Маркиян Демидов: «Нельзя допустить конфликта поколений между защитниками Украины»
С каждым днем в Украине остается все меньше ветеранов Второй мировой войны, жертв концлагерей, трудовых лагерей, гетто и других мест принудительного содержания. Меньше становится и активных общественных организаций, защищающих их интересы.
У оставшихся появляются неожиданные противники, которые требуют ликвидации таких институтов и лишения их бюджетного финансирования. В канун Дня памяти и примирения 8 мая и годовщины Победы над нацизмом 9 мая говорим об этой и других проблемах с председателем Украинского союза узников — жертв нацизма (УСУЖН), малолетним узником концлагеря Саласпилс Маркияном Демидовым.
«В гитлеровской Германии и на оккупированных территориях было создано более 14 тысяч концлагерей, через которые прошли свыше 18 миллионов человек. Выжил только каждый десятый»
— Маркиян Дмитриевич, чем сегодня занимаются ветеранские организации? Разве государство не уделяет оставшимся в живых жертвам и участникам войны должного внимания?
— Наша организация объединяет узников концлагерей, трудовых лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, а также людей, вывезенных на принудительные работы (из Украины было вывезено более трех миллионов человек), включая тех, кто родился в фашистской неволе.
Я, например, в восьмилетнем возрасте попал в концлагерь Саласпилс под Ригой после того, как на моих глазах в колхозной бане немцами было сожжено заживо 176 человек, в том числе пять членов моей семьи.
Согласно уставу, основной задачей нашей организации является защита законных социальных, экономических, возрастных и моральных прав, а также воспитание молодого поколения на примере наших трагических судеб — что мы видели своими глазами и что нам пришлось пережить, — чтобы нацизм, фашизм никогда не повторился.
*Глава Украинского союза узников — жертв нацизма Маркиян Демидов: «Во всем мире активизируются неофашистские движения. Это говорит о том, что наша деятельность, наша просветительская работа нужны как никогда». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
— Как давно существует Украинский союз узников — жертв нацизма?
— Наш союз был создан 8 февраля 1991 года в период распада СССР.
Учитывая, что молодое поколение практически ничего не знает о нас — узниках концлагерей, хочу сказать следующее: в гитлеровской Германии и на оккупированных территориях было создано более 14 тысяч концлагерей, через которые прошли свыше 18 миллионов граждан европейских стран, в том числе и Украины. Выжил только каждый десятый. Для них мы были унтерменш — недочеловеки, рабы… А тех, кто вернулся домой после освобождения, даже детей, при сталинском режиме и советской власти считали шпионами каких-то разведок, людьми второго сорта. В престижные вузы, летные училища, мореходные училища нас не принимали. Разнорабочими на оборонные заводы и то не брали. Это продолжалось до 1988 года.
22 июня 1988 года в Киеве было разрешено встретиться 800 гражданам со всего Советского Союза — бывшим малолетним узникам концлагерей. Обратите внимание, только малолетним, остальным — табу!
По профессии я строитель. Начинал свою деятельность мастером. А с 1966 года стал руководителем крупных строительных организаций. Организаторские способности пригодились и в общественной работе. В дальнейшем имел успешный бизнес, который продал в 2008 году. Решил сосредоточиться только на общественной работе.
*"Я попал в концлагерь Саласпилс в восьмилетнем возрасте, — говорит Маркиян Демидов. — На встречах с молодыми людьми рассказываю о том, что видел своими глазами и что мне пришлось пережить". Фото из личного архива Маркияна Демидова
— Каков бюджет союза и откуда он финансируется?
— Согласно постановлению Кабинета министров Украины № 176, выделяемые денежные средства используются в строго определенной пропорции на программы, утвержденные Госслужбой Украины по делам ветеранов войны и участников АТО и Министерством социальной политики. Использование этих средств проверяется государственными контролирующими органами.
В 2016 году нам было выделено из государственного бюджета 702 тысячи гривен. За счет этих средств, согласно утвержденной программе, был проведен ряд мероприятий: встреч, форумов, круглых столов, посещений памятных мест — Ново-Петровцы, Букринский плацдарм, Корюковка Черниговской области. Члены союза приняли участие в съезде ветеранов Украины. И поверьте, для наших людей это очень важно.
— Откуда тогда в СМИ всплывает цифра в 20 миллионов гривен?
— Это сумма, выделяемая на финансирование и уставную деятельность из госбюджета всех организаций ветеранов войны и участников АТО, которые входят в состав Госслужбы Украины по делам ветеранов войны и участников АТО.
Служба опекает большое количество представителей ветеранского сообщества — ветеранов Великой Отечественной войны, жертв нацизма, «афганцев», миротворцев, ветеранов СБУ и прокуратуры, нынешних защитников независимости Украины на востоке. Так что сумма рассчитана на десятки организаций. При этом, насколько мне известно, сегодня в приоритете как раз финансирование проектов для участников АТО, и это правильно.
«Я призвал наших коллег из других государств принять все возможные меры к тому, чтобы наступил мир и сохранилась территориальная целостность независимой Украины»
— Общественные активисты недавно обнаружили среди расходов вашей организации поездку на Антифашистский форум в Москве. И это в разгар войны с Россией. О чем вы говорили с участниками этого форума?
— Полный текст моего выступления доступен на сайте УСУЖН с 2015 года, то есть сразу после моего приезда. Конечно же, там не было никаких сепаратистских призывов.
Наоборот, я, будучи на территории страны-оккупанта, не побоялся открыто заявить об аннексии Крыма и оккупации Донбасса, пытаясь донести до коллег из России и других государств, что именно у нас происходит. И призвал наших собратьев, чтобы они обратились к общественности и руководству своих стран с требованием принять все возможные меры к тому, чтобы это кровопролитие прекратилось, наступил мир, сохранилась территориальная целостность нашей независимой Украины.
— Тем не менее сегодня многие считают работу вашей и подобных организаций ненужной. А деньги предлагают передать на нужды воинов АТО.
— Во-первых, та интенсивность, с которой неофашистские движения во всем мире, в том числе в Европе и на постсоветском пространстве, «поднимают голову», говорит как раз об обратном: наша деятельность, наша просветительская работа нужны как никогда. Мир, похоже, стал забывать, к чему привело попустительство действиям Гитлера и его сподвижников — к миллионам человеческих жертв, мучительных смертей. Мы видели смерть своими глазами — и это самая страшная трагедия в истории человечества, допустить повторения которой нельзя.
Второе. Нельзя допустить конфликта поколений между защитниками Украины. Тезисы о том, что одних ветеранов пора заменить другими, а первых «разжаловать» — это очень тревожный звоночек.
Ни в коем случае не умаляя заслуг участников АТО (которыми я, как и вся Украина, искренне горжусь и восхищаюсь), не устаю напоминать: и они, и ветераны войны, и «афганцы», и узники концлагерей в разной степени пережили ужасные лишения. Государство взяло под опеку всех, уважая эти страдания. Сегодня показательно уничижать одних и превозносить других — по меньшей мере несправедливо.
А в той форме, в которой это проявляется сегодня в Украине — в виде физических нападений на пожилых людей, унижающих комментариев, улюлюканья на телевидении и в прессе, — так можно вернуться во времена Германии 1932 года.
— Как же вы предлагаете этому противостоять?
— Здесь очень важна государственная политика. В этом плане рассчитываем на поддержку и понимание руководства страны и правительства.
Правительственные органы должны на корню пресекать попытки столкнуть лбами атошников, «афганцев», ветеранов войны, узников концлагерей. Ведь не исключено, что такой сценарий на потеху пропагандистам написан за пределами Украины. Потому взаимоуважение, умение слушать и слышать друг друга — крайне важны для украинцев сегодня на всех уровнях.
734Читайте нас у Facebook