ПОИСК
Культура та мистецтво

Секрет дамского платья: «Тоскующий перед, волнующий зад» (фото)

8:30 26 червня 2013
На открывшейся в Киеве выставке светской моды ХІХ — начала ХХ века представлены более 80 женских и детских нарядов, а также аксессуары и... нижнее белье

С основательницей единственного в Украине Музея истории моды киевлянкой Мариной Ивановой мы беседовали на выставке ее богатейшей коллекции старинной одежды минувших веков, открывшейся в столичном планетарии.

— Первыми экспонатами этой коллекции стали платья, накидки, муфты, шляпки, которые носила моя прабабушка Клавдия примерно сто лет назад, — говорит Марина Иванова (на верхнем фото). — Ее платье из небесно-голубого шелка с очень красивыми кружевами, отороченное лебяжьим пухом, демонстрируется на нынешней выставке. Оно пошито в 1910 году. До революции наша семья владела предприятием по разработке гравия и песка в Ростовской области, а также содержала постоялые дворы, на которых можно было переночевать и поменять лошадей. Так что прабабушка могла позволить себе ездить на воды во Францию, заказывать одежду у лучших портных, покупать элегантные сумочки, шляпки, зонтики...

Ее вещи сохранила моя бабушка. Она была портнихой от Бога. Я училась профессии у нее. Став преподавателем кроя и шитья, я организовала студенческий театр моды. Кроме собственных работ, мы показывали на представлениях ретронаряды. Нередко случалось так, что мне дарили антикварную блузу или платье. Я и сама покупала такие наряды. Но подходящих к ним туфель, перчаток, шляпок и вееров не было. И я начинала искать их по комиссионкам, по знакомым. Так постепенно увлеклась коллекционированием. Это было почти тридцать лет назад.

Останавливаемся возле платья с турнюром (особой конструкцией, которая крепится сзади на талии дамы).

РЕКЛАМА

— По поводу такого фасона моя бабушка говорила: тоскующий перед, волнующий зад, — улыбаясь, комментирует Марина Викторовна. — Мода на турнюры, которые придавали фигуре пышность, появилась в 1860-е годы. Конструкция крепилась к поясу под платьем. Турнюры старались делать как можно более легкими, чтобы женщине было комфортно. Использовали разные материалы: китовый ус, стебли ротанговой пальмы, жесткие кружева, сильно накрахмаленный лен, солому, вату, тонкую и прочную стальную проволоку. Благодаря турнюрам задняя часть наряда приобретала до того внушительные размеры, что на нее можно было даже опереться.

К этому платью с турнюром еще и шлейф крепится. Кроме того, оно украшено фруктами, сделанными из воска. В нем предусмотрены карманы для веера и платка. А на груди есть потайной карманчик, в который клали травы, защищающие от... насекомых. Когда я стала владелицей этого платья, в нем все еще лежали засушенные растения. Я пока не показывала их ботаникам, чтобы узнать, что это за виды трав.

РЕКЛАМА

Рядом с этим платьем мы поместили хорошо сохранившийся зонтик от солнца. Такими аксессуарами пользовались практически все дамы — закрывали лицо от прямых лучей, ведь ходить загорелыми раньше было не принято.

РЕКЛАМА

*Об этом фасоне платьев говорили «Тоскующий перед, волнующий зад». Данный наряд к тому же украшен фруктами, сделанными из воска, и шлейфом

— Признайтесь, примеряете старинные наряды?

— Это недопустимо. С коллекционными вещами нужно обращаться как можно более бережно. На предыдущих выставках (нынешняя — пятая по счету) дамы просили меня разрешить хотя бы шляпку примерить. Предлагали за это деньги, но я отказывала. Другое дело — сумочки из серебра, я иногда ношу их, ущерба им от этого никакого. Кстати, в моей коллекции есть миниатюрные сумочки для платков. В наши времена подобными аксессуарами практически никто не пользуется.

— Выставка впечатляет богатством. Сколько здесь вещей?

— Восемьдесят женских и детских костюмов. Это целые комплекты, состоящие, например, из платья, туфель, шляпки, перчаток, сумочки, зонтика, веера, броши, верхней одежды... К детским костюмам также добавляются игрушки минувших времен. Мы с моими помощниками подсчитали, что на выставке демонстрируется около тысячи предметов одежды и аксессуаров XIX — первых десятилетий XX века. Самое раннее из представленных здесь платьев пошито в 1800 году.

— Среди них есть наиболее любимые?

— Пожалуй, да. Мне, например, очень нравится бальное платье 1850 года из кисеи (чрезвычайно легкой, полупрозрачной хлопчатобумажной ткани) с нарисованными цветами. Их наносили на ткань методом печати, а затем мелкие детали выводили вручную. У этого наряда глубокое декольте и короткие рукава. Значит, оно было пошито для юной девушки. Ведь в те времена взрослым женщинам полагалось носить более закрытые платья.

Еще особенно милы моему сердцу наряды начала прошлого столетия. То время принято называть серебряным веком в искусстве. Но относительно моды это был без преувеличения золотой век! Ушли в прошлое корсеты, появились очень эффектные и разнообразные фасоны платьев. Их богато украшали бисером, жемчугом, стеклярусом, вышивкой, перьями...

— Как пополняете коллекцию?

— Значительную ее часть составляют подаренные вещи. Многие из них находились в плачевном состоянии. Ткани вообще плохо сохраняются, а если они десятилетиями лежали где-нибудь среди хлама на сыром, неотапливаемом чердаке, то можете себе представить, во что они превращаются — чуть ли не рассыпаются, до того ветхие. К тому же сильно загрязнены, неприятно пахнут. Чищу их, по несколько раз пересыпая крупной солью. Затем аккуратнейшим образом снимаю грязь влажными тампонами. Запах устраняю с помощью лаванды. Уход за коллекцией отнимает много времени и сил. Причем каждое платье требует индивидуального подхода.

Конечно, многое я покупаю за рубежом — на аукционах и в магазинах антиквариата. Там сохранилось гораздо больше одежды минувших эпох, чем в Украине. Многие раритеты продаются с документами, в которых описана их история. Так, к купленному на аукционе платью «Золотое яблоко», которое долгое время хранилось в одном из музеев Лондона, прилагался документ на пяти страницах. Из него следует, что в этом подвенечном наряде некая Хариет Хамильтон выходила замуж в Манчестере в 1860 году.

Прежде коллекцию я хранила дома — отвела для этого комнату. Она была полностью заставлена самодельными манекенами с одетыми на них нарядами. Теперь снимаю помещение склада, в котором поддерживаются оптимальные для хранения коллекции температура и влажность. Вместе со мной работают четверо реставраторов.

— Сколько стоит самое дорогое из представленных на выставке платьев?

— Пятнадцать тысяч долларов. Это очень красивое бальное платье в черный горошек на светло-сером фоне, пошитое в 1904 году из дорогого шифона (тонкой и легкой шелковой ткани). Оно украшено бежевыми кружевами и искусственными розами. Обращают на себя внимание и дорогие пуговицы с растительным орнаментом. Зонтик, который я вам демонстрировала, стоит 700 долларов.

*Самое дорогое платье коллекции стоимостью 15 тысяч долларов украшают очень красивые пуговицы австрийского производства

Некоторые детские костюмчики сопоставимы по цене с дорогими дамскими платьями. Одежды минувших веков для мальчиков и девочек сохранилось очень мало. Детей ведь в семьях было много, младшие донашивали вещи за старшими. Вот и получалось, что брючки, курточки, платьица протирались до дыр. Детской моды в ХIХ веке не было — ребята носили те же фасоны, что и взрослые. Причем уже лет с четырех малышей затягивали в корсеты — широко распространенный в те времена предмет одежды. В моей коллекции уже 15 детских костюмов.

На выставке мы поместили большое количество фотографий людей тех времен. Вот, например, снимок девочки лет десяти. Видите, какая у нее правильная осанка, как достойно она держится. Это воспитывали с ранних лет. А как грациозны взрослые женщины на соседних фотопортретах. Рассматривая старинные фотографии, я не раз обнаруживала, что даже не очень красивые от природы дамы умели выглядеть привлекательно. Кстати, женщины в то время пользовались обширным набором средств, чтобы произвести впечатление на мужчин: искусственные локоны, вуаль, придававшая таинственность...

Корсеты носили даже пожилые дамы. Благодаря этому талия выглядела тонкой (не более 42–45 сантиметров в обхвате) у всех. Женщины в летах прикрывали дряблую кожу длинными рукавами, перчатками и воротниками.

— У вас есть вещи, принадлежавшие знаменитостям?

— Да, сумочка любовницы Гитлера Евы Браун. Этот аксессуар мне подарил ординарец маршала Георгия Жукова Дмитрий Тимофеевич Ващенко. Я с ним познакомилась благодаря его дочери-журналистке, которая брала у меня интервью. Но здесь сумочка Евы Браун не демонстрируется, ведь она относится к более позднему времени, чем остальные экспонаты.

— С удивлением обнаружил, что на выставке представлена коллекция нижнего белья.

— Эту идею подсказала предыдущая выставка, которую мы проводили в Донецком областном художественном музее. Когда в одной маленькой комнатке мы разместили несколько таких вещей, служащие музея стали замечать, что пока посетительницы с интересом рассматривают старинные наряды, их мужья проявляют интерес к маленькой экспозиции белья. Вот я и решила на этот раз представить его широко. Признаться, сомневалась, стоит ли это делать. Но, думаю, это ведь тоже одежда, так что нечего стесняться.

Знаете, откуда пошло выражение «собраться впопыхах» (то есть быстро)? Оказывается, устаревшее «попыхи» означает не что иное, как «панталоны». Человек до того спешил, что успел лишь надеть попыхи.

В экспозиции мы представили несколько видов нижних юбок, корсеты, комбинации, панталоны... Интересно, что примерно до 1920 года цветного белья не было — его шили исключительно из тканей кипенно-белого (то есть белого, как молочная пена) оттенка.

— Как в прошлом ухаживали за дорогой одеждой из нежных тканей?

— Стирать ее нежелательно, поэтому, скажем, для защиты от пота пользовались подмышечниками (их меняли каждый день). На выставке зрители увидят фабричные подмышечники из хлопка и клеенки. Чтобы меньше пачкался подол платья, по краю пришивали так называемые щетки — ткань, которую периодически отпарывали, чтобы постирать. Если на платье появлялась грязь, ее старались убрать с помощью влажных тампонов и мыла — чтобы не стирать вещь.

— Здесь представлена вся ваша коллекция?

— Нет. Как говорят музейные работники, старинные вещи должны отдыхать — от попадающих на них солнечных лучей, перепадов температуры и влажности... Поэтому небольшая часть экспонатов снята с манекенов и помещена в специальные коробки.

Фоторепортаж смотрите здесь

6399

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів