Теперь при подсчете индекса инфляции учитывается стоимость мобильной связи, интернета и кабельного телевидения
Согласитесь, мало кто остается равнодушным, когда речь заходит о ценах. На молоко и хлеб, на мясо и овощи, на транспорт и запчасти, на одежду и лекарства. Ведь любое изменение стоимости этих товаров в первую очередь отражается на наших кошельках. Поэтому за всеми переменами мы внимательно следим, а фраза при выходе из магазина: «Ничего ж почти не купила, а сотня ушла», стала уже просто обыденной.
Но за изменениями цен следят не только обычные граждане, но и государство в лице Госкомстата, специалисты которого ежемесячно рассчитывают индексы инфляции. Так, по данным Госкомстата, в июле цены в стране выросли на 1,4 процента. Как это подсчитывается, «ФАКТЫ» спросили у директора департамента статистики цен Госкомстата Елены Драговоз.
«Мы следим за ценами на легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, а также алкоголь и сигареты»
- Елена Николаевна, объясните, что это за индекс инфляции и как его считают?
- Индекс потребительских цен, который многие называют индексом инфляции (в связи с тем, что в нашей стране, как и в большинстве других, он используется для определения инфляции), показывает, насколько изменился общий уровень цен на товары и услуги, которые покупает население для собственного потребления.
- То есть насколько подорожали или подешевели те товары, которые мы приобретаем для себя?
- Да. Ежемесячно специалисты территориальных органов государственной статистики во всех регионах страны регистрируют цены и тарифы на потребительском рынке. При этом потребительский набор товаров и услуг, на основании которого проводятся наблюдения, определяется централизованно и является единым для всех регионов страны.
- И что включено в этот набор?
- Товары и услуги, которые пользуются массовым спросом у населения. Индекс потребительских цен должен отражать потребительские привычки всех граждан страны. Замечу, что рынок сегодня представлен множеством разнообразных товаров и услуг. Для того чтобы определить, какие именно из них пользуются наибольшим спросом, применяются данные исследований условий жизни домохозяйств. Причем существует четкий критерий отбора. Условием для включения в набор товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах домохозяйств: на продукты должно тратиться не менее 0,1 процента, а на непродовольственные товары и услуги — не менее 0,2 процента.
Таким образом, в набор попадают товары и услуги массового спроса: крупы, мясные и молочные продукты, яйца, несколько видов хлеба, рыба, овощи и фрукты, соусы, некоторые виды консервации, специи, кофе и чай, а также одежда (мужская, женская, детская). Кроме того, в набор входит мебель, сантехника, шторы, постельное белье, бытовая, а также аудио- и видеотехника, отдельные виды стройматериалов (краска, обои, линолеум), лекарства.
Мы также отслеживаем изменения квартплаты, стоимости коммунальных услуг, почтовой связи, финансовых, стоматологических, диагностических и консультативных услуг, проезда в городском и междугородном транспорте, цен на билеты в кинотеатры, стоимости обучения в учебных учреждениях, услуг гостиниц, пансионатов, саун, ритуальных услуг и многих других.
В наборе есть отдельные товары и услуги, которые не относятся к первоочередным потребностям людей (например, легковые автомобили, ювелирные изделия из золота). В набор включены также алкоголь и табак, поскольку расходы на них сегодня весьма существенны.
- Есть ли какие-то исключения?
- Конечно. Не включаются в набор товары и услуги, которые покупаются в целях накопления: предметы старины, искусства, антикварные и ювелирные изделия и прочее. Не учитываются также жилье, земля и другие материальные и нематериальные ценности.
- Но рынок развивается, и мы начинаем покупать какие-то вещи, о которых еще пять лет назад даже не слышали
- Именно в связи с этим соответствующим образом меняется и набор. Он пересматривается обычно один раз в пять лет с учетом изменений на потребительском рынке регионов и в структуре потребительских денежных расходов домохозяйств. Так, последний пересмотр набора был сделан в нынешнем году.
- И что в нем нового?
- Включены многие товары и услуги, которые стали пользоваться спросом у населения. Например, теперь наши специалисты следят за изменением стоимости мобильной связи и сотовых телефонов, Интернета, кабельного телевидения, а также микроволновых печей, музыкальных центров, DVD-плейеров и так далее.
Что касается продуктов, то замечу: с увеличением доходов люди стали покупать больше качественных и дорогих продуктов. В связи с этим в набор добавились: мясная вырезка, филе свежемороженой рыбы, сырокопченая колбаса, деликатесные копчености и рыбные консервы (такие, как лосось, тунец, сайра), йогурты, грибные консервы и многое другое.
Таким образом, в общей сложности количество товаров и услуг, за ценами на которые следят наши специалисты, увеличилось с 270 до 296.
«Стоимость вещей в бутиках, торгующих эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью, во внимание не принимается»
- А кто определяет, какими товарами нужно интересоваться? Вот, например, конфеты Килограмм карамелек «Гусиные лапки» фирмы Н. стоит 8 гривен, а фирмы П. — 8 гривен 63 копейки. Если в июле учесть стоимость карамелек фирмы Н. , а в августе — фирмы П. , то получается, что карамельки подорожали на 63 копейки. Но ведь на самом деле цена не изменилась!
- Хороший вопрос. Сам набор товаров и услуг определяется Госкомстатом, при этом дается общая характеристика их потребительских качеств. А уже на местах специалисты самостоятельно отбирают конкретные товары и услуги с учетом особенностей потребительского рынка региона. При этом товары и услуги должны соответствовать двум условиям: на них должен быть значительный спрос населения и они должны быть постоянно в наличии.
Таким образом, если специалисты города отобрали карамельки «Гусиные лапки» определенного производителя, то они будут отслеживать изменение цен именно на эти конфеты. Причем ежемесячно сравнивается стоимость данного продукта в одном и том же магазине и в определенную дату, чтобы получить «чистое» изменение цены. То есть это исключает ситуацию, приведенную в вашем вопросе. В то же время нельзя проводить расчеты средних цен, наблюдая за товарами только одного производителя.
- Это почему?
- Потому что тогда, если этот производитель решит поднять стоимость своего товара, допустим, на те же карамельки, то это будет выглядеть так, будто карамельки подорожали на всем рынке региона.
- Значит, если изучаются цены на карамельки, то нужно подобрать «Гусиные лапки» фирмы Н. , «Молочную каплю» фирмы С. , «Вишневый аромат» фирмы В. и так далее?
- Да, конечно. Главное, чтобы это была карамель не менее 9-10 видов, а не шоколадные конфеты. А вот при регистрации цен (тарифов) на услуги необходимо не меньше 7-8 видов. Такое количество цен регистрируется в каждом из населенных пунктов, где проводится наблюдение. Исключение составляют отдельные виды услуг (например, электроэнергия, газ, услуги связи, железнодорожные перевозки), на которые существуют единые тарифы, установленные соответствующими органами исполнительной власти. Таким образом, ежемесячно наши специалисты регистрируют более 300 тысяч цен.
- Тогда расскажите о том, как именно все это происходит? Ваши сотрудники ходят по магазинам и регистрируют цены?
- Именно так. Наблюдение ведут специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом из 27 регионов страны. Причем как в крупных городах, так и в средних и маленьких. И в супермаркетах, и в небольших магазинах, и на продовольственных, вещевых и смешанных рынках.
- И даже в бутиках?
- Магазины, в которых цены во много раз превышают среднюю стоимость аналогичного товара, в обследование не включаются. Кроме того, товар в такие магазины поступает, как правило, небольшими партиями, ассортимент постоянно обновляется, что значительно усложняет процесс регистрации цен. Так что стоимость вещей в бутиках, торгующих эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных фирм, не регистрируется.
- А скидки и распродажи учитываются?
- При определенных условиях, поскольку сезонное снижение цен, а также рекламные акции и распродажи товаров стали сегодня характерной особенностью потребительского рынка. Поэтому они учитываются в том случае, если выставленный со скидкой товар не поврежден, срок реализации его не закончился, а вес и упаковка не изменились.
Снижение цен не принимается во внимание, если скидка предоставляется на исключительных условиях: постоянным клиентам, отдельным льготным категориям (пенсионерам, студентам, детям), а также в том случае, если проводится рекламная акция и скидка зависит от количества товара. Например, при продаже двух единиц по цене одной, что сейчас является достаточно распространенным явлением.
310Читайте нас у Facebook