Президент леонид кучма: «я хочу, чтобы украина стала государством, в котором уровень жизни его граждан отвечал бы европейским стандартам»
Накануне Всеукраинских муниципальных слушаний, которые с 30 июля по 2 августа проходят в Судаке, глава государства дал интервью корреспондентам «ФАКТОВ»
Нынешний форум, посвященный проблемам местного самоуправления, уже восьмой по счету. Но сказать, что в этой сфере нет проблем, еще нельзя. Поэтому на слушания в Судаке организаторами и были приглашены не только отечественные специалисты, но и зарубежные эксперты. Запланировано также и участие Президента Леонида Кучмы.
«Складывается впечатление, что членам правительства и депутатам Верховной Рады нет дела до местного самоуправления»
-- Уважаемый г-н Президент! Какие основные задачи предстоит решить в ходе ежегодных Всеукраинских муниципальных слушаний, на которые в Судаке собрались деятели местного самоуправления, члены правительства, представители общественных организаций, деловых структур, иностранные эксперты?
-- Помимо обсуждения актуальных проблемы местного и регионального развития, а также попытки определить пути их решения, данные слушания -- это еще и удобный случай поздравить новоизбранных мэров, завоевавших себе право работать в интересах сограждан. Теперь им придется ежедневно решать, как накормить «семью хлебами» тысячи жителей своих городов, поселков и сел. Поэтому желаю новоизбранным мэрам мужества, сил и энергии, чтобы поднять на достойный уровень качество жизни жителей наших городов и сел. В этом деле я их решительный сторонник и партнер.
Но не нужно забывать, что развитие местного самоуправления не является делом исключительно мэров. В первую очередь, решение существующих в этой области проблем зависит от Верховной Рады, которая должна урегулировать все правовые и экономические аспекты местного самоуправления. Депутатам нужно помнить, что Украина одной из первых постсоветских стран присоединилась к Хартии местного самоуправления. Присоединиться присоединилась, но пока только на бумаге. Главные факторы местного самоуправления -- юридическая обособленность, экономическая самостоятельность и финансовая самодостаточность территориальных общин -- остались декларациями.
Далеко не все, что от нее зависит, сделала исполнительная власть. Несмотря на то, что развитие местного самоуправления признается одним из главных приоритетов внутренней государственной политики, реальных сдвигов в этом деле очень мало.
Президенту приходится руководить этим процессом в «ручном режиме» -- еще в конце 1997 года я настаивал на крайней необходимости проведения энергичной муниципальной реформы. С тех пор уже дважды изменился состав Верховной Рады, трижды поменялось правительство, а проблем меньше не стало. Наоборот, их количество нарастает как снежный ком. Я вынужден время от времени издавать отдельные указы, стимулировать принятие соответствующей программы и т. п. Складывается впечатление, что членам правительства и депутатам Верховной Рады нет дела до местного самоуправления. У них, наверное, есть дела более важные. Еще раз подчеркиваю: развитие местного самоуправления и преодоление кризиса городов и сел -- это безотлагательная задача, решение которой уже запоздало почти на десятилетие.
Пока «государственные мужи» колеблются с решением проблем, сложилось и набирает силу украинское муниципальное движение, которое объединило инициативных и профессиональных деятелей муниципального дела -- представителей центральной и местных властей, ученых, общественных деятелей, представителей деловых структур, которые активно ищут пути решения задач. Я искренне благодарен тем, кто находится в состоянии постоянного поиска средств искоренения проблем, а не причин, по которым их решение невозможно. Поэтому я направил поздравления участникам упомянутых вами слушаний. И внимательно слежу за результатами обсуждений на этих представительных форумах. Более того, буду делать все от меня зависящее, чтобы рекомендации слушаний были воплощены в жизнь.
«Я убежден -- до тех пор, пока муниципальные преобразования будут осуществляться сверху, мы не сдвинемся с места»
-- А есть ли у Президента собственный рецепт преодоления кризиса городов и сел?
-- Проблемы наших регионов, городов и сел -- это проблемы общегосударственного характера, поскольку непосредственно затрагивают интересы каждого гражданина. Ведь все мы пользуемся коммунальными услугами, ходим и ездим по улицам, дышим воздухом наших городов. Все граждане Украины являются членами территориальных общин, которые являются основой самоуправления. А поэтому им небезразлично, как выглядят наши города, как обстоят дела с местными бюджетами, экологией, медициной, образованием в наших городах.
К сожалению, после десяти лет становления местного самоуправления мы должны констатировать наличие огромного количества неразрешенных вопросов, которые создают угрозу кризисного развития наших городов и сел. Среди наиболее болезненных проблем -- неурегулированность межбюджетных отношений, следствием чего является нищенское состояние местных бюджетов, неопределенность в распределении полномочий и ресурсов между властями разных уровней, кризисное состояние коммунального хозяйства. Эти нерешенные задачи общеизвестны, и для их решения кое-что делается, но делается недопустимо медленно. Однако сегодня я хотел бы обратить внимание на проблему демократизации власти и развития местной инициативы.
Я убежден -- до тех пор, пока муниципальные преобразования будут осуществляться сверху, мы не сдвинемся с места. Только инициатива снизу может стать основой для реальных преобразований в сфере местного самоуправления и осуществления административной реформы на местном и региональном уровнях. Основой для муниципальной реформы должна стать местная инициатива и активная местная политика. К сожалению, государственная власть «сумела» свести на нет местную инициативу. Мне часто приходиться слышать от мэров: «Власти не хотят или не могут нам помочь. Так хотя бы не мешайте!». Складывается впечатление, что центральная и местные власти -- враги. Это недопустимо, потому что главной задачей руководителей всех уровней является улучшение жизни людей. А власть, которая не решает свою главную задачу, вообще никому не нужна.
Поэтому необходимо открыть путь местной инициативе, активно привлекать к участию в управлении делами своих городов их жителей -- то есть наполнить реальным содержанием понятие «самоуправление». Местная власть, как и власти других уровней, должна стать открытой, прозрачной и понятной. На это будет направлен новый указ, который я вскоре подпишу.
Нужно также активизировать местную политику. Партии должны активнее и ответственнее заявить о себе на местном уровне. Очевидно, что без этого трудно себе представить политически ответственную местную власть. Не исключаю, что партийная активность в регионах будет стимулировать открытую общественную дискуссию на предмет избрания по пропорциональной схеме в местные органы власти с тем, чтобы выйти к следующим выборам с обновленной избирательной системой.
Демократизация власти должна осуществляться в двух направлениях. В первую очередь -- это перераспределение полномочий и ресурсов между центром и органами местного самоуправления в пользу местных общин. Сегодня слишком много власти и полномочий в Киеве и очень мало на местах. С другой стороны, местные общины должны иметь возможность доказать свою способность взять на себя дополнительные полномочия и, разумеется, дополнительную нагрузку. Именно здесь, я считаю, место для инициативы территориальных общин и их лидеров.
Сегодня я вижу путь к решению существующих проблем в том, чтобы дать местным властям, как говорил бывший российский президент, столько самоуправления, сколько они могут нести. Поэтому, возвращаясь к слушаниям, по поводу которых мы начали разговор, я хочу предложить их участникам обсудить такую идею: до конца года провести открытый конкурс проектов и программ местного и регионального развития. Программы-победительницы, например 10--12 городских и 3--4 региональных, получат личную поддержку Президента. Я готов использовать свои полномочия, чтобы в рамках действующего законодательства содействовать получению органами самоуправления ресурсов и полномочий, которые им необходимы для обеспечения нужд территориальных общин. Дополнительные полномочия и ресурсы даже в рамках действующего законодательства могут быть предоставлены путем их перераспределения в пользу местного самоуправления.
-- Что, на ваш взгляд, необходимо для проведения открытого конкурса проектов и программ местного и регионального развития?
-- В первую очередь, должно быть разработано и в установленном порядке принято специальное положение о конкурсе. Но сейчас я вижу проведение этого мероприятия так: в конкурсе могли бы участвовать программы, направленные на решение основных проблем местного и регионального развития. Таких, как эффективное использование земельных и имущественных ресурсов, осуществление организационно-технологической модернизации инженерных инфраструктур, развитие местной демократии, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, повышение безопасности в городах и регионах и т. д. Отдельно хочу подчеркнуть необходимость поддержки малого и среднего бизнеса на местном и региональном уровнях. Этой теме я уделял и впредь буду уделять особое внимание. Более того, уверен, что для мэров и губернаторов поддержка малого и среднего бизнеса должна стать одним из важнейших приоритетов в их работе.
Органам власти, программы которых стали победительницами конкурса, опять же в рамках действующего законодательства, будут предоставлены дополнительные полномочия, что должно быть закреплено соответствующими указами Президента или постановлениями Кабмина, решениями соответствующих министерств, ведомств.
Организацию и проведение конкурса мог бы взять на себя Фонд содействия местному самоуправлению Украины. Проведение конкурса и определение программ-победительниц должно осуществляться открыто и прозрачно. Даже сами условия конкурса могут разрабатываться с участием независимых специалистов, мэров и губернаторов. К участию в проведении этого мероприятия должны быть привлечены ведущие специалисты, авторитетные общественные, научные учреждения, ассоциации органов местного самоуправления и т. д.
Первые итоги реализации программ-победительниц можно будет подвести в начале 2004 года. И, естественно, сделать соответствующие выводы -- или о расширении конкурса, внесении изменений в законодательство для закрепления положительных результатов эксперимента, или же о сворачивании конкурса с учетом его неэффективности.
На мой взгляд, такой конкурс будет способствовать пробуждению и всеобщей поддержке местной инициативы относительно поиска наиболее эффективных путей и конкретных средств скорейшего решения проблем местного и регионального развития.
Если эта инициатива будет поддержана, думаю, что уже где-то в сентябре можно было бы официально обнародовать условия конкурса.
«Я предлагаю внести коррективы в существующую практику, когда сначала народные депутаты принимают закон, а затем возникают проблемы с его реализацией»
-- Господин Президент, если ваша инициатива будет поддержана и конкурс осуществится, значит ли это, что в Украине возникнет еще 10--15 городов и регионов со специальным статусом, что-то вроде свободных экономических зон? То есть, там будут созданы специальные условия для решения проблем, а во всех остальных городах и регионах все останется, как прежде?
-- Нет, это не так. Во-первых, реализация инициативы Президента должна дополнить, а не заменить последовательную работу по улучшению нормативно-правовой базы местного самоуправления, решению трудных вопросов межбюджетных отношений, последовательной реализации Программы поддержки развития местного самоуправления.
Во-вторых. Реализация программ-победительниц должна стать экспериментальной апробацией путей и средств решения проблем. Если мы в экспериментальном режиме найдем и отработаем решения, то они должны быть закреплены в законодательстве и других нормативно-правовых актах. Я предлагаю внести коррективы в существующую практику, когда сначала народные депутаты принимают закон, а затем возникают проблемы с его реализацией. Давайте попробуем сделать наоборот -- сначала отработаем эффективное решение, а потом предложим законодателям и правительству их воплотить в законы.
То есть, мое предложение направлено не на увеличение количества свободных экономических зон, а на то, чтобы найденные и отработанные решения были внедрены на всей территории Украины. Причем, уверен, если мы начнем в 2003 году реализацию конкурса, то мы обязательно его продлим и в 2004, и в 2005 годах, потому что ни за год, ни за два или три все проблемы местного самоуправления мы не решим. Но зато сможем продвигаться в деле местного и регионального развития.
Поэтому отвечая на ваш вопрос, я хочу точно определить свою позицию. Она состоит в следующем: я хочу, чтобы вся Украина стала свободной экономической зоной, а в контексте нашего разговора -- государством с полноценным местным самоуправлением, государством, где города и регионы динамично развиваются, а уровень и качество жизни их жителей отвечают европейским стандартам. Именно так я понимаю содержание европейского выбора Украины.
Читайте нас у Facebook