Писатель-сатирик Олег Чорногуз: "В возрасте под 80 я неожиданно стал молодым поэтом"
Олег Чорногуз — мастер сатирического романа. Особо популярны его произведения — «Аристократ» iз Вапнярки" и «Претенденти на папаху», названия которых стали крылатыми выражениями. Увы, о самом писателе-сатирике поклонникам его творчества известно немного. О том, как ему живется сегодня, Олег Чорногуз рассказал «ФАКТАМ» накануне своего дня рождения.
— Олег Федорович, с юбилеем вас! Здоровья, долголетия, новых творческих горизонтов. Как собираетесь отметить круглую дату?
- Спасибо за поздравление. И газете «ФАКТЫ» пусть все это вернется золотым бумерангом в геометрической прогрессии. Пусть судьба всегда улыбается вам. Улыбка — великая сила. А как собираюсь отметить? Поскольку я сегодня писатель неденежный, так как Интернет «расстрелял» книгу и прежних тиражей у меня нет (раньше были они почти миллионные), то арендовать зал в Украинском доме или Доме художника мне не по карману. Позвонили земляки с Виннитчины и сказали: «Чтобы мы все не ехали к вам в Киев, приезжайте лучше вы к нам». В Калиновке в день рождения состоится мой творческий вечер. Среди гостей будут Анатолий Паламаренко, Драч, Жулинский… А Павлычко и Мушкетик обещали прийти в Музей литературы, где открылась выставка моих произведений.
— Отпразднуете юбилей и в домашнем кругу?
— К сожалению, семейного праздника не получится — не до этого. У жены инсульт, она прикована к постели. Честно говоря, я бы отменил и все мероприятия, но планировались они раньше, так что это уже невозможно. Жене Лидии я посвятил книгу поэзии «Вiдлiтають хмари». В ней стихотворения, романсы и песни. В возрасте под 80 неожиданно стал молодым поэтом. Хотя первый свой романс написал лет двадцать назад. Как-то в Союзе писателей выступал прекрасный баритон Григорий Гаркуша. Он исполнял русские романсы, украинских в его репертуаре было совсем мало. Кто-то из писателей спросил певца, почему, мол, так. Он ответил, что украинских романсов, к сожалению, написано немного. А я сидел рядом с Билашом и Гнатюком. И вот говорю им: «Завтра напишу романс». Билаш, в свою очередь, пообещал положить его на музыку, а Гнатюк — исполнить произведение. Целую ночь я сидел и писал «Прощальный романс». Занес Билашу, он сочинил музыку. И так как Гнатюк в это время уехал на гастроли в Канаду, исполнил романс заслуженный артист Украины Александр Юхименко. Когда заболела жена, я снова стал сочинять стихи.
— Как вы познакомились с супругой?
— Об этом можно писать роман. Накануне Дня Военно-морского флота главный редактор молодежной винницкой газеты «Ленинское племя», где я, 26-летний, работал, отправил меня в библиотеку отыскать подходящее стихотворение на первую страницу. Я пришел и попросил библиотекаря меня выручить. Когда она пошла искать нужную книгу, обратил внимание на девушку с косой до пояса в красивой юбочке. Она мне сразу понравилась. В руке у девушки заметил карточку постоянного читателя библиотеки. И даже имя ее успел рассмотреть — Лидия Мазур. Мы разговорились. Поскольку Лида заказала сборник диктантов, подумал, что она студентка пединститута. Оказалось, нет. С первого раза она не поступила в мединститут и еще раз собиралась сделать попытку. Сказала, что работает в лаборатории Винницкой областной больницы.
Я был бы плохим журналистом, если бы вскоре не разыскал эту девушку. Позвонил в лабораторию, попросил ее адрес. Мне дали. Пришел, но бабушка, у которой Лида снимала угол, сказала, что дома ее нет. Я оставил записку с просьбой перезвонить. Лида перезвонила в редакцию. Я написал статью в газету при мединституте. Рассказал историю, как Лиду из горящей хаты вынесла врач и таким образом спасла ее, а также о том, что с тех пор девушка мечтает стать доктором. Так расписал, что сам ректор заинтересовался судьбой моей героини. В том же году Лида поступила в мединститут. Поженились мы после того, как она закончила первый курс. И с тех пор вместе. Воспитали сына. У нас две внучки и двухлетняя правнучка. К слову, Лида — кандидат медицинских наук, работала в Институте кардиологии имени Стражеско, потом — в больнице в Феофании. Там она сейчас и лежит. Мне очень больно, что жена так страдает. Посвящаю ей свои стихотворения. Когда написал «Вiдлiтають хмари в сиву осiнь», Лида и сын были потрясены. Не верили, что это мое произведение. Я же все-таки писатель, а не поэт.
— Процитируете?
— Если не заплачу, то прочту:
«Вiдлiтають хмари в сиву осiнь,
Як i нашi золотi лiта.
Я ж тебе кохаю, мила, досi,
Ти для мене й досi молода…»
…Каждый год мы праздновали мой день рождения. Накрывался стол. Я не гурман, а почти спартанец. Мое любимое блюдо — жареный картофель. Это единственное, что я умею готовить. И еще, конечно, жарить яичницу. Сейчас, когда Лида в больнице, меня кормят супермаркеты. Покупаю там «оливье», винегрет… Организм в моем возрасте требует витаминов и много воды. Скоро лето. С детства очень люблю землянику с сахаром и молоком. Это блюдо моей мамы. Нет ничего вкусней его. В послевоенные годы мы были полуголодными и с нетерпением ждали июня, чтобы идти в лес за земляникой. К ягоде добавляли совсем чуть-чуть сахара, заливали молоком, размешивали. Молоко у нас имелось свое, домашнее. Из него делали в печи и очень вкусную «колотуху» с корочкой. Сколько стран объездил, нигде такого не пробовал.
— А что же вас поражало за границей?
— В 1984 году я стал делегатом 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая проходила в Нью-Йорке. Больше всего меня поразили американская улыбка и на каждом шагу звучавшее «сорри», что в переводе значит «простите», «извините». А еще — продуманность до мелочей быта. Как-то я был в гостях у американцев. На столе — упаковка белоснежных бумажных салфеток. Все дергают одну за другой. И вдруг кому-то попадает салфетка розового цвета. Хозяйка, увидев это, тут же убрала салфетки со стола. Я поинтересовался зачем. Она ответила: «Гостей за столом десять, а розовая салфетка — сигнал о том, что в пачке их осталось восемь и всем присутствующим не хватит». Тут же она принесла новую коробочку. Конечно же, потрясли и супермаркеты. При вас, если желаете, из куска свежего мяса приготовят сосиски. Могут и торт испечь. Вы видите, какие ингредиенты кладутся в тесто и крем. А пока ждете, вас любезно угощают кофе и гамбургером.
Очень понравилась и Венгрия. Особенно — Будапешт. Какая красивая архитектура! А еще на всю жизнь запомнилось посещение аграрного министерства этой страны. У здания можно увидеть столпы. Одни увенчаны бюстами работавших в нем министров, другие — нет, на них только указан год. Оказывается, пустующие постаменты — свидетельство того, что министр данного периода не заслужил остаться в памяти своих соотечественников. Столпы без бюстов — позорные. Бюсты же увековечивают память о тех государственных деятелях, которые принесли народу и хлеб, и к хлебу. Такая вот сатира.
Люблю море Италии — синее-синее. Был я и в Ватикане. Неизгладимое впечатление оставила живопись в соборах. На стене стол нарисован так, что вы идете и боитесь удариться об его угол. В каждой стране интересно общаться с людьми. В Германии, к примеру, мне запомнился рассказ немецкого художника. Он, в годы войны юный связист, оказался на территории Украины. Бежал по лесу и вдруг услышал, как женщина закричала: «Стой! Там мины». Остановившись, на ломаном русском языке спросил ее: «Почему ты спасла меня? Я же враг, пришедший на твою землю». Она ответила: «Мой сын, может быть, тоже так где-то бежит на мину…» И этот немецкий солдат поклялся ей, что, отступая к Берлину, будет стрелять только в воздух, чтобы… не убить ее сына. Рассказ немецкого художника меня так взволновал, что захотелось написать новеллу.
— Вы верите в судьбу?
— Верю. У меня есть роман «Грошi з неба». Он о том, что человек, живя бездуховно, может уничтожить Землю, цивилизацию. Возможно, если уцелеют несколько человек, все, согласно теории цикличности, начнется сначала.
— Страшно об этом подумать. Давайте лучше о хорошем. Чудеса в вашей жизни случались?
— То, что я стал писателем, уже чудо. В одиннадцать лет я потерял отца. Умирая, он сказал маме, которая была безграмотной, чтобы всем детям дала образование. Старшие мои братья стали офицерами. И я тоже учился в Черновицком общевойсковом военном училище, но потом решил стать журналистом. Видимо, роль сыграло то, что обостренно ощущал несправедливость. Писателем же быть не мечтал.
— Гонорар за какое произведение оказался самым большим?
— В 1980-е годы у меня вышел двухтомник избранных произведений тиражом 115 тысяч экземпляров. Я получил 42 тысячи рублей. Это были очень большие деньги. На них построил по собственному проекту дачу в Конче-Заспе. Все знают крымское «Ласточкино гнездо», а я сделал «чорногузовское». Посмотреть на него приезжал даже секретарь ЦК Украины по идеологии Ивашко. Спросил: «Что это ты строишь? Для чего эта крепость?» «Я же творческий человек», — говорю. Он сказал: «Мне-то все равно. Лишь бы не писали, что Чорногуз крепость строит». А «крепость» моя с башенками. Посмотреть на нее приезжали заслуженные строители. После моих башенок мода на них распространилась по всей Украине. И даже за ее пределами. Вскоре после того, как я построил дачу, из Москвы мне позвонила переводчик двух моих романов Нина Дангулова (жена писателя Саввы Дангулова) и сообщила: «Вы знаете, Олег Федорович, ваши башенки уже у нас на Рублевке». Это было время перестройки. К слову, один экземпляр двухтомника я закопал под фундамент постройки — для потомков.
— Как вы сейчас пишете свои произведения — на компьютере или от руки?
— Пользуюсь и компьютером, но отдаю предпочтение ручке и записной книжке. Если еду в машине, и вдруг осенит какая-то мысль, останавливаюсь и записываю. И так везде, где бы ни оказался: в ресторане, на рыбной ловле, которую очень люблю.
— Над чем сегодня работаете?
— Завершаю работу над «Божественной книгой». Она о силе человеческого духа, о преодолении человеком тяжелого недуга — рака. Мне кажется, это произведение будет очень интересным.
— О каком подарке мечтаете накануне юбилея?
— Чтобы было вдохновение для создания новых произведений. А главное — чтобы моя жена встала на ноги. Мы прожили вместе более 50 лет. Первый тост я всегда посвящаю ей: «Давайте выпьем за мою жену, которой посчастливилось выйти за меня замуж!» Ей нужно бы вручить медаль или орден за то, что столько лет терпит сатирика около себя.
— Пусть ваша жена выздоравливает. И творческих вам успехов!
1810Читайте нас у Facebook