Марат башаров: «мишка ефремов позже рассказывал, как владимир путин вручал мне цветы и значок лауреата государственной премии. У меня был такой мандраж, что ничего не помнил »
Марат Башаров один из самых снимаемых и высокооплачиваемых актеров в России! В свои 33 года он успел поработать с самыми известными режиссерами, на его счету 50(!) картин (»Холостяки», «Убойная сила», «Свадьба», «Граница. Таежный роман»). Только за последний год Марат сыграл в 15 фильмах! Сейчас он снимается в Ялте в триллере режиссера Александра Стриженова «Юленька. Зло», где играет учителя русского языка и литературы.
«Из-за плохого поведения меня чуть не выгнали со школы»
- Марат, а у тебя по русскому и литературе какая оценка была?
- Я учился на четыре-пять. Правда, с алгеброй, геометрией, физикой и химией дела обстояли плохо. Плюс «неуд» по поведению — чуть со школы не выгнали. Я ведь татарин. Когда пришло время готовить меня к школе, мама с папой поняли, что на русском их сын говорит фиговенько. Им не раз соседи говорили: «Мальчик-то у вас ни бельмеса по-нашему не знает». Тогда родители попытались перейти на русский, но я все равно продолжал общаться по-татарски. Зато сейчас на русском говорю без акцента.
- Имя у тебя необычное.
- Меня частенько дразнили в школе. Марат на арабском языке означает «желанный», а в переводе с древнекитайского — «угнетающий»! Папу звали Вафа Юнисович, а маму — Рауза Абдуловна. Она татарка, хотя родилась и выросла в Москве. История маминого имени просто потрясающая. Когда началась Великая Отечественная война, моя бабушка была беременна. Провожая деда на фронт, она махала ему рукой из окна. Дед, подскочив к клумбе с цветами, с корнем вырвал розу и забросил ее жене на балкон. Через несколько месяцев дед погиб. А спустя пару дней после того, как пришла похоронка, родилась моя мама. И бабушка назвала дочку Раузой (то есть Розой) в память о том цветке.
- У твоей дочери тоже экзотическое имя?
- Сперва мы хотели назвать дочку Мартой, но, посмотрев фильм «Амели», нарекли крошку в честь главной героини. Оказывается, Амели — древнее персидское имя, оно означает «умиление и восторг». В этом году Амели исполнилось три годика.
- Ты ведь с женой Лизой на работе познакомился? Служебный роман?
- Первое знакомство с Лизой состоялось еще во время моей учебы в «Щепке». Как-то в студенческой компании я обратил внимание на симпатичную блондинку. Лиза училась на экономическом факультете ВГИКа. Тогда дальше обычного разговора дело не пошло. Во второй раз мы повстречались в Костроме, на съемках «Сибирского цирюльника». Лиза работала администратором у Михалкова. Там и закрутился наш роман. С тех пор мы вместе.
- За семьей скучаешь, находясь на съемках?
- Не успеваю. Вот и сейчас ребенок мой здесь, рядом с женой. Они меня надолго не покидают. На самом деле у меня очень удобная профессия. Играя разных людей, их судьбы, профессии, постоянно чему-то учишься.
- И какими профессиями благодаря кино овладел?
- Научился многому. Сегодня я здесь, завтра — на зоне, послезавтра — на подводной лодке. Правда, попробовать управлять подводной лодкой во время съемок фильма «72 метра» мне не разрешили. Зато я недавно снялся у Егора Кончаловского в картине «Консервы», где сыграл журналиста, которого подставили. За убийство, которого он не совершал, его отправили в лагерь на Крайний Север. На съемках этого фильма пришлось таскать камни, жить в бараке. А сейчас учусь сниматься вместе с детьми. Скажу честно, легче камни таскать, чем с ними на одной площадке находиться. Я думал: что сложного в профессии учителя? Но оказалось, не все так просто. Необходимо иметь колоссальное терпение. Дети настолько естественны, что их невозможно переиграть на площадке. Я у них учусь, можно сказать, актерскому мастерству, свободе и непосредственности.
- Трудно тебе!
- В первый съемочный день я вел урок по литературе и должен был рассказывать про Орфея и Эвридику. Я посмотрел в детские глаза, внимательно меня изучающие, и из головы вылетал весь текст. Было очень много дублей. Я никак не мог собраться.
«Умирать в кадре даже приятно»
- А свои школьные годы с удовольствием вспоминаешь?
- Конечно. Это ведь и первая любовь Наташа, которой я носил портфель, и закадычный школьный друг Боря Курган. Он еврей, а я татарин, и мы с ним дружили. Правда, если чего-то не могли поделить, в ход шли оскорбления: «татарин», «еврей». Дрались до крови, а потом родители нас сводили, как двух собак, мирили. Мы ведь жили в одном подъезде. Когда были в восьмом классе, Боря с родителями эмигрировал в Америку. С тех пор ни слуху ни духу.
А еще запомнился один случай. Классе во втором ко мне подошла девочка (она была уже пионерка) и сказала: «Фу, какой урод!» Я навсегда запомнил ее и эту фразу. Девочка мне такую травму нанесла. Очень хотелось бы с ней сейчас встретиться.
- И что ты ей сказал бы?
- Какая ты красивая!
- Серьезные поступки часто приходится совершать?
- Постоянно. Вот, например, сейчас пять часов вечера, а я встал в семь утра. Не завтракал. Вместо того, чтобы пообедать, общаюсь с вами, а в желудке все уже свело. Разве это не поступок?
- Это издержки звездной профессии!
- Звезда — когда ты недоступен. А я могу спокойно пройтись по набережной, появиться в драных шлепанцах или плавках.
- В одном интервью ты сказал, что не зависишь от денег. Это как?
- Для меня деньги — ничто. Люблю, когда можно о них не думать. Знаете, как хорошо.
- Конечно, когда денег столько, что можно о них не думать!
- Все в жизни относительно. Для кого-то и рубль деньги. После того как я победил в проекте «Звезды на льду», мой рейтинг поднялся, следовательно, актерские ставки тоже немного выросли. Но я всегда прошу не больше, чем способен сделать в кадре.
- Помимо многочисленных съемок, сейчас ты — ведущий проекта «Звезды на льду». Как только все успеваешь?
- Вот уже пару месяцев живу на две страны. Каждую неделю по вторникам мотаюсь из Ялты на запись программы в Москву.
- Герой, которого ты сейчас играешь, погибнет?
- Картина начинается со слов: «Если вы читаете эти строки, значит, меня уже нет». Вообще, мой герой и горит, и собаки его рвут. Не буду рассказывать, каким образом меня отправят на тот свет, но очень страшно. Тем более что это сделают дети.
- Нет «забобонов» по поводу смерти? Многие, знаю, отказываются умирать в кадре.
- У меня нет. Это же игра. Если в это верить и бояться, то можно и накаркать, как говорится. Мне часто приходилось в кадре умирать. Иногда это даже приятно!
- Как это?
- Специальная киношная кровь такая мягкая, приятна на ощупь и сладковата на вкус!
«Никита Михалков — мой кинопапа»
- Не думал, кем ты был в прошлой жизни?
- Мне кто-то говорил, что я был женщиной-рыбачкой и жил где-то на севере. Может, поэтому я обожаю рыбалку.
- А в будущем кем хотел бы стать?
- (Задумался, подняв глаза. ) Министром по туризму и отдыху. Чтобы ездить по разным курортам, проверять качество обслуживания
- Отчего ж тогда в артисты подался?
- По этому поводу хорошо сказал Марчелло Мастроянни. Когда актера спросили, нравится ли ему его профессия, он ответил: «Ну сами подумайте Сижу я дома. Вдруг мне звонят, привозят сценарий. Я его читаю, а может быть, даже не читаю. Потом присылают машину. Я приезжаю на съемочную площадку. Меня одевают, подставляют стул под задницу, кормят. После этого платят большие деньги, и меня любит вся страна. Теперь подумайте, мне нравится моя профессия?.. »
- Ага, значит, славы захотелось?
- Нет, актером я стал совершенно случайно. Мои родители не были связаны с театром или кино. Мама работала поваром, папа — слесарем-сантехником. Им было все равно, кем я стану. Главное, по их мнению, получить высшее образование, чтобы не загреметь в армию. Но куда поступать, я не представлял. В раннем детстве мечтал стать водителем автокрана.
Окончив школу, поступил в МГУ на юридический факультет. В театр попал с легкой руки своего старшего брата (по папе), который был театральным критиком. Как-то он предложил попробоваться на роль в сказке по Оскару Уайльду «Кентервилльское привидение» в театре «Современник». Нужен был молодой парень. Я пошел забавы ради, но мне дали роль, которую я отыграл целых два сезона. Естественно, ни о каком МГУ думать уже не мог. Забрал оттуда документы и поступил в театральное училище имени Щепкина. Сам, без блата.
- Повезло тебе и с кино — ведь твоим первым режиссером был Никита Михалков?
- Михалков — мой кинопапа. Свою первую роль я сыграл в его фильме «Утомленные солнцем» — в массовке. Спустя четыре года Никита Сергеевич предложил мне одну из ролей в «Сибирском цирюльнике». Это была моя первая крупная работа. А вот на съемках сериала «Граница. Таежный роман» сбылась детская мечта: поиграть в войнушку в лесу, в военной форме и с настоящим оружием. К тому же работать с таким легендарным режиссером, как Александр Митта, — счастье для любого актера.
- Ты от армии откосил?
- Во время учебы в вузе я получил отсрочку, но потом меня должны были забрать в Театр Российской армии. Но одноклассница Наташа, ставшая юристом, подсказала, что по закону я служить не должен, так как остался единственным кормильцем в семье. Мой папа умер от рака желудка, когда я учился на третьем курсе, а мама была на пенсии. Таким образом, в армию я не пошел. Но на съемках «Таежного романа», а потом и в фильме «Сибирский цирюльник» я приобщился к армейской жизни по полной программе.
- В «Сибирском цирюльнике» подобрался поистине звездный состав.
- Из-за этого перед съемками был большой мандраж. В картине ведь заняты Олег Меньшиков, Никита Михалков, Алексей Петренко, западные актеры Ричард Харрис, Даниэль Ольбрыхский, Джулия Ормонд. Огромное спасибо Никите Сергеевичу, который перед началом работы отвез нас в Кострому. Там мы жили в военном училище, и этот наш костромской быт переместился на съемочную площадку. Мы с одного взгляда друг друга понимали. Недаром эта картина получила в Каннах приз «За лучший актерский ансамбль».
- За роль Ивана в фильме «Граница. Таежный роман» ты тоже получил награду — государственную премию.
- Да, лично из рук президента Владимира Путина. Помню, приоделся, пошел в Кремль. Поначалу не волновался, но когда подошел к Кутафьей башне, где начались всякие процедуры проверки, замандражировал сильно. А прослушав инструктаж, как нужно себя вести и что делать во время церемонии вручения, вообще потерял себя в пространстве. С того момента, как назвали мою фамилию, вообще ничего не помню — клянусь вам. На вручении в Кремле мы сидели рядом с Мишкой Ефремовым. Он мне потом про меня все рассказал: как Путин вручал цветы и значок, руку жал, что говорил. Я же, в свою очередь, все доложил Мишке про него, поскольку он тоже ничего не помнил. Хорошо хоть фото с президентом на память осталось — подтверждение, что все это было не во сне, а наяву.
903
Читайте нас у Facebook