«когда спустя два года после травмы кисти я вновь взяла в руки скрипку, в ней появилась трещина. Почти такая, как Шрам на моей ладони»
Моя собеседница снимает перчатки: левую ладонь от кончика среднего пальца до запястья пересекает шрам.
- Семь лет назад неудачно открыла банку с оливками — порезала крышкой средний палец, — вспоминает 32-летняя Святослава. — Рана не показалась серьезной, я сама обработала ее и палец забинтовала. Но на следующий день взяла в левую руку чашку, а она выпала. Попробовала сжать пальцы в кулак, но они не слушались Пошла в травмпункт, врач осмотрел рану и вынес вердикт: пострадало сухожилие, нужна операция. В то время я жила в Москве, тамошние специалисты сказали, что после хирургического вмешательства палец останется либо навсегда согнутым, либо прямым. Для меня это значило гораздо больше, чем просто косметический дефект. Ведь всю свою сознательную жизнь я посвятила игре на скрипке: это не только любимое дело, но и способ зарабатывать на хлеб. Решила попытать счастья на родине. Отправилась в Киев с надеждой, что наши специалисты помогут.
- Когда Святослава к нам обратилась, у нее уже было застарелое повреждение сухожилия, женщина не могла даже пошевелить средним пальцем, — рассказывает хирург-травматолог клиники микрохирургии кисти Института травматологии и ортопедии АМН Украины кандидат медицинских наук Владимир Лесков. — Человеку другой профессии подобная травма могла бы показаться несерьезной, так как не повлияла бы на образ жизни. Но Святославе пришлось бы забыть о своей карьере. Мы сделали ей сухожильную пластику. Это сложное микрохирургическое вмешательство, от врача требуется очень тонкая, ювелирная работа. Во время первой операции мы установили силиконовый имплантат, чтобы создать тоннель, по которому можно провести новое сухожилие. А спустя несколько месяцев сделали вторую операцию: имплантат удалили и на его место пересадили сухожилие с правого предплечья.
Но это только половина дела. Восстановление зависит от усердия пациента, ведь необходимо заново учиться владеть кистью. В этом плане случай Святославы уникален. Ей удалось полностью восстановить функцию пострадавшего пальца! И сейчас наша пациентка играет в Национальном симфоническом оркестре Украины.
- Я взяла инструмент в руки только через два года после травмы, играла, когда оставалась дома одна, — говорит Святослава. — Скрипка не звучала, пришлось отнести ее к мастеру. Выяснилось, что в ней появилась трещина. Почти такая, как шрам на моей ладони.
«Московский хирург сказал: «Бросайте вашу скрипку, на карьере музыканта можете поставить крест»
К 25 годам Святослава Семчук стала известной во всем мире скрипачкой, ее приглашали выступать и преподавать за границей.
- Не удивительно, что я ничего не умела делать, кроме как играть на скрипке, — рассказывает Святослава. — И в такой ситуации московский хирург говорит: «Бросайте вашу скрипку, на карьере музыканта можете поставить крест». Вся жизнь в один миг стала прошлым
Святослава научилась играть на скрипке, когда ей было четыре(!) года. Ее родители преподавали в музыкальном училище, в доме всегда звучала живая музыка.
- К нам приходили студенты, играли на фортепиано, а я бормотала под нос: «Черная, белая», — вспоминает женщина. — Правильно называла клавиши, которые нажимали ребята, напевала ноты, звучавшие в телефонном звонке, звоне хрустальных бокалов. Родители заметили, что у меня хороший слух. Преподаватель игры на скрипке Игорь Пилатюк (ныне профессор, ректор Львовской музакадемии) взял меня в свой класс. На заказ сделали маленькую скрипочку. И уже через два года она издавала вполне пристойные звуки. Младший брат Олесь, услышав мою игру, тоже захотел учиться.
Мы тогда жили в Ивано-Франковске, мама посылала наши кассеты на различные конкурсы, возила нас на прослушивания. Во многих странах Европы побывали, ездили даже в Америку, Австралию и Японию. Я рано осознала, какие возможности может дать скрипка. А когда в 1987 году был создан Всесоюзный благотворительный детский фонд имени Ленина, мы с братом вошли в число его двенадцати первых стипендиатов. Нас пригласили в Киев, в музыкальную школу имени Лысенко. Это интернат, но его руководство сделало исключение: разрешило маме поселиться с нами. Папа остался в Ивано-Франковске со старшей сестрой. Она, кстати, тоже музыкант — играет на фортепиано.
- Когда мы с братом решили продолжить учебу в консерватории, нас пригласили на гастроли в США, — продолжает Святослава. — А вернувшись в Украину, мы узнали: здесь нас не ждали, были уверены, что останемся за границей. Но разрешили пойти сразу на второй курс. Я много гастролировала с сольными концертами, играла в Государственном камерном ансамбле «Киевские солисты». Однажды, когда в России проходили Дни украинской культуры, мы выступали в Кремле. Вскоре я переехала в Россию.
После травмы и печального прогноза московских медиков от своих киевских знакомых женщина узнала: в Украине есть хирург, который любит классическую музыку.
- Почувствовала, что найду в нем родственную душу, — вспоминает Святослава. — Владимир Лесков осмотрел мою кисть, пообещал сделать все возможное, а там — как Бог даст. Доктору я верила, хоть были и моменты отчаяния. В клинике познакомилась с пациентами, которые получили такую же травму, но не смогли полностью восстановиться. У одного молодого человека порвалось и пересаженное сухожилие. Было понятно: рассчитывать на быстрый эффект, по меньшей мере, наивно.
Я окончила Государственную академию руководящих кадров культуры и искусства, стала менеджером в академическом исполнительстве. Если бы не смогла играть, организовывала бы гастроли других музыкантов, в том числе брата. Олесь — блестящий скрипач, заслуженный артист Украины. Он много гастролирует, преподает в Италии.
«Изо дня в день я разминала фаланги пальцев, чтобы чувствовать вибрацию струн»
Святослава снова поехала в Россию. Занялась организацией выставок украинских художников, концертов классической музыки. Пять лет была зрителем.
- Все это время я изо дня в день разрабатывала руку, — говорит она. — Разумеется, в клинике прошла курс реабилитации: физио- и магнитотерапию, электрофорез. Однако движения в руке не восстановились. Я начала с того, что правой рукой сгибала и разгибала левую. Потом сжимала в пострадавшей ладони теннисный мячик, эспандер. Но это грубые хватательные движения, а скрипачу очень важно иметь гибкие чувствительные пальцы, владеть мелкой моторикой, вибрацией.
Я часами разминала фаланги пальцев. Даже не пыталась играть на скрипке, только спустя два года попробовала. Первое время ничего не получалось, я огорчалась, закрывала инструмент в футляре, говорила себе, что больше не возьму в руки. Но потом успокаивалась и брала скрипку и смычок.
Три года назад я опять оказалась в Киеве. Чтобы вернуться в мир музыки, подготовила сольный концерт и выступила с ним в Андреевской церкви. После этого меня вновь пригласили в ансамбль «Киевские солисты». Играю еще и в Национальном симфоническом оркестре Украины, преподаю в Национальной музыкальной академии.
- В нашей клинике сухожилия пересаживают с 1982 года, ежегодно мы делаем около 300 таких вмешательств, — добавляет Владимир Лесков. — Пациента оперирует бригада специалистов. Святославе я проводил операцию вместе с профессором Сергеем Страфуном и кандидатом медицинских наук Василием Гайовичем. Такие вмешательства сложны, однако у нас есть большой опыт, хорошие результаты. Больше чем у половины пациентов эффект положительный. К сожалению, не все больные проявляют такую настойчивость, как Святослава.
Чаще всего люди травмируют сухожилия кисти осколками стекла, разбитой посуды, кухонными ножами, когда открывают консервные банки, работают с циркулярной пилой. При таких повреждениях нужно обязательно обращаться в травмпункт.
К нам приезжают из разных уголков Украины и стран ближнего зарубежья. Нередко приходится оказывать людям помощь уже после того, как их оперировали в неспециализированных клиниках. В подобных случаях стопроцентного восстановления добиться нельзя. Поэтому обращаюсь к коллегам: если они сталкиваются с такими травмами, пусть направляют пациентов в специализированные медучреждения.
1471Читайте нас у Facebook