ПОИСК

«после перелома позвоночника человеку одна дорога -- на говерлу»

0:00 1 вересня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Оригинальный метод реабилитации пропагандирует закарпатец Александр Сухан, «благодаря» тяжелой инвалидности ставший мастером спорта, супермарафонцем, теннисистом и даже отчасти альпинистом

О том, как двое инвалидов на руках покорили высочайшую вершину Украины -- Говерлу, «ФАКТЫ» писали 8 августа. Инициатором беспримерного восхождения после более чем 280-километрового марафона по Закарпатью стал 36-летний житель Мукачево Александр Сухан, перенесший перелом позвоночника. До сих пор ни один инвалид-колясочник не поднимался в горы своим ходом. Вместе с Александром совершил восхождение к отметке 2061 метр над уровнем моря лишенный ног 33-летний Юрий Драб.

-- Я был готов идти к вершине при любой погоде, -- говорит Александр Сухан. -- Здоровый человек может позволить себе отступить -- мол, успею еще. У человека с ограниченными возможностями, как я, выбор ограничен: либо каждый день бороться и побеждать болезнь, либо расслабиться -- и болезнь засосет, превратив тебя в бесполезного умирающего калеку. Поэтому я не думал сдаваться. Конечно, без помощи друзей не смог бы подняться на вершину. Но ведь смысл не в том, чтобы самостоятельно покорить Говерлу. Я только хотел показать инвалидам, что нам ничто не мешает быть сильными и каждый день брать свою высоту…

«У меня нет выбора: я или сильный, или мертвый»

Второй участник штурма горы, Юрий Драб, был «незапланированным» рекордсменом (об этом восхождении заявлено в Книгу рекордов Гиннесса). Прослышав, что человек в инвалидной коляске совершает марафон «Ужгород--Говерла», он самостоятельно добрался к подножью и на вершине разделил лавры победителя с Александром Суханом.

… Базовый лагерь решено было разбить на высоте примерно 1300 метров над уровнем моря. К тому месту можно подняться через заповедник -- час езды реликтовым лесом по дико разбитой дороге. За этот час в кузове ГАЗ-66 журналистов вывернуло наизнанку, однако пройти пешком в гору десяток километров никто не решился. Александр и Юрий одолели эту дорогу на руках, переночевали в палатках, а в 7. 00 пошли к вершине. Юрий поднимался по тропе на примитивной доске с колесиками, отталкиваясь руками. Александр -- напрямик по довольно крутому склону, через каменные россыпи, потому что в тропу помещалось только одно колесо коляски. Он сам толкал колеса вверх, а чтобы не скатился обратно, его страховали горноспасатели. Казалось, Саша, упорный, как танк, делал короткие передышки лишь для того, чтобы дать передохнуть парням…

РЕКЛАМА

-- Среди следовавших за вами людей -- здоровых, шедших налегке -- многие на полпути думали повернуть назад: зной, ветер, одышка. У вас не было такой мысли? -- задаю вопрос пять часов спустя на вершине.

-- Две недели назад я был возле Говерлы, на глаз прикинул маршрут, причем нарочно старался уйти от тропы. По ней ходят здоровые люди, но ведь человек в моем положении, если хочет выжить, во всем должен быть сильнее их, -- отвечает Александр Сухан. -- Я был обязан дойти до вершины -- ради собственной мечты, ради тех инвалидов, что похоронили свои надежды в четырех стенах и ждут милостыни. Прокладывать маршрут мне помогали горноспасатели, чтобы было более-менее безопасно, но мы договорились с ними: если встречаются камни, я их обходить не стану.

… «Парни оказались дисциплинированнее иных туристов, -- похвалили уже наверху спасатели. -- Здоровые лазят по горе, где ни попадя, в результате случаются переломы. А эти двое шли, не отклоняясь от оговоренного маршрута. Были моменты, когда, казалось, Саша не осилит камни, однако он упрямо толкал коляску вперед. Мы его лишь пару раз слегка подтянули. »

Сразу после подъема на вершину я попросил нескольких спортивного вида туристов измерить пульс. Говерла -- гора невысокая, всего 2061 метр. Однако у большинства (в том числе у автора этих строк) сердце колотилось с частотой 160 ударов в минуту. У Александра -- 110…

РЕКЛАМА

-- Насколько я знаю, до травмы ты занимался гимнастикой. Это помогло тебе восстанавливаться или все равно пришлось начинать с нуля?

-- Гимнастикой я занимался непрофессионально, для себя. Развлекал односельчан, выделывая разные штуки на турнике и демонстрируя сальто. Никаких титулов. А когда мне было девятнадцать, упал с кузова машины и сломал позвоночник. Тяжелая травма, долгая сложная операция. Врачи сказали позже: будь у меня нетренированный организм, я бы не выжил. Так что спортивная закалка, конечно, помогает не умереть сразу. А вот подниматься пришлось действительно с нуля.

Первые полгода пролежал, как бревно. Меня слушались только руки. Потом почувствовал: еще вот так полежу и пропаду. От неподвижности начинали отказывать почки, печень, сердце… Попросил разыскать книги о системе Дикуля, выбрал упражнения, которые мне были по силам. Раз руки слушались -- первым делом начал их нагружать, чтобы с помощью рук научиться садиться. Друзья помогли смастерить простейшие перекладину, брусья, чуть позже я соорудил примитивный блочный тренажер. И через год тренировок сумел принять вертикальное положение. Однако еще год сидел в четырех стенах -- стеснялся показываться немощным на глаза людям. Только тренировался, чтобы, когда выйду из дома, не вызывать жалость.

… Когда на вершине Александр переодевался, глубокое уважение окружающих вызвало его тело -- загорелый торс гладиатора, наверняка соблазнивший бы античного скульптора. Многие мужчины с грустью посмотрели на свои округлившиеся животы…

-- Тебя кто-то заставлял тренироваться?

-- Я не хотел быть калекой и умирать молодым -- в этом весь стимул. А еще стремился облегчить жизнь маме. Пока сидел дома, был полностью на ее попечении. Больше я никому не мог довериться, такой «поломанный».

-- С тех пор ты многого достиг в спорте. А если не травма, чем бы ты занимался?

-- За эти годы я стал мастером спорта по легкой атлетике, не раз выигрывал украинские и международные супермарафоны на инвалидных колясках, после марафона «Владивосток--Санкт-Петербург» протяженностью 12 тысяч километров был удостоен наград России и Украины. С недавних пор увлекся большим теннисом… После такой травмы ты просто обязан быть спортсменом, если не хочешь стать обузой для всех. А если тренируешься, то почему бы не попытаться каждый день достигать лучшего результата и не выйти в большой спорт, пусть даже инвалидный?

По специальности я столяр-краснодеревщик, работал над инкрустациями. Был бы сейчас, наверное, станочником на местной лыжной фабрике или мебельном комбинате. Не скажу, что жалею. Я этим не сильно увлекался. Хотя после травмы порой брался за инструмент.

«В теннис играем со здоровыми и просим не жалеть нас»

-- Каким видом спорта может заниматься человек, у которого сломан позвоночник?

-- Нет никаких ограничений, как нет пределов результатам. Было бы желание, а возможности инвалид должен прежде всего искать сам. Когда у меня в самом начале была плохонькая коляска, я все равно выезжал на дорогу и тренировался, чтобы потом выступать в марафонах и не быть последним. Не раз отваливалось колесо -- я привязывал его веревками и продолжал работать. Потом добрые люди помогли мне приобрести хорошую коляску. А быть «лежачим камнем» -- это безнадежно.

… Юрий Драб, житель Виноградовского района, имеет гораздо меньше возможностей тренироваться, чем городские инвалиды. На вопрос, откуда же в нем столько силы и упорства, чтобы карабкаться на Говерлу, ответил: «А я дома не сижу. В лесу грибы собираю, в горах с сеном управляюсь. У меня ведь семья -- жена, трое детей… »

-- Трудно представить, как в твоем положении можно играть в большой теннис, -- продолжаем разговор с Александром.

-- Меня увлек игрой инвалид-спинальник Александр Башта из Тернополя. Два года назад я обратился к нему с просьбой научить меня, он приехал, показал упражнения… Поначалу я не представлял, как можно в коляске угнаться за мячиком. Было очень трудно. Зато теперь ездим на международные соревнования. Со здоровыми людьми играем и просим не жалеть нас, не подавать мяч так, чтобы нам было удобно. В теннисе, как и во многих других видах спорта, инвалид должен лучше думать, чем здоровый, который полагается на быстроту своих ног. Мы вычисляем, куда пошлет мяч соперник, заранее занимаем выгодную позицию и изобретаем такую технику игры, чтобы вынудить его играть «по-нашему». Так и в повседневной жизни -- инвалид должен быть более сообразительным, чем другие люди, компенсируя собственные физические недостатки.

-- Судя по тому, что дома тебя застать сложно, эти недостатки ничуть не мешают тебе успевать по разным делам.

-- На мне моя 1-комнатная квартира, магазины, рынок. Помогаю старенькой маме, родственникам -- я ведь не на работе, свободного времени больше. Кроме того, прогулки с друзьями, кафе, походы в гости, -- все это у меня есть. Вот посмотрел однажды видеокассету, как мои друзья поднимались на Говерлу, и тоже поднялся. Меня теперь не воспринимают как немощного инвалида, к моему величайшему удовольствию.

-- У тебя, наверное, есть не только друзья, но и подруги…

-- Есть девушка, с которой мы дружны. Я живу наполненной жизнью, в которой есть все.

… Разумеется, в одиночку Саше было бы значительно труднее. Он признателен за поддержку руководству Закарпатского отделения Инваспорта, областной госадминистрации, спонсорам, друзьям. Мечтает о создании реабилитационного центра, где опыт его и таких же, как он, бойцов поможет восстанавливаться другим инвалидам. Организовал и возглавил благотворительный фонд «Суспiльство для всiх». Во время марафона был снят документальный фильм, который многим полезен для людей с ограниченными возможностями, напрасно поставивших на себе крест. Саша считает, что главное -- твердо усвоить: под лежачий камень вода не течет.

В минувший четверг, на День Независимости, Александр Сухан участвовал в полумарафоне инвалидов на Крещатике. Перед этим с горечью говорил, что с каждым годом таких марафонцев становится все меньше.

-- Никто на периферии не занимается всерьез инвалидным спортом: для «наших» редко когда открыты спортзалы, людей не возят на тренировки. В последнее время стали отдавать предпочтение слепым спортсменам. С ними хлопот меньше -- привел, усадил и забыл до соревнований. За нами же, способными самостоятельно передвигаться, считают, нужен глаз да глаз, к тому же на коляски тратиться… Подобный подход привел к тому, что в нынешнем полумарафоне участвуют всего семь спортсменов в инвалидных колясках.