Сергей Ястржембский: «По убеждению миллионера-старовера Мартьяна, через „всемирную паутину“ миром правит антихрист»
Энергии и задору Сергея Ястржембского, недавно отметившего шестидесятилетие, можно только позавидовать. Пресс-секретарь первого президента России Бориса Ельцина, потом помощник его преемника Владимира Путина пять лет назад выступил в новом амплуа — режиссера-кинодокументалиста, исследующего планету.
Путешествуя по миру, Сергей Владимирович снял более 60 фильмов о исчезающих народах Африки, Азии, Океании и Латинской Америки. На протяжении трех лет выходит и его авторская телепрограмма «Магия приключений».
И вот очередная кинопремьера. Побывав в местах, куда еще не ступала нога кинодокументалистов, Сергей Ястржембский представил на фестивале документального кино свою новую работу — фильм «Дед Степан, Мартьян и Мамелфа, или русские староверы в Боливии». Впервые в мире съемочной группе удалось запечатлеть жизнь старообрядцев (противников церковной реформы патриарха Никона, проведенной еще в ХVII веке. Исправление богослужебных книг и изменение обрядов они трактовали как антихристовы, а себя назвали староверами) из России, много лет назад обосновавшихся в заокеанской стране.
Героями фильма стали самый старый человек в общине 85-летний дед Степан, его сын — крепкий хозяин, местный миллионер Мартьян, владеющий несколькими тысячами гектаров земли стоимостью около одиннадцати миллионов долларов, а также большим рыбным хозяйством, цехами по производству рыбного корма и просушке зерна, плантациями красного дерева и кокосовых пальм, полями бобовых и кукурузы… И, наконец, самой маленькой героиней картины стала внучка Мартьяна — белокурая двухлетняя девочка по имени Мамелфа.
«Представьте большую плантацию бобов, а по ней передвигается трактор… без водителя»
- Это настоящее чудо: в тропиках Боливии можно обнаружить… дореволюционную Россию! — говорит Сергей Ястржембский. — Женщины в сарафанах, мужчины в косоворотках пропалывают огород, где растут… ананасы, топят баньку кокосовым орехом и делают бражку из папайи. И нашей съемочной группе удалось все это увидеть. Чем больше мы погружались в жизнь общины в деревне Табарочи (в Боливии подобных несколько), тем больше удивлялись. Удивительно уже то, как эти люди там оказались — «за тридевять земель» от родины. А когда узнаешь весь путь, который они проделали туда, действительно поражаешься.
— Действительно, как же они там очутились?
- Старообрядцы, как правило, были людьми обеспеченными и, как известно, накануне революции 1917 года владели большей частью российского финансового и промышленного капитала. К старообрядцам принадлежали, например, предприниматели и меценаты Мамонтов, Щукин, производитель фарфора Кузнецов…
Дед Степан — выходец из семьи кулаков, которая после раскулачивания в конце 1920-х — начале 1930-х годов бежала в Китай. Там оказались десятки тысяч староверов. И, нужно сказать, китайцы к ним прилично относились — ценили трудолюбие и хозяйственность. Старообрядцы обрабатывали землю, были хорошими охотниками…
Когда Япония оккупировала Китай, японская администрация относилась к старообрядцам не менее уважительно. А далее последовали перипетии Второй мировой войны, поражение Японии, приход советских войск в Маньчжурию. Вышло так, что советская власть, от которой старообрядцы бежали, нагнала их и стала относиться как к «недобиткам». Мужчин хватали, сажали на поезда и отправляли в сталинские лагеря — расстреливать…
А когда в 1949 году победила китайская революция и к власти пришли Мао Цзэдун и коммунисты, они отобрали у старообрядцев право на землю и сделали их жизнь невыносимой. Пришлось снова собираться в дорогу. На зафрахтованных благодаря Красному Кресту пароходах тысячи староверов отправились в Латинскую Америку.
— Правда, что боливийские старообрядцы не знают интернета, не смотрят телевизор, не слушают радио, потому что все это строго запрещено?
- Да, нельзя прибегать и к услугам банка. Не под запретом только пользование мобильным телефоном. Хотя, скажу вам по секрету, у меня такое ощущение, что молодое поколение все же потихонечку начинает осваивать интернет и банковские операции. Они ведь живут не на Луне или на какой-то отдельной планете.
— Неужели без интернета обходится и местный миллионер Мартьян, в хозяйстве которого есть трактор с управлением GPS — через космическую связь?
- Не могу сказать, насколько Мартьян был со мной искренен, но интернет он назвал международным Никоном (патриарх, реформы которого привели к расколу церкви — Авт.). В это сравнение Мартьян вложил всю ненависть к Никону, которого старообрядцы считают виновником своих страданий. Как сильно сказано! По убеждению Мартьяна, через «всемирную паутину» миром правит антихрист. И во многом он прав, потому что интернет — это огромные возможности не только для развития, но и для регресса — особенно морального, если иметь в виду порносайты, сайты педофилов, разного рода извращенцев…
Что касается приобретения трактора, интернет Мартьяну для этого не понадобился. Как рассказывал, купил технику на традиционной международной сельскохозяйственной выставке — то ли в Бразилии, то ли в Аргентине. Я видел этот трактор. Он произвел на меня ошеломляющее впечатление! Представьте большую плантацию бобов, а по ней передвигается трактор… без водителя, управляемый из космоса. Просто фантастика! Это своего рода поливальная машина, которая движется по заданной схеме, как автомат. Мартьян очень ею гордится. Таких тракторов я не то, что в России не видел, но и в Европе не встречал, хотя езжу довольно много.
*Миллионер Мартьян владеет несколькими тысячами гектаров земли, большим рыбным хозяйством, цехами по производству рыбного корма и просушке зерна, плантациями красного дерева…
«Главное беспокойство родителей — чтобы дети не поддались соблазнам современного мира»
— Неужели миллионер не пользуется услугами банка?
- Банковской карточки у него нет. Все операции проводит через кассира.
— Мартьян — единственный миллионер в старообрядческой деревне?
- Думаю, он самый богатый человек в общине. Хотя все живут зажиточно. У каждого в деревне как минимум 20 гектаров земли.
— На что же Мартьян тратит деньги?
- Яхты, автомобили, драгоценности — все это его абсолютно не интересует. Деньги тратятся на обновление сельскохозяйственной техники и расширение производства. Когда сын Мартьяна, став взрослым, отделился, то построил себе новый дом. На это тоже были нужны средства. Покупаются автомобили. Не каких-то «навороченных» марок, обычно джипы, современные грузовички…
— Расскажите о быте староверов Боливии. Пользуются ли они микроволновками и электрочайниками? Есть ли в домах кондиционеры?
- Все это я видел у них. Бытовую технику, которая облегчает жизнь, здесь ценят, особенно молодежь. В каждом доме есть особый уголок, где находится семейная икона. У некоторых старообрядцев сохранились старые книги, привезенные еще из России. На стенах множество фотографий. Интересно, что двери они не закрывают, так как воровство отсутствует.
— Вера запрещает старообрядцам курить, употреблять алкоголь, наркотики. Среди боливийских староверов много долгожителей?
- Да, люди они здоровые, крепкие и живут достаточно долго. Я не видел ни одного курящего. А вот любитель выпить на нашем пути встретился. Правда, к нему в общине отношение соответствующее — как к человеку ненадежному, болтуну.
— Каким староверы видят будущее своих детей?
- Главное беспокойство родителей — чтобы дети не поддались соблазнам современного мира. Староверы — люди с несгибаемой волей и верой. Людей такой цельности и моральной зрелости, признаюсь, я никогда не встречал.
*Девочка Мамелфа с интересом рассматривала книги, привезенные ей в подарок
«На территории деревни нет ни одного магазина»
— А то, что дети вырастут неадаптированными к социуму, родителей не тревожит?
- Нет, как раз такого беспокойства я не заметил. Их дети говорят на нескольких языках, получают образование в больших городах, иногда там и жить остаются, создают семьи с выходцами из старообрядческих семей… В отношении жизненного обустройства они в полном порядке.
— Можно ли жениться и выходить замуж за пределами общины?
- Не возбраняется. Правда, в этой деревне всего лишь однажды девушка привела в общину боливийца. Он принял веру старообрядцев. Вторым условием было то, что боливиец должен научиться говорить по-русски. Научился. Хотя не знаю по какой причине, семья все же распалась. Вообще институт брака считается у староверов священным, поэтому разводы осуждаются. Но иногда случаются.
— Как приняли вас староверы?
- Поначалу настороженно. В нашей группе был человек, наш соотечественник, который раньше бывал у староверов. Он стал для нас «проводником». Единственное, куда группу не пустили, — в молельный дом.
— Какие подарки вы привезли бывшим соотечественникам? Чем вас одарили?
- Мы заранее поинтересовались, что привезти. Боливийские староверы попросили красивые детские книги с большим количеством иллюстраций — в основном русские народные сказки. Для нас же главным подарком стала сама возможность снять фильм об этих людях. Они пускали в свои дома, угощали нас.
— Естественно, без спиртного?
- Не было покупного алкоголя. Пили холодную ананасовую бражку. Фантастический напиток! Расслабляющий… На столе были овощи, фрукты, домашний хлеб, печенье. Магазинным продуктам старообрядцы предпочитают то, что выращено и приготовлено своими руками. К слову, на территории деревни нет ни одного магазина. И одежду женщины предпочитают шить сами: сарафаны, рубахи. Многие девушки ходят в косынках, а сарафаны — до пят!
Любопытно, что в речи боливийских староверов абсолютно нет сленга. Напротив, много архаизмов: вместо «очень» они говорят «шибко», вместо «удивительно» — «чудно». Интересно также, что многие слова, появившиеся в советский период, им неизвестны. К примеру, «перестройка», «гласность»… Прессу они не читали, телевизора не было, поэтому все объяснимо.
— Кто-то из общины говорил о своем желании вернуться на историческую родину?
- Некоторые из них были в современной России. Например, сын Мартьяна, тоже Степан, как и дед, ездил в Красноярск. Впечатления у него от поездки остались хорошие. Многие признавались, что тоже было бы интересно побывать и увидеть, как мы сейчас живем. Но о возвращении речь не шла.
— Думаете, они счастливы?
- Рискну предположить, что да.
Фото автора и из архива Сергея Ястржембского
9735Читайте нас у Facebook