За предупреждение соседей-поляков о вероятной экологической беде председатель сельсовета был обвинен в «подрыве авторитета украины»
Пожалуй, сейчас уже никто не вспомнит, когда на склад, расположенный в самом сердце Карпат -- в Надсянском региональном ландшафтном парке (село Сянки Турковского района), начали свозить ядохимикаты.
-- Никаких документов, свидетельствующих об их количестве и составе, у нас нет. Лет пятнадцать уже прошло, как «Агросервис» начал заполнять этот склад. За это время сменилось много руководителей разных уровней. Как теперь во всем разобраться? -- говорит сянковский сельский голова Степан Василичко.
Строение склада ужасало: окна, двери и крыша разбиты, тонны ядохимикатов, высыпавшиеся из прогнивших мешков и развалившихся ящиков, громоздились огромной кучей на земле. 11 тонн! Надписи на мешках: цианиды, дустовые, «особо опасные ядохимикаты». Малейшее дуновение ветра поднимало над селом ядовитое облако, а зловоние исходило в любую погоду. Во время дождей струи воды несли отравленную жидкость сначала в три ручейка возле склада, а потом в речку Сян, которая протекает через территорию соседней Польши и впадает в Вислу. Зелень вокруг словно выжжена, деревья засохли
-- На десятикилометровом участке реки исчезла рыба, -- говорит Степан Василичко. -- У нескольких местных жителей от неведомых болезней пали коровы, болели свиньи Начали жаловаться на плохое самочувствие и люди. Еще в 1994 году сессия сельсовета подняла вопрос о ликвидации склада, на котором, кстати, нельзя было хранить пестициды и утилизировать ядохимикаты.
Председатель сельсовета писал письма в «Агросервис», главному государственному санитарному врачу области, в Государственное управление экологической безопасности области, облгосадминистрацию, облсовет, Администрацию Президента, МЧС, Минэкологии, комитет Верховного Совета по вопросам экологии. Самый оригинальный ответ был получен от одного из замминистров, который обвинил председателя в том, что тот перекладывает свои проблемы на плечи государства. Таким образом, склад по-прежнему оставался еще несколько лет «непотопляемым». В 1999 году в Сянки доставили наконец пять железобетонных контейнеров.
-- Я даже не знаю, кто и когда их привез, -- продолжил Степан Василичко. -- В 2000 году были доставлены и затарены ядохимикатами еще 17 контейнеров. Деревянные ящики и мешки из-под пестицидов сожгли и все с дымом ушло в атмосферу. А вот грунт никто не стал собирать, ядохимикаты смешались с глиной. Контейнеры стоят под открытым небом, документов на них у нас нет. Правда, сотрудники управления экобезопасности гарантируют их надежность на 50--100 лет
В надежности хранилища усомнился директор Государственного природоведческого музея НАН Украины доктор биологических наук Юрий Чорнобай:
-- Дождевая вода попадает в микротрещины стоящих под открытым небом контейнеров, замерзает, и, таким образом, постоянно разрушает бетон. Контейнеры не охраняются. Поэтому не исключено, что кто-то со злым умыслом, а другой просто из любопытства может нарушить их герметичность -- и тогда все ядохимикаты пойдут в Сян, а затем в Вислу
Тогда Степан Василичко написал письмо в министерство экологии Польши, в котором по-соседски предупредил о сложившейся ситуации и попросил оказать посильную консультативную помощь. Поляки в Украину не приехали, но шум подняли, вспомнив заодно, как в реку Сян лет десять назад попало 100 тонн солярки, вытекшей из цистерн.
-- В Украине ни один председатель сельсовета, ни один мэр такой бучи, как Василичко, не поднимал. -- возмущался на встрече с журналистами начальник госуправления экологической безопасности во Львовской области Богдан Преснер. -- Нанес вот такую оплеуху Украине. Я посылал туда нашу специальную комиссию, лабораторию, и анализы никакого загрязнения не показали.
-- Депутаты нашего сельсовета только попросили провести независимую экспертизу, а нас тут же объявили чуть ли не врагами Украины, раздувающими международный скандал, -- удивляется Степан Василичко. -- Мы приглашаем к сотрудничеству, диалогу, но, к сожалению, никто из чиновников на это пока не идет
В то же время только во Львовской области, по некоторым данным, накоплено более 530 тонн различных ядохимикатов, и галицкие экологи разрабатывают планы определения их химического состава и утилизации. Но решение подобных проблем -- дело и дорогостоящее, и долгое.
259Читайте нас у Facebook