ПОИСК
Культура та мистецтво

Екатерина Молчанова: "Готовясь к роли слепой девушки, я ходила по городу с завязанными глазами"

8:00 17 серпня 2016
В рамках Одесского международного кинофестиваля состоялся премьерный показ новой украинской ленты «Моя бабушка — Фанни Каплан»

Украинской актрисе Екатерина Молчановой кинокритики и режиссеры прочат большое будущее. Так, Влад Троицкий, Дмитрий Томашпольский и Мирослав Слабошпицкий считают ее «надеждой отечественного кино». Не случайно на торжественной церемонии закрытия Одесского международного кинофестиваля именно Катю, восторженно встреченную бурными аплодисментами в зале Оперного театра, отметило жюри национального конкурса.

Екатерина Молчанова — одна из немногих украинских актрис, которая получает роль без проб. За минувший год она снялась в трех короткометражках, в том числе у призера «Молодости» Катерины Горностай в ленте «Сирень» и у известной писательницы и режиссера Ирины Цилык в драме «Дом». А за последние три года у нее две главных роли: в фильме «Моя русалка, моя Лореляй» лауреата Каннского кинофестиваля Наны Джорджадзе и в новой украинской ленте «Моя бабушка — Фанни Каплан», которая появится в прокате уже в нынешнем году. Осенью на экраны выходит также фильм «Рівень чорного» Валентина Васяновича — там у Кати снова главная роль. Пока же премьерные показы этих картин прошли на Одесском международном кинофестивале, где корреспондент «ФАКТОВ» и побеседовал с актрисой.


*Чтобы сыграть Фанни Каплан, актриса, по ее признанию, «сгрызла» не одну историческую книгу. Роль Дмитрия Ульянова исполнил Мирослав Слабошпицкий

— Катя, вы снова в родной Одессе. Здесь вы родились, выросли, закончили лицей, где, насколько я знаю, обучались в классе с углубленным изучением экономики. Как дошли до актерства?

РЕКЛАМА

— Я с детства участвовала в различных концертах, утренниках, капустниках, — говорит Екатерина Молчанова. — На меня обратила внимание школьный завуч, Татьяна Сергеевна, которая свела меня, шестиклассницу, с прекрасным педагогом — Татьяной Садченко. Она занималась со мной — абсолютно бесплатно — целых пять лет! За это ей огромнейшее спасибо.

Когда училась в одиннадцатом классе, снялась на Одесской киностудии в ленте весьма странного содержания, типа «Мальчишник в городе». Правда, авторам пришлось частично переписать сценарий — во всяком случае, убрать одну пошлую сцену. За день съемок получила 30 долларов — тогда просто сумасшедшие деньги! Затем была приглашена еще на пробы, которые с треском провалила — это было не мое. Даже кастинг-директор посмотрела тогда на меня вопрошающе: «Ты чего, девочка, адресом ошиблась?..» Тем не менее студия предложила мне подписать трехлетний контракт. Но я решила иначе — получить образование. И поступила в Институт математики Одесского национального университета имени Мечникова. О чем нисколько не жалею: яркая студенческая жизнь, активные занятия туризмом. Кольский полуостров, Урал, Крым, Кавказ исходила, излазила. Помню, как встречали 8 Марта в 30-градусный мороз, в снегу по пояс…

РЕКЛАМА

Когда училась на пятом курсе, меня вновь пригласили на кинопробы. Постепенно втянулась, мне захотелось остаться в кино. Тем более что, поработав после окончания вуза год, не нашла себя в полученной профессии. Снялась в сериале «Заяц, жаренный по-берлински», еще в нескольких эпизодических ролях.

Как-то позвонил продюсер Валерий Калмыков и предложил главную роль в новом фильме Наны Джорджадзе «Моя русалка, моя Лореляй». Благодаря Нане обо мне многие узнали еще до выхода картины на экраны. Сарафанное радио докатилось и до Алены Демьяненко, режиссера ленты «Моя бабушка — Фанни Каплан».

РЕКЛАМА

— Два фильма, две характерные роли, однако диаметрально противоположные. Каково было перестраиваться?

— Как ни странно, этого не потребовалось: между данными проектами прошло два года. Если Джорджадзе, можно сказать, «шла от меня», то в роли Каплан все было прописано с точностью до шага, выверенного сценарием и режиссером. Никаких отклонений! Что до ролей, они действительно, разительно отличаются.

В «Фанни Каплан» изобразить несчастное, страдающее лицо оказалось не так уж и трудно. Это очень здорово — не бояться быть некрасивой, лохматой и грязной, с синяками и потрескавшимися губами. Пусть даже на время съемок.

Фанни Каплан — реальная личность, анархистка и революционерка, которая совершила неудачное покушение на генерал-губернатора Сухомлинского, отсидела на каторге до революции, а в 1918 году якобы совершила попытку покушения на Ленина. Правда, этот факт до сих пор не доказан, поскольку даже в материалах следственного дела далеко не все однозначно. Моя героиня в 18 лет потеряла зрение. Представьте, в 1917 году слепая Каплан выходит из тюрьмы. У нее начинается роман с врачом Дмитрием Ульяновым. А через год ее обвинят в покушении на брата врача — самого Владимира Ленина…

К роли слепой девушки я готовилась серьезно — ходила по городу с завязанными глазами. Еще — копила негатив: тебя обидели, ты расстроился и — опа! — запомнил, положил в карманчик. Я называю это «мой актерский дневник наблюдения». Да, знаю, это особый актерский цинизм — использовать для погружения в роль все, даже самые неприятные вещи. Со временем отпадают ассоциации с самой собой, а остается только персонаж.

— Играть смерть главной героини не было страшно?

— Пожалуй, нет. Хотя известно, что у других актеров на сей счет есть суеверия. Однако это же не просто эпизод, когда тебя укладывают в гроб, здесь — совсем иное. Конечно, подобные сцены отнимают какую-то энергию. Съемки всегда изматывают. После них лично мне требуется прийти домой, смыть с себя усталость и лечь спать, чтобы организм хоть как-то восстановился.

— Как боретесь с плохим настроением?

— Начинаю уборку квартиры. Перебираю все в шкафу, в соответствии с известным правилом: наводить порядок в голове начни со шкафа (смеется). Здорово отдыхаю, путешествуя. В особенности на самолете. Еще обожаю живое общение с людьми.

— Вы же — жизнерадостный человек! А фильм полон трагизма.

— Это правда, но ко времени съемок «Фанни Каплан» я «сгрызла» не одну историческую книгу, посетила несколько мастер-классов, пообщалась с режиссерами. Словом, подготовилась, настроилась. Помогло творческое окружение, отличные партнеры. В фильме есть и улыбка — это первые два съемочных дня, когда фиксировали юность героини, и сцена купания. Остальное — несчастная, слепая любовь. Режиссер отлично сумела показать, что может произойти с безоглядно влюбленным человеком. Кроме того, события разворачиваются на фоне драматической политической ситуации…

— Съемки фильма о Каплан происходили в самый разгар Майдана…

— Возможно, это мне помогло. Изначально на эту роль планировали израильскую актрису, но она категорически отказалась приезжать в Украину даже на пробы. Режиссер Алена Демьяненко потом сказала, что, когда увидела меня в темных очках округлой формы — тех самых, в которых затем Каплан появляется в фильме, выбор был сделан моментально.

— В этом проекте ведь были задействованы и российские артисты?

— Это Ваня Бровин и Леша Девотченко, оба из Санкт-Петербурга. Как шутила Алена Демьяненко, они «постоянно пребывали в тревоге и ожидании, когда же их, наконец, будут убивать злые жидобандеровцы». Для Вани, который исполнил роль возлюбленного Каплан — Гарского, Киев почти родной город — его супруга киевлянка.

Кстати, как-то режиссер правильно заметила: то, что пытаются назвать войной между Украиной и Россией, на самом деле, война между будущим, которое мы хотим иметь, и советской ментальностью.

— Алексей Девотченко погиб при загадочных обстоятельствах, так и не успев завершить съемок…

— Он играл Ленина и, когда оставался только один съемочный день, отпросился по делам в Москву. 6 ноября 2014 года Лешу нашли мертвым на съемной квартире…(По сообщению московского управления Следственного комитета России, признаков насильственной смерти на теле Девотченко не обнаружено. По одной из неподтвержденных официально версий, он умер в результате несчастного случая, по другой — от сердечного приступа. Тем не менее российская правозащитница Ольга Курносова считает, что артист мог быть убит спецслужбами. Об этом же написал популярный актер Станислав Садальский в своем «Живом журнале». Накануне смерти Алексей записал видеообращение к деятелям театра, включая украинских коллег, в котором выразил им поддержку. Он являлся членом Объединенного гражданского фронта в Санкт-Петербурге. 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». 18 ноября 2011 года в своем блоге сообщил, что отказывается от звания «заслуженный артист России» и двух Государственных премий Российской Федерации. В марте 2014 года Девотченко подписал письмо «Мы с Вами!» в поддержку Украины. 13 апреля 2014 принял участие в митинге «Марш Правды», 21 сентября — в «Марше мира». — Авт.). Ясное дело, все сразу политизируется, за этим многие попросту забывают о человеке, о классном актере. Сыграл Алексей в фильме прекрасно! Потому творческая группа приняла решение сцену, в которой его не успели отснять, воспроизвести, сделав кадрировку с помощью дублера и компьютерной графики. Вышло отлично.

Кстати, когда фильм только задумывали, планировались съемки в Москве и Питере, в Сибири и в Крыму, то есть там, где жила моя героиня. Однако в силу изменившейся политической ситуации с этими планами пришлось расстаться. Потому Сибирь и Москву снимали в Киеве, а Крым — в Одессе.

— Дмитрия Ульянова в фильме сыграл Мирослав Слабошпицкий, режиссер фильма «Племя», получившего на Каннском кинофестивале три награды.

— Работать с Мирославом-актером было здорово и очень комфортно. Он всячески старался помочь мне — как режиссер и более опытный человек в киноискусстве. Когда речь заходит о «Фанни Каплан», все почему-то вспоминают постельную сцену. Ну, из песни слов не выбросишь… (Как рассказывал Мирослав Слабошпицкий, «съемки сексуальной сцены были очень забавны. Я не играю там брата вождя мирового пролетариата, для меня это трогательная любовная история, в которой женщина-террористка разрывается между двумя очень разными мужчинами». — Авт.).

— Вы сейчас очень востребованы…

— Да, вышла короткометражка «Дом», еще есть проект с Валентином Васяновичем. Но, как в любой творческой профессии: сегодня у тебя икра и шампанское, а завтра — один кефир. Вообще-то, чем я занимаюсь, сложно именовать работой. Скорее, это — кайф, за который тебе еще и платят. Впридачу еще и внуки смогут посмотреть, какой бабушка была в молодости. Я однажды подумала, как было бы круто, если бы моя бабушка снималась в кино и сейчас я могла бы увидеть ее, 25-летнюю! Могу сказать, что мне перед внуками стыдно не будет (смеется).

— В каком фильме хотели бы сыграть?

— В какой-нибудь простой хорошей истории. Например, в такой, как лента «About Time» — это британская романтическая комедия о человеке, который может путешествовать во времени…

2625

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів