"Каждую почку мы по очереди извлекали из организма, реконструировали, а затем возвращали на место"
— Ежегодно я прохожу плановое обследование, и во время одного из них мне сказали, что в почках образовались камни, — вспоминает 50-летняя Надежда Маковей, на фото («ФАКТЫ» сообщали об уникальной операции). — На рентгеновском снимке «камень» был хорошо виден, но уролог засомневался в диагнозе и настоял на проведении компьютерной томографии с контрастом. После этого исследования врачи сообщили, что у меня другой диагноз: аневризма (значительное расширение) артерий обеих почек. Сказали, что откладывать хирургическое вмешательство опасно, так как аневризмы могут разорваться, что угрожает жизни. Но предупредили: «Мы операции сразу на двух почках никогда не делали! Да и в мире их проводят крайне редко». Немного поколебавшись, я согласилась. Страха и паники ни у меня, ни у родственников не было. Понимали: «Надо, значит, надо!» К счастью, операция прошла успешно, я чувствую себя хорошо.
Как рассказали врачи, во всем мире почку с аневризмой сосуда чаще всего удаляют. Но не удалять же две почки! Как без них жить?! Значит, оставалась только органосохраняющая операция.
— Мы раздумывали, как поступить: можно было провести два вмешательства: сначала на одной почке, а спустя определенное время — на другой, — рассказывает профессор Центра трансплантации Львовской областной клинической больницы хирург Игорь Кобза (на фото). — Но была опасность, что аневризма разорвется. Решили: сначала вынимаем и оперируем одну почку, а в ходе операции посмотрим, сможем ли реконструировать другую. Тем более что за десять лет мы провели около десяти операций с извлечением почки из организма.
В операции участвовала сильнейшая бригада сосудистых хирургов-трансплантологов, в которую вошли хирурги Игорь Кобза, Даниил Федоров, главный областной трансплантолог Ростислав Жук и анестезиолог Дарья Сольман.
Кропотливое сложнейшее вмешательство длилось шесть часов. Хирурги сшивали сосудики диаметром один-два миллиметра!
— С первой почкой «справились» достаточно неплохо, и решили сразу перейти ко второй, — продолжает Игорь Кобза. — Каждую по очереди извлекали (почка находилась вне организма 40—45 минут), помещали в лоточек, замораживали. Затем реконструировали орган (вырезали расширенные артерии, сшивали сосуды) и возвращали на место. Часть сосуда почки пришлось замещать участком вены, взятой с ноги. Спустя месяц после операции я могу сказать, что все прошло успешно.
— Нет технической возможности провести подобную операцию, не вынимая почку из организма, — отметил главный областной трансплантолог Ростислав Жук. — Это рискованно, но ни у пациентки, ни у нас не было другого выхода. И мы пошли на риск.
— Надежда недавно проходила у нас обследование, у нее удовлетворительные анализы, функции почек восстанавливаются, болей и других жалоб нет, — заверил лечащий врач Даниил Федоров. — В дальнейшем будем наблюдать нашу уникальную пациентку.
Как подтверждают все медики, подобные операции в Украине до этого не проводились. Да и в мире никто о таком не слышал. Согласно официальной статистике, например, в Великобритании за последние пять лет сделано всего 20 операций по поводу аневризмы сосудов почек, и лишь в нескольких случаях из организма вынимали одну почку. А за 15 лет этой проблеме в мире было посвящено всего 33 публикации, где ни слова не сказано об операциях на двух почках.
— В начале 2000-х годов во Львове была неплохая медицинская школа, наши урологи тогда начинали делать пересадки почек, — вспоминает Игорь Кобза. — Сначала результаты были не очень хорошие. Но когда к урологам присоединился сосудистый хирург, знаменитый профессор Михаил Лоба, результаты стали значительно лучше. После его смерти ситуация резко ухудшилась. Правоохранители с буйной фантазией начали обвинять хирургов-урологов в том, будто они проводили подпольные операции по пересадке почек, что за изъятыми у доноров органами специально прилетали вертолеты, которые садились на… крышу областной больницы. Бред!
Медики объяснили, что расшириться более чем на 50 процентов может любой артериальный сосуд: в брюшной полости, сердце, грудной клетке, почках, селезенке, печени. Он увеличивается, а, значит, его стенки становятся все тоньше и тоньше. Это как воздушный шарик — чем больше его надуваешь, тем выше вероятность, что он лопнет. С больным сосудом это может произойти в любую минуту, и человек рискует умереть. Выявить аневризму достаточно трудно: нужно делать УЗИ с хорошим разрешением или компьютерную томографию. Но важно, чтобы человеку встретился хороший врач, который своевременно выявит проблему и поможет ее устранить.
Фото в заголовке с сайта svoboda.org
2783Читайте нас у Facebook