Пригрозили, что заставят бежать через минное поле: в 63-летнем сотруднике Запорожской АЭС оккупанты «рассмотрели» шпиона

- Мой муж — человек ответственный, поэтому, несмотря на оккупацию, остался в Энергодаре (городе энергетиков Запорожской АЭС), ведь атомную станцию должны обслуживать профессионалы, — рассказала «ФАКТАМ» Наталья Спартесная, жена приговоренного оккупантами к 12 годам заключения сотрудника ЗАЭС Сергея Спартесного. — Он работал на атомной станции начальником смены турбинного отделения на шестом энергоблоке. Несмотря на оккупацию, муж был настроен работать, как он говорил, «до последнего». Однако месяца за два до ареста начал склоняться к тому, чтобы эвакуироваться. К тому времени россияне начали задерживать многих сотрудников блочного щита управления (одних из самых ценных атомщиков — Авт.). Но муж колебался ехать из Энергодара или оставаться. Сомнения добавляли случаи, когда его коллеги пытались выехать из города через территорию россии и по дороге исчезали (их арестовывали спецслужбы рф). В 2023 году российские силовики задержали моего мужа в Энергодаре, а осенью прошлого года приговорили к 12 годам заключения.
«Разрешают раз в три месяца одну посылку весом до 20 килограммов. Туда входит все — и одежда, и еда»
— При каких обстоятельствах арестовали вашего мужа? — задаю вопрос Наталье Спартесной.
— Сергей пришел домой после ночной смены, следующий день должен был быть выходным. Мы разговаривали с ним по голосовой связи в Telegram примерно в пять часов вечера. Вдруг звонок прервался. Я перезванивала, но тщетно. Где-то минут через десять Сергей отозвался, сообщил крайне тревожное известие: к нему пришли военные. Я все поняла, отключилась. Больше связаться с мужем не было возможности. Как я потом узнала, его увезли в отделение полиции.
На следующий день знакомые не побоялись пойти туда, расспросили о моем Сергее. Затем сообщили мне, где он. Знаю, что сначала его держали полтора месяца в так называемой стеклянной камере (даже фсбешники удивлялись, как можно там выдержать при августовской жаре в Энергодаре). Впоследствии Сергея перевели в подвал.
.jpeg)
— Пытали?
— К сожалению, пытали. Причем очень жестоко разными способами. Первые четыре дня выбивали признание с помощью электрического тока.
Спустя полгода после ареста Сергею стало так сильно плохо, что он попросил о медицинской помощи (я узнала об этом из записки, которую он смог передать на волю). Сергей такой человек, что без крайне веской причины не попросил бы о врачебной помощи.
— Ее предоставили?
- Судите сами: Сергею надели на голову пакет, повезли в приемный покой больницы. Там сделали кардиограмму, замерили давление. Врач решил, что все нормально, и моего мужа вернули в камеру. Никакой медицинской помощи он не получил.
В неволе в Энергодаре Сергея держали около десяти месяцев. Оттуда его вместе с еще одним заключенным увезли на суд в город Васильевку (Запорожская область).
Читайте также: «Россияне присудили мне 44 года заключения»: в плену капитана морской пехоты заставляли признаться, что он… агент разведки США
— В чем обвинили?
— В каких-то не слишком значительных административных нарушениях.
— Так что приговор тогда должен был быть мягким?
— Да, обоим присудили по месяцу лишения свободы.
— Через месяц их должны были отпустить?
— Да. Собственно, их действительно отпустили. Но сразу же снова арестовали. После этого такой «спектакль» (освобождали и сразу же задерживали) россияне разыграли несколько раз!
— Как так вышло, что оккупанты вначале обвиняли вашего мужа в каком-то мелком административном нарушении, но в результате приговорили к 12 годам?
- Для меня это загадка. Летом прошлого года Сергея перевели в Мелитополь и возбудили уголовное дело по статье «шпионаж». В конце июля со мной связался адвокат-коллаборант, которого Сергею назначили в Мелитополе россияне.
В тот период моего мужа держали в Донецком следственном изоляторе и еженедельно возили в Мелитополь на допросы. А второго сентября Сергея перевели из Донецкого СИЗО на Чонгар. По дороге туда российские силовики пригрозили Сергею, что «обнулят». То есть заставят бежать по минному полю или выведут на расстрел. На Чонгаре с мыслью, что в любой момент его могут убить, Сергей прожил неделю.
— Потом его перевели в другое место?
- Да, в СИЗО Симферополя, где и состоялся так называемый суд. В день рождения, 19 сентября, моему супругу присудили 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Сейчас Сергей находится в колонии № 10 в российском городе Саратове. Но это, по неофициальной информации.
Читайте также: На «Азовстали» мы все себя уже похоронили: морпех об обороне Мариуполя, плене и двух ранениях
— Сколько лет вашему мужу?
— Шестьдесят три.
— Какое сейчас состояние его здоровья?
— Здоровье Сергея сильно ухудшилось еще в начале заключения — из-за того, что четыре дня его пытали электрическим током. У моего мужа тогда возникли проблемы с сердцем: тахикардия, аритмия, к тому же повысилось давление. Ничего этого до ареста и пыток у него не было. Что еще? Зубы «посыпались». На фоне стресса начался нейродермит (заболевание кожи — Авт.). Развился хронический бронхит.
— Российская сторона дает возможность переписываться с мужем?
— К сожалению, нет.
— А посылать посылки?
- Разрешают раз в три месяца одну посылку весом до 20 килограммов (туда входит все — и одежда, и еда).
Здесь еще следует сказать о таком: в каждом городе есть люди, которые за ваши деньги купят и отнесут передачу в место лишения свободы — это своего рода бизнес. Раньше я пользовалась услугами этих людей, чтобы передавать самое необходимое Сергею.
Относительно писем. В россии существует сайт ZT (зонателеком), помогающий родственникам общаться с заключенными. Собственно, через этот сайт Сергей посылает письма маме парня, с которым сидел в одном из СИЗО. А она передает эти письма мне по Интернету. Через эту женщину передаю мужу средства на его денежный счет. В колонии есть магазин. Заключенные могут покупать там продукты. Сергей имеет право тратить не больше 7800 рублей в месяц.
Читайте также: «Скажу всю правду о вашем муже, хотя она ужасна»: жена «азовца» о его пребывании в российском плену уже два с половиной года
— Есть реальные шансы, что вашего мужа обменяют в рамках обмена пленными?
- О том, что с ним случилось, знают в структурах украинских властей, которые занимаются обменом военных и гражданских пленных. Также было немало обращений с просьбой помочь освободить его в многие международные и украинские общественные организации. Так что перспективы обмена есть. Я живу надеждой, что в ближайшем будущем Сергея освободят, и мы снова будем вместе.

«В присутствии мужа российские силовики пытали его жену, угрожая ее изнасиловать»
Общественное движение «Об'єднання родичів політв’язнів кремля» представило к третьей годовщине оккупации Энергодара и Запорожской АЭС аналитический отчет задокументированных его командой случаев военных преступлений, которые совершили российские захватчики. Документаторам удалось записать за последние два с половиной года рассказы 422 свидетелей военных преступлений оккупантов.
В частности, один из пострадавших рассказал, что российские силовики пытали жену в его присутствии, угрожая ее изнасиловать. Также издевались над сыном-студентом. Таким образом, оккупанты пытались заставить мужчину признаться в том, что он сотрудничал с ВСУ.
Сын умершей от издевательств российских силовиков женщины рассказал документаторам, что его маму задержали, якобы, за нарушение комендантского часа. Дали 15 суток лишения свободы. Но каждый раз, когда 15-дневный срок истекал, продлевали его еще на столько же. Это закончилось тем, что женщина скончалась.
Приведем еще один вопиющий случай: мужчина приехал в село в Запорожской области к своему брату. Получилось так, что как раз в это время в хату к брату нагрянули оккупанты — требовали самогон. Мужчина вступился за брата. Россияне схватили храбреца и куда-то увезли. А через несколько дней его тело было найдено в колодце в том же селе. На теле жертвы были ожоги от утюга и отверстия от пуль.
Одна из женщин, свидетельства которой записали документаторы, рассказала, что ее так жестоко избивали, что одежда вонзилась в кожу. Во время издевательств российские военные смеялись над женщиной, затащили в туалет, достали пистолет, велели встать на колени, завязать голову — «чтобы мозг от выстрела не вылетел». Не выстрелили, но нанесли ужасные физические и моральные травмы.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с «азовцем», которого в оккупированном Донецке приговорили к 25 годам тюрьмы.
Фото предоставлено Наталией Спартесной
865Читайте нас в Facebook