Владимир Матецкий: "После развала Союза на дверях квартиры Яака Йоалы в Таллинне рисовали красные звезды"
Во времена Советского Союза Яак Йоала был одним из тех эстрадных певцов, без которых не обходились ни «Утренняя почта», ни «Голубой огонек». Известность к эстонскому исполнителю пришла после выхода картины «31 июня» с песнями Александра Зацепина. Через несколько лет произошел еще один всплеск популярности после премьеры в «Голубом огоньке» песни Владимира Матецкого «Лаванда», которую Яак Йоала исполнял в дуэте с Софией Ротару. Все самые популярные поэты-песенники и композиторы едва ли не выстроились в очередь к молодому певцу, предлагая свои песни. «Подберу музыку», «Солнечные часы», «Я рисую», «Я тебе весь мир подарю» — лишь малый перечень хитов, исполненных Яаком Йоалой. Его популярность пришлась на конец 70-х и 80-е годы. Он был одним из самых высокооплачиваемых артистов. Ему предлагали квартиру в Москве, но он предпочитал жить в родном доме, в Таллине. Там же познакомился со своей первой супругой Дорис, которая родила ему сына Янара. Второй женой Яака стала юная певица Майра, солистка эстонского хора. Яак Йоала никогда не скрывал, что в его жизни было множество романов, но, по признанию артиста, лишь дважды любил по-настоящему.
После распада Советского Союза карьера певца пошла на спад. В родной Эстонии его называли кремлевским соловьем и не давали возможности работать. Яак Йоала преподавал игру на гитаре, занимался продюсированием молодых певцов. Последние годы жизни провел уединенно на своей даче, в лесу, под Таллином. Несколько лет назад у Яака Йоалы был инфаркт, его сердце давало сбои. Певца не стало на 65-м году жизни. Он умер у себя на даче в полном одиночестве от сердечного приступа.
— Я познакомился я Яаком Йоалой задолго до написания песни «Лаванда», — вспоминает композитор Владимир Матецкий (на фото). — Мы оба пришли из рок-музыки. В свое время Яак Йоала работал в группе «Радар», а я играл в команде «Удачное приобретение». В 70-е годы мы принимали участие в знаменитом таллинском рок-фестивале, я был там в качестве бас-гитариста «Удачного приобретения». Именно в Таллине познакомился с самыми модными эстонскими музыкантами. Это было еще до эстрадной карьеры Яака Йоалы. В то время героями были Иво Линна и Андрес Пыльдро из группы «Психо». Тогда же мы подружились с Тынисом Мяги. На этом фестивале был и Яак Йоала. Но наши более тесные отношения начались уже в Москве. Мы с Яшей сошлись на почве любви к рок-музыке.
— Как вы его называли?
— Близкие друзья обращались к нему Яша. Это был удивительный интеллигентный молодой человек. Он досконально знал всю западную рок-культуру. Когда позже я бывал у него в гостях в небольшой квартире в центре Таллина, он с гордостью показывал свою огромную коллекцию кассет с западными исполнителями и рок-группами. Не проникнуться теплотой к Яаку Йоале было невозможно, это человек удивительного обаяния, с потрясающим чувством юмора. Тогда же в Москве в середине 80-х мы пробовали записать несколько песен. Одна из них получилась достаточно заметной: «Я жду почтальона» на стихи Игоря Шаферана. Кстати, песня быстро попала в «Утреннюю почту», что говорило о ее популярности.
— Однако песней, которая по сути дала старт на эстраде Яаку Йоале, стала ваша знаменитая «Лаванда».
— Она была написана в конце 1984 года, накануне Нового года. Премьера состоялась в «Голубом огоньке». Помню, однажды мне позвонила редактор с телевидения Алла Дмитриева и спросила: «А нет ли у тебя желания написать песню для Яака Йоалы и Софии Ротару?» Говорю: «Яака Йоалу я хорошо знаю и с удовольствием с ним поработаю, а вот с Ротару не знаком». Она лишь ухмыльнулась: «Заодно и познакомишься». Я подготовил несколько эскизов и придумал, что надо обязательно использовать красивое слово «лаванда». Показал материал маститому советскому поэту Игорю Шаферану, который песню забраковал.
Тогда я пошел с мелодией и идеей текста к другому поэту — Михаилу Шаброву. Ему все понравилось, и он придумал историю, которая впоследствии здорово легла на дуэт Ротару и Йоалы. Ролик для «Новогоднего огонька» с песней «Лаванда» снимал главный режиссер Центрального телевидения Игорь Иванов. Кстати, он же заставил и меня появиться в кадре играющим на аккордеоне. Я долго отказывался, говорил, что не умею играть на аккордеоне, меня уговаривали. Сейчас понимаю, что не зря. Честно говоря, сегодня смотрю на эту запись, и она мне кажется такой трогательной. Кусочки истории. После выхода «Огонька», конечно, песня сразу ушла в народ. А дуэт Яши и Сони стал невероятно популярен. Это было замечательное время, мы тогда часто общались. Яша приезжал в Москву, мы встречались большими компаниями в ресторанах, говорили о музыке. А потом, как говорится, в силу вступили другие обстоятельства.
— Вы имеете в виду развал Советского Союза?
— Именно. Это были сложные времена для нас всех. Перед Яаком Йоалой стала дилемма: оставаться эстрадным артистом на территории России или вернуться в Эстонию и работать только там. В то время Яаку уже стали ставить в вину, что он поет на русском языке советские песни. Знаю, что на дверях его квартиры в Таллине даже рисовали красные звезды. Яак принял непростое для себя решение — остался в Таллине. С того момента наши отношения практически прервались.
Пару месяцев назад, не знаю, каким ощущением движимый, я очень захотел пообщаться с Яшей. Узнал его мобильный телефон и стал звонить. Но Йоала со мной на связь не вышел. Правда, давая телефон, меня предупредили, что Яак Йоала живет очень замкнуто и практически ни с кем не общается. Но, знаете, меня это особо не удивило. Яак Йоала всегда отличался от своих коллег по шоу-бизнесу. Мягкий, не вспыльчивый, он встречал людей своей коронной приветливой улыбкой. Был не из тех, кто станет лезть вперед, не оглядываясь по сторонам. Яак в первую очередь просто музыкант, который хочет заниматься только творчеством. Был очень хорошим вокалистом, обладателем уникального тембра. Повезло, что хорошие песни для него написали Раймонд Паулс, Давид Тухманов. Надеюсь, что и я сыграл определенную роль в его популярности. Хотя позже песню «Лаванда» больше стали ассоциировать с Соней Ротару. Яша «выключился» из постсоветской эстрадной песни.
Помню, как мы выбирали для «Лаванды» тональность, которая бы устроила и его, и Соню. Кстати, Яак Йоала не присутствовал при нашей первой встрече с Ротару. Это было зимой на 12-м этаже телестудии «Останкино». Я приехал, привез пленку и ждал певицу в комнате музыкальной редакции. Тут появляется Соня в распахнутой шубке, вместе с ней Толик, ее муж. Соня села на стол, болтала ногами в воздухе и слушала песню. Ротару композиция сразу понравилась, а вот Толя был настроен скептически.
— Говорят, Яак Йоала был большим модником.
— Во времена Советского Союза жители Прибалтики очень отличались от остальных советских граждан. Помню, когда я первый раз попал в Таллин, со мной случился настоящий культурный шок. Мы пришли домой к Тынису Мяги, который тогда работал в одном из ресторанов, а у него телевизор ловит финские каналы. Пачками на столе разложены финские журналы. Я уже не говорю о фирменных вещах: джинсах, куртках, ботинках на платформе. Яша тоже модно одевался. У него всегда были потрясающие пиджаки, а одежда — одной из наших тем для обсуждений. У Яши всегда чувствовался такой западный шарм, для поклонниц он был просто небожителем. Несмотря на то что Йоала пел на чистом русском языке, говорил немного с акцентом. Поклонников у Яака Йоалы было огромное количество, ведь он очень симпатичный парень. Но о своей личной жизни предпочитал никогда не распространяться.
— В одном из последних интервью Яак Йоала признавался, что полностью отошел от эстрадной песни и его это уже совершенно не интересует.
— Я понимаю, что в Эстонии ему было непросто. От серьезной славы, которую он имел на территории бывшего Советского Союза, перешел к работе простого преподавателя по классу гитары в одном из клубов. Останься он в России, мог бы совершенно безбедно жить. Разъезжал бы по стране с концертами, практически не меняя свой репертуар. Хотя, кто знает, что было бы для него лучше. Возможно, Яак Йоала в своем личном маленьком мире был совершенно счастлив.
— Я познакомилась с Яаком Йоалой при очень смешных обстоятельствах, в доме Александра Зацепина, — рассказывает Татьяна Анциферова. — Это случилось уже после записи песен к картине «31 июня». Несмотря на то что вместе с Яаком Йоалой работали над фильмом, знакомы не были. Наша встреча произошла случайно, когда я приехала в Москву для записи песен в картине «Узнай меня». Это был конец 70-х, я тогда работала в Ужгородской филармонии. В Москве остановиться мне было негде, и Александр Зацепин предложил комнату в своей квартире.
Помню, я проснулась утром, вышла на кухню, поздоровалась с супругой Зацепина Светланой Григорьевной и направилась умываться. Подошла к ванной, а дверь закрыта. Я в полной растерянности тереблю ручку, и вдруг раздается щелчок, открывается дверь и из ванной выходит Яак Йоала. Он тоже был огорошен моим появлением. Получилась немая сцена, обоим стало неловко. Я быстренько шмыгнула принимать утренний туалет. Потом мы встретились за завтраком. Оказалось, Яак Йоала тоже ночевал в большой квартире Александра Сергеевича. Честно говоря, нас обоих позабавила эта ситуация.
— Какое впечатление произвел на вас Яак Йоала?
— Он был высоким, стройным, утонченным и немного смущающимся молодым человеком. Яак говорил с небольшим акцентом, что придавало ему эдакий европейский лоск. Помню, как через несколько лет мы встретились на одном из больших сборных концертов в Москве во дворце спорта «Лужники». В то время я уже работала в «Москонцерте». Яак спросил: «Ну что, ты решила переехать в Советский Союз?» Ему почему-то казалось, раз я работала в Западной Украине, то и соответственно была ближе к Западу. Признаюсь, мне и самой так казалось, потому что к жизни в столице привыкала долго. Да мне совсем не хотелось переезжать из Ужгорода в Москву. Но так сложились обстоятельства. Потом я много гастролировала, иногда пересекаясь на концертах с Яаком Йоалой где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке. Жизнь эстрадных артистов в советское время была очень активной.
Я продолжала записывать песни для картин. Кстати, делаю это до сих пор. Яак Йоала в 80-е был безумно популярен, особенно после дуэта с Софией Ротару. А с развалом Советского Союза многие певцы из прибалтийских республик исчезли с концертных площадок России. Такая же судьба постигла и Яака Йоалу, хотя, думаю, он сам ни минуты не сомневался в том, чтобы остаться на родине, которую, я знаю, горячо любил.
10270Читайте нас у Facebook