

Кроме этого, в нашем законопроекте есть норма, которая предполагает возмещение материального ущерба. То есть предполагаем «бить рублем». Не думаю, что кто-то очень уж пострадает в финансовом плане. Народные депутаты у нас не самые бедные. Но ведь это же элементарно — сломал, покорежил что-то из парламентского имущества — возмести ущерб. Почему в парламенте кое-кто безнаказанно ломает микрофоны и кресла, выводит из строя систему «Рада»? Ведь все это стоит денег! И почему депутат при этом не возмещает ущерб? Он обязан это сделать.

- Вот только как его заставить раскошелиться? Составлять протокол?

- Опять же, Регламентный комитет принимает решение. Если сознательный депутат, но подвергся стадному инстинкту толпы, то он может просто взять и из своего кармана одноразово возместить стоимость сломанного им. А с несознательного парламентария, считающего, что он имеет право ломать и крушить, следует вычитать автоматически из зарплаты. Как это делают со злостными неплательщиками алиментов. Сейчас в парламентском Регламенте нет понятия «возмещения ущерба». А мы в своем законопроекте вводим его.

- Олег Александрович, вы верите, что ваши коллеги примут ваш законопроект? Представьте, рассматривается вопрос, цена которого, грубо говоря, сотни миллионов, а то и миллиардов. В таком случае некоторые народные депутаты готовы сломать десять систем «Рада».

- Никто не говорит, что наш законопроект — это истина в последней инстанции. Я не наивный и понимаю, что он может иметь какие-то препятствия, что кому-то он не понравится. В конечном счете, я за три созыва, когда был народным депутатом, провел очень много законопроектов. При том, что кому-то они не нравились. Ведь в законотворчестве главное — не только написать и подать проект документа, но и доказать своим коллегам необходимость его принятия. Я думаю, что депутаты, которые пришли в Верховную Раду не дебоширить, поддержат нас. И их голосов будет достаточно.

«Я просто пожалел нормальных людей, которым могла быть отведена роль парламентских приставов»

- С блокированием понятно, а как быть с мордобоями и потасовками в парламенте? Вводить тех же парламентских приставов, как в некоторых странах?

- Я думал об этом. И знаете, к какому выводу пришел? Почему парламентские приставы должны страдать от хулиганства? (Смеется. ) Ведь к депутату даже прикоснуться нельзя, а сами парламентарии в этом не ограничены. Как же приставы будут их растягивать? Точно на орехи получат. То есть не будет соблюдено право парламентского пристава, когда он не сможет дать по физиономии депутату, а тот — сможет! Я просто пожалел нормальных людей, которым могла быть отведена роль приставов.

- Почему же? Здесь тоже есть свое рациональное зерно.

- Да, есть. Может быть, ко второму чтению предложат и такую норму. А по поводу мордобоя, то в наказание предлагается отстранение от участия в пленарных заседаниях. Кстати, я вам хочу привести пример. В третьем созыве парламента один народный депутат, я не буду называть его фамилию, килограммов на 140 весом, начал оскорблять своих коллег. За решение отстранить его на три пленарных дня проголосовали более 226 парламентариев. И народный депутат после этого не очень-то хорохорился. А когда выставят из сессионного зала на десять пленарных дней, когда об этом напишут во всех газетах, да еще перед выборами… Будьте уверены, в следующий раз такой народный депутат умерит свой пыл.

По правде говоря, всегда функции по блокированию парламентской трибуны и президиума выполняет десяток «боевиков» в каждой фракции. Другие просто делают вид, что они тоже в этом участвуют. Ну чтобы лидер фракции увидел, что они, мол, при деле и выполняют команду «фас». В каждой фракции есть человек, отвечающий за «боевые действия». И этих людей все знают. Они дают указания так называемым десятникам, а те уже доводят содержание приказа до рядовых членов фракции. Есть и своеобразные жесты, которыми отдаются приказы. Я не раз видел, как кто-то из таких людей своеобразным жестом посылал в «атаку» на трибуну своих коллег.

- Какая из парламентских потасовок вам больше всего запомнилась?

- Так называемая бархатная революция в январе 2000 года, когда в кресло спикера в буквальном смысле посадили Ивана Степановича Плюща. Тогда вокруг президиума была достаточно серьезная толкотня и потасовка. Коммунисты очень не хотели менять спикера Александра Ткаченко, а представители новосозданного большинства вытесняли их из президиума. Хочу сказать, что там были достаточно поставленные и акцентированные удары кулаками. Я там был и все это видел.

«В среднем в месяц народный депутат реально находится в сессионном зале всего шесть дней»

- Олег Александрович, вопрос, который не относится к парламентским потасовкам, но имеет отношение к депутатской этике. Я имею в виду прогулы народных депутатов. Как не включишь телевизор, сессионный зал полупустой, а табло показывает 200, а то и триста голосов. Люди говорят: за что же депутатам деньги платят, если их на работе нет?

- Да, есть такие, которые приходят утром, регистрируются, вставляют карточку и… их след простыл. Я не понимаю такого отношения к работе в парламенте. Тем более в пленарном режиме. Ведь, согласно регламенту, пленарные заседания проходят две недели в месяц. Остальные две недели — работа в комитетах и округах. Теперь считаем. Из пленарной недели, вторник — целый день в сессионном зале, среда — до обеда, потому что после обеда работа в комитетах. Четверг — целый день, пятница — до обеда. То есть с целой пленарной недели в сессионном зале депутаты должны находиться в сумме три полных рабочих дня. Получается, что в среднем в месяц народный депутат реально находится в сессионном зале всего шесть дней. И тут, хоть убей, я не могу понять, как из целого месяца нельзя выделить шесть дней для работы в зале? Даже занимаясь своими заводами, газетами, пароходами. Неужели это так тяжело?

А решить эту проблему можно с помощью примитивнейшей системы турникетов «вход-выход». Я по этому поводу консультировался со специалистами, программистами. Нужно просто на депутатскую карточку для голосования нанести еще одну маленькую маркировочку, которая стоит копейки. И когда народный депутат входит в сессионный зал, он пропускает свою карточку через улавливатель при входе. В сессионном зале он фиксируется как присутствующий. Если уходит, опять же проводит свою карточку через улавливатель и его депутатский пульт в сессионном зале блокируется, после чего никто уже не сможет им воспользоваться. Даже если депутат вышел и передал свою карточку кому-то из коллег. Такая система очень проста, она уже 50 лет на заводах используется. Только рабочие на заводах отвечают за свои прогулы, а народные депутаты нет. Но Регламентный комитет, к сожалению, оставил мое предложение без рассмотрения.

Что же касается морального аспекта, то я хочу сказать: такая практика прекратится тогда, когда в парламент придут люди, для которых, как и для меня, работа в Верховной Раде не просто основная, а единственная. А сейчас в парламент попадают бизнесмены. Они очень умные, деловые, мало спят, все время думают о своих предприятиях, поскольку это для них — главное. А работа в парламенте на втором, третьем, четвертом месте.

269

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів