ПОИСК
Культура та мистецтво

Игорь масленников: «однажды мы со сценаристом решили сделать кино о комсомольской ячейке, где живут по принципу свободной любви»

0:00 1 листопада 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Известному режиссеру, снявшему фильмы о Шерлоке Холмсе, «Пиковую даму» и «Сентиментальный роман», исполнилось 75 лет Вкус славы, удовольствие от работы с выдающимися актерами, впечатления от поездок в Лондон, Париж, Рим, Нью-Йорк… Кажется, Игорь Масленников все испробовал. Но даже в канун 75-летнего юбилея не перестал удивляться жизни, рассказывая неправдоподобные истории, которые случались с ним на самом деле. Только не спрашивайте у него о работе над «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона», ведь в судьбе режиссера и без этого много интересного, а подчас и загадочного…

«Михаил Козаков отказался экранизировать «Пиковую даму», потому что испугался вмешательства темных сил»

- Игорь Федорович, какой из своих фильмов считаете наиболее удачным?

- «Пиковую даму», над которой изначально работать не собирался. За это дело взялся Михаил Козаков, но отказался. Мотивировал тем, что счел себя недостойным. Надо сказать, до него это произведение Пушкина пытались экранизировать многие: Эйзенштейн, братья Васильевы, Михаил Ильич Ромм… История, произошедшая с Роммом, сыграла решающую роль для Козакова. Оказывается, после начала работы над «Пиковой дамой» с Михаилом Ильичом начали происходить странные вещи. Его всюду преследовали неудачи: в быту, на киностудии, в личной жизни… Перестали звонить друзья. И он решил, что дело в «Пиковой даме». Только после того, как выбросил на помойку все материалы, связанные с ней, жизнь наладилась. Козаков, узнав об этом, струсил. Следующим кандидатом был Анатолий Васильев. Он пригласил на роль Германна Александра Кайдановского. Они сняли часть материала и… разругались. Все остановилось.

- Как вы вышли из положения?

РЕКЛАМА

01s14 kadr.jpg (17253 bytes)- Я оказался у разбитого корыта: на все про все оставалось меньше половины первоначального бюджета. Директор объединения спросил: «Что будем делать?» — «Придется мне самому снимать». «Но это же мистическая история!» — шепотом произнес он. «С чего вы взяли? Пушкин — абсолютно ясный, солнечный человек, напрочь лишенный общения с темными силами», — ответил я. «А как же призрак?» — «А вы прочтите, что там написано: пришел Германн домой совершенно пьяный, денщик уложил его спать, и ему привиделась графиня».

- Вы взяли на роль графини Елену Гоголеву, которая до этого никогда в кино не снималась…

РЕКЛАМА

- Да, до меня Гоголева действительно была кинематографической девственницей. На съемочной площадке трусила, поэтому была скромна и послушна. Ей было 82 года. Однажды я скомандовал: «Сядьте!» — и Елена Николаевна грохнулась мимо стула и ударилась головой о дверной косяк. От травм ее спасли чепец и толстые юбки. Гоголева напоминала мне… Брежнева в чепце. Но все же я считаю, что эта замечательная актриса украсила картину.

- Почему на роль Германна не хотели утверждать Виктора Проскурина?

РЕКЛАМА

- На Центральном телевидении было другое представление о главном герое пушкинской повести. Пришлось ехать в Москву, объяснять, кто такие петербургские немцы, и Проскурина утвердили.

«В римском ресторане вместо спагетти мне предложили обычные пельмени, а вместо котлет — жареные белые грибы»

- Интересно, в вашей жизни были ситуации, связанные с мистикой?

- Самые необычайные события произошли в Риме в октябре 1982 года. Гостелерадио направило меня в Италию на ежегодный телерынок — «торговать» «Приключениями Шерлока Холмса» и «Пиковой дамой».

Прогуливаясь по Вечному городу, свернул в какой-то переулок — и черная кошка перебежала мне дорогу. Обернулся — там еще одна черная кошка! Остался один путь — на набережную Тибра. Пошел по мощеному переулку и увидел… Олега Янковского, с которым работал в «Гонщиках», «Собаке Баскервилей», «Сентиментальном романе»… Он тогда снимался в Риме. Вместе с Олегом и переводчицей Ирой я заглянул в какой-то ресторанчик для актеров. И вот эта Ира, которая в Москве явно ела все подряд, в столице Италии рассуждала так: «Я хожу в этот ресторан, потому что здесь подают мясо коровы, которая не знала, что ее убьют». Оказывается, если корова знает, что ее скоро зарежут, ее мясо наполняется ядовитыми веществами! Представляете?

- А как вам понравились спагетти?

- В ресторане «Два вора» для меня, единственного представителя советского телевидения, устроили торжественный обед. Сообщили, что будут поданы особые спагетти, которые очень редко готовят в Италии, и котлеты «Осенняя роскошь». О таинственный Рим! Экзотические спагетти оказались обыкновенными пельменями, а «Осенняя роскошь» не оставила ни малейших сомнений в том, что и в Италии растут белые грибы. Правда, там их жарят не так, как мы, порезав на мелкие кусочки, а крупными кусками.

- С Папой Римским не довелось встретиться?

- Это уже другая необычайная история, произошедшая в мой день рождения. Моя гостиница находилась рядом с Ватиканом. Однажды я отправился на площадь Святого Петра. Был день Иоанна Крестителя, и там было много народу. Шел дождь, и какие-то добрые люди пустили меня под свой зонтик. Вдруг на площади появился белый «Фиат», который я поначалу спутал с «жигуленком». Из него вышел Иоанн Павел II. Появление Папы вызвало восторг у итальянцев, теснившихся возле узкого коридора, ограниченного металлическим заборчиком. Папа шел к Собору Святого Петра. Он шутил, все смеялись. Я стоял у заборчика, и какая-то таинственная сила подтолкнула мою руку для приветствия. Сам Папа Римский пожал мне руку! Вот так подарок на день рождения! Видите, в Риме все связано с мистикой.

- А что за история произошла у вас с Верой Пановой, написавшей «Сентиментальный роман»?

- Все началось с того, что мы со сценаристом Владимиром Валуцким решили сделать кино о комсомольской ячейке, где живут по принципу свободной любви, провозглашенной Коллонтай, которая утверждала, что сойтись с мужчиной — все равно что выпить стакан воды. Я представил себе двух комсомольцев-фанатиков (его и ее), утверждающих свободную любовь, общих жен и общих детей… Но потом, точно гром среди ясного неба, к этим фанатикам пришла любовь и поразила их разрядом высочайшего напряжения: они влюбились по-настоящему, по закону природы, а не комсомола. И в один прекрасный день раздался телефонный звонок: «С вами говорит Серафима Юрьева — литературный секретарь Веры Пановой. Вера Федоровна хотела бы предложить вам работу… » Я отправился в гости к известной на весь Советский Союз писательнице. В просторном кресле сидела разбитая параличом старуха, полуслепая и полуглухая, в кружевной черной накидке, с четками в руках и крестом на груди. Живыми в этом человеке были только маленькая белая кисть правой руки и мысли. Панова предложила экранизировать ее любимую вещь — «Сентиментальный роман». Я не читал этой книги, и она подарила экземпляр с дарственной подписью. Начал листать книгу в холодном ленинградском троллейбусе. А там — двадцатые годы, комсомольцы, споры, любовь… Более того — несчастная любовь! Все то, о чем я давно думал!

- То есть в руках вы держали мечту.

- Точно! Как оказалось, Пановой, которая изгнала многих режиссеров, посоветовали меня. Мои предложения по поводу экранизации ей понравились, и мы написали заявку на этот проект. Оставив заявку у Веры Федоровны, я уехал в Омск на фестиваль. Когда вернулся в Ленинград, Панова подписала заявку, а через два дня умерла…

Измученная пятью годами паралича, она естественно, уверовала в Бога и завещала, чтобы ее отпевали в церкви. Это обстоятельство сразу изменило официальное отношение к ней. Некрологи были сухи: «Правда» поместила лишь восемь строчек на последней полосе, а в «Литературной газете» рядом с некрологом напечатали чужой портрет…

352

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів