ПОИСК
Культура та мистецтво

Николай басков: иногда лучше петь, чем танцевать

0:00 8 грудня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Опера для бедных, или Сбылась мечта домохозяек

Николай Басков, сольная программа «Шедевры уходящего века» (Дворец «Украина», 30 ноября).

Сделать оперу, академическое искусство, доступным для домохозяек -- эта идея витала в воздухе уже давно и ждала своего часа. Прикоснуться к прекрасному хочется всем, но в оперу ходить скучно, знаете ли. Зато теперь скучать не придется: голос народа, как водится, был услышан и появился новый спаситель -- в лице Н. Баскова. Ванесса Мэй, русский вариант. Опера и эстрада в одном флаконе с доставкой на дом. Красиво упакованная, в блестящей оберточной бумаге, и кто теперь скажет, что мы далеки от искусства?.. Никто не скажет.

«Нести людям радость» -- этой нехитрой формулой оправдывается ныне и банальность, и дискредитация жанра, и наглое надувательство. Камерный оркестр на сцене бодро водил смычками под «деревянную» минусовую фонограмму. Для придания мероприятию академического лоска ведущим программы выбрали Владимира Березина -- с таким хорошо поставленным голосом «от советского информбюро». Все в черных фраках, все блестит первозданной чистотой. Граждане приобщены к искусству и внимают.

Кстати, Басков тоже оказался из «наших» -- бабушка и дедушка евонные родом из Сум, ха-ха!.. В общем, контакт с аудиторией налажен был почти сразу. Хор качался из стороны в сторону в такт песне -- широкой и привольной, -- прям как какие-нибудь свидетели Иеговы или евангелисты-баптисты. «Потому что слова, которые ты хочешь сказать, невозможно выразить словами», -- заметил Басков перед исполнением «Гранады» Августина Ларры. Выскочили танцоры, одетые тореадорами и пейзанками. Все эти платья и плащи на фоне немого оркестра, дергавшегося в такт фонограмме, и раскачивающегося хора создавали атмосферу вдохновенного такого, в бетховенском духе, безумия. Но это были еще цветочки.

РЕКЛАМА

Аранжировки тоже были максимально приближены к «боевым»: такой оперно-электронный звук, в нужных местах фонограмма вырубалась, и Басков два такта пел без музыки, отставляя микрофон, -- эффектный фокус имени Сергея Пенкина, впрочем, производящий на народ неизгладимое впечатление. Слышались даже крики «браво». Совершенно потерявшие совесть ведущий и артист попеременно еще и просили зрителей… поприветствовать оркестр (!) -- «моих друзей и настоящих профессионалов», держа нас, видимо, за абсолютных лохов. Переодевшись в белое, Басков спустился в зал, чтобы петь лично, так сказать, для каждого. Навстречу ему двумя походными колоннами уже шли женщины -- те самые, на которых, собственно, и было рассчитано искусство Николая. Набрав целую охапку цветов, Басков в паузах между пением совершенно изумительно менял тембр голоса с оперного на лисий а-ля Лагутенко и благодарил: «Спасибо ба-альшое-бальшое-бальшое… » «Ах, какие вы все красивые!.. » -- продолжал он, следуя манере уже Киркорова -- еще одного любителя славы и себя.

Естественно, Басков приехал не один. С певицей Ларисой Рудаковой они спели арию из мюзикла Вебера. Это, конечно, надо было видеть: со всеми ужимками, свойственными скорее оперетте, -- размахивание руками, падение с грохотом на колени и всхлипывания в микрофон, -- и все это под симфо-техно. А Рудакова к тому же в сиреневом платье… Что бы вам сказать об этом платье… Ничего не скажу. В общем, кукольный театр, разве только клюквенный сок не стекал из ран. Народ платил артистам той же страстью. «Мне кажется, земляки кричали «бис… » -- негромко сказал ведущий Березин голосом официанта из «Бриллиантовой руки», произносившего условную фразу: «Мне кажется, вам пора освежиться… » Все заорали: «Бис! Бис!» И, что бы вы думали, они -- Басков и Рудакова -- спели то же самое еще раз, совершенно ничего не меняя!.. Ни единой ноты. В том же месте Басков вскрикивал, в том же -- раздавалось такое громовое «ха-ха-ха». В общем, серия «Научфильм», автоматы на службе человека. Басков, правда, тогда падал на колено в правой части сцены, а теперь -- в левой. Но суть не в том. Я предложил рядом сидящим зрителям попросить артистов исполнить все это еще и в третий раз -- мне было интересно, в какой части сцены Басков упадет теперь. По центру, в проходе? Но мне сделали замечание, шоб типа не лез в искусство грязными лапами. Пришлось ретироваться.

РЕКЛАМА

Второе отделение было уже буднично безумным, без затей. Заиграла музыка из «Тореодора», вперед вышел человек из оркестра с двумя тарелками-блинами в руке и сделал пару раз вот так -- «дзыннь-дзынь!» -- в такт фонограмме!.. А потом еще раз -- уже на «бис». Чудо. Ноу-хау. Надо предложить симфоническим оркестрам практиковать такие выходы -- в следующий раз можно скрипкой, например, грюкнуть в такт или там головой -- о фортепьяно. Для разнообразия. Шоб народ не заскучал. Сразу после этого Басков -- в пиджаке с нарукавниками, расшитыми бисером, -- коротко рассказал о том, кем для нас является Господь: зазвучала «Аве Мария», хор опять качался, аки море-окиян. Легким движением руки Басков сбросил пиджак и опять упал на колено. «Вы пока послушайте моих коллег, а я сейчас выйду в таком костюме, которого вы еще не видели», -- интимно сообщил певец. Зал просто взорвался -- еще бы, никогда мы еще не были так близки к искусству. Некоторые в зале даже плакали.

«Что-то грустно, взять гитару… » -- он был в белом, расшитом золотом костюме вельможи 18-го века. Это, конечно, полилась цыганочка. А точнее, техно-цыганочка -- рецепт успеха на современной российской сцене. И понеслось. «Мне только 24 года, -- сказал Басков, смущенно крутя пуговичку на костюме, -- но я остался таким же простым парнем, который любит танцевать и веселиться». Далее, как и следовало ожидать, звучали банальнейшие вариации на темы латиноамериканского карнавала, ламбады и «Бэса мэ мучо» -- редкая такая попса мыльно-пенная. Последнее подобие приличия испарилось, сцена превратилась в самый распоследний кабак. «Позови меня на праздник, девочка, позови, и опять любовью вечной обмани», -- пела восходящая звезда русской оперы и эстрады, надежда академического искусства, хлопая себя по ляжкам. И добавляла: «Ай-яй-яй!» Все бы ничего, да не мешало бы звезде в таком случае сбросить бы килограммов 20 для начала -- или хотя бы носить не такие облегающие костюмы. А то все формы, как говориться, налицо. Иногда, конечно, лучше петь, чем танцевать.

РЕКЛАМА

413

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів