ПОИСК
Події

Народный артист украины василий вовкун: «на темы искусства и старины с виктором ющенко можем разговаривать часами. Он какую-то вещь купит — мне рассказывает, я куплю — делюсь с ним впечатлениями»

0:00 22 червня 2007
Известный украинский режиссер отметил 50-летие и представил в Украинском доме свою уникальную коллекцию вышиванок

Василий Вовкун режиссировал в Киеве финал Евровидения, инаугурацию Президента Украины Виктора Ющенко, постановку «Золотч ворота тисячолчть» под открытым небом, ставшую визитной карточкой Украины — как коррида в Испании, оперу-ораторию Стравинского «Царь Эдип» на майдане Незалежности…

На днях Василий Владимирович отпраздновал свой 50-летний юбилей. И посвятил ему новый проект «Видива», выпустив DVD-коллекцию собственных постановок, а также показав в Украинском доме свою уникальную коллекцию вышиванок, икон и украинской живописи.

«Одну из уникальных вышиванок я нашел на пороге хаты — об нее вытирали ноги»

- Василий Владимирович, слышала, что коллекции, подобные вашей, есть только у Президента Украины Виктора Ющенко и мужа народной артистки Украины Нины Матвиенко Петра Гончара…

- У Петра Гончара — да, а у Виктора Андреевича таких вышиванок, как у меня, нет, он мне даже немного завидует, — улыбается Василий Вовкун.  — Я ведь давно уже своей коллекцией занимаюсь — больше 20 лет. В молодости мог коньяку не выпить, а вышиванку куплю! Когда работал в Черновицком музыкально-драматическом театре, мы выезжали на спектакли в села. Как-то подошел к одной достаточно богатой хате и увидел такую картину: во дворе разведен костер, а в нем горят вышиванки! Я, не задумываясь, стал их вытаскивать. Решил, что их бросил в огонь ребенок.

РЕКЛАМА

Вдруг из хаты выбегает женщина и — рыдать: «Не делайте этого, сегодня сороковой день со смерти моей матери. И сжечь все это — ее просьба. Покойная не хотела, чтобы ее одежда валялась в доме». Я ей отвечаю: «Но это же произведения искусства! Разве вы не понимаете? Отдайте в школу, в музей, но не сжигайте. Это грех!»

Еще как-то на пороге одной хаты я нашел красивейшую вышиванку — об нее вытирали ноги. Взял, отреставрировал. Помню, хозяйка бежала за мной через все село и кричала: «Вчддайте, що ви з мене робите посмчх!»

РЕКЛАМА

- Какая вышиванка в вашей коллекции самая раритетная?

- Думаю, конца XVIII века. Практически у каждой сорочки есть свой «паспорт»: из какого района, села, в каком году вышита, кем… Я вот иногда думаю: могли ли те женщины, что создавали всю эту красоту, представить, что когда-то их вышиванками будут любоваться политики, президенты?.. В моих планах — отдать все эти сорочки в музей в Жовкве на Львовщине — там моя родина. Это искусство создавал народ, и оно должно принадлежать народу!

РЕКЛАМА

- Но ведь это целый капитал! Не жалко? Сколько стоит сегодня одна вышиванка?

- Нет, не жалко. Сейчас вышиванка стоит долларов 200-300. Раньше можно было купить за совсем смешные деньги — десять-двадцать рублей. Многие отдавали просто так, потому что знали, что я этим торговать не буду. А сколько за границей сейчас наших вышиванок, вы себе и представить не можете. Все продается, перепродается…

- Правда, что по узору на вышиванке можно было прочесть судьбу ее хозяйки?

- Да, вышивка — это целая система символов. К примеру, почти на каждой есть знак оберега. Обычно он вышивался вверху на рукаве. Иногда девушки вышивали знак любви, но в таком месте, чтобы он не был виден посторонним. Считалось, что он принесет удачу. Особый женский аксессуар — бавница. Это такая лента, которую носили на лбу над бровями. Бавница считалась визитной карточкой женщины. Вышла девушка замуж — вышивалась особая узорчатая линия. Родила дочку — добавлялся новый символ. Сына — еще один. Не дай Бог, стала вдовой — и это отражалось в вышивке. И вот шла женщина на базар или в церковь, а на бавнице «написано»: «трое детей, муж, родители живы» или «пятеро детей, вдова».

- Вы носите сорочки из своей коллекции?

- Нет, и никому не советовал бы носить вышиванки с чужого плеча. Это же чужая энергетика. Видели бы вы, например, как люди, отдавая мне сорочки, прощались с ними! Некоторые причитали, как над покойником! Плакали. Иногда я даже не хотел брать такие вещи. Вот случай. Одна женщина на Буковине показала мне вышиванку, и я прямо «одурел» от такой красоты. Вышита желтым цветом, как золотом! Хотел купить — не продает. Три раза я к ней ходил на «переговоры». Потом познакомился с ее сестрой. Она сказала: «Сестра вам сорочки не продасть, бо хоче, щоб я щщ в нчй поховала». «Но это же произведение искусства!» — стал убеждать. Женщина и говорит сестре, у которой сорочка: «Щоб ти знала, я тебе в цчй сорочцч ховати не буду!» А та: «А звчдки ти знахш, що я перша помру?!» И как стали спорить! И не продала-таки.

- Сколько у вас вышиванок?

- Около двухсот. И ни один рисунок не повторяется! Женщины обычно держали узор в тайне. Чтобы, не дай Бог, никто не скопировал!

- Сейчас это называется «эксклюзив»… А мода на вышиванки существовала?

- А как же! Я сам, честно говоря, был удивлен. Скажем, первая вышивка была «белым по белому». Потом стала популярна цветная. Люди ведь и в те времена ездили, смотрели… Ну, например, приехала какая-то богатая пани из Черновцов в село, и всем девушкам уже хотелось такую сорочку иметь, как у нее. А в начале XX века стало популярным вышивать розочки. Знаете почему? Немцы выпустили мыло. Внутри каждой упаковки был эскиз вышивки крестиком. В основном розы. И это мыло модницы раскупали только так…

«Режиссировать свадьбу сына оказалось для меня самым сложным проектом»

- Правда, что вы с Виктором Ющенко дружите семьями?

- Да, это так. На темы культуры и искусства можем с ним разговаривать часами. А также о коллекционировании старины. Он какую-то вещь купит, мне рассказывает, я куплю — делюсь с ним впечатлениями.

- Говорят, что Катерина Ющенко на свадьбе вашего сына танцевала почти до утра?

- И участвовала в обрядах! Ей очень понравилось. Режиссировать свадьбу сына оказалось для меня самым сложным проектом (улыбается).  — Горжусь, что собрал на этом мероприятии весь наш род. Одним из гостей был Вадим Писарев (известный хореограф.  — Авт. ), так он сказал мне: «Василий Владимирович, приехал я домой и задумался: а когда в последний раз я весь свой род видел? И не вспомнил. На ближайший юбилей тоже хочу собрать всю родню».

- Кстати, кому из известных людей вы режиссировали домашние праздники?

- Режиссировал официальные юбилеи Ивана Драча, Дмытра Павлычко, Лины Костенко… Домашние же праздники — никогда! Это унижает профессию.

- А мировые звезды часто соглашаются петь на днях рождения, помолвках…

- Банально! Знаете, когда звезду можно «помацати», то это, извините, уже не звезда! Станиславский, например, запрещал актерам выходить из театра раньше чем через час после спектакля. Чтобы публика не увидела потертых штанов артиста или его плохого настроения.

- Но частные заказы — это деньги. Они вас не интересуют?

- Я не думаю о деньгах вообще. Я не веду богемный образ жизни, не меняю машины… Мне хватает!

- А правда, что вы приехали в Киев в 33 года, как говорится, без копейки в кармане?..

- Да, работая в Черновцах, чувствовал себя, как в аквариуме, в который не налили воды. Я задыхался. Решил что-то менять. Приехал в Киев, узнав, что Сергей Проскурня открывает театр-студию «Будьмо!» Он меня пригласил. Но в первое время ни квартиры, ни денег. Полтора года жил по два-три дня то у одного актера, то у другого. Помню, как стоял под подъездом, ждал, чтобы у друзей погас свет — не хотел их обременять собой. Восемь лет жил с семьей порознь. Жена с сыном в Черновцах, я в Киеве. Сейчас, слава Богу, все иначе…

 

465

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів