Объявив влияние харизматических церквей безвредным, бывший министр образования валентин зайчук вывел украину из ряда стран, где заботятся о психическом здоровье граждан
Недавний христианский праздник одна из столичных гимназий отметила собранием «духовного актива» прямо в стенах учебного заведения. Хоть школа у нас отделена от церкви, вряд ли это мероприятие возмутило бы неверующую общественность, если бы не тот факт, что организовано оно было педагогами, посещающими харизматическую церковь. Именно это обстоятельство побудило нескольких учителей обратиться в редакцию. Главными виновниками случившегося они, однако, назвали не коллег, попавших под влияние заезжих пастырей, а Министерство образования, которое якобы распахнуло перед проповедниками двери учебных заведений.
Министр ушел -- инструкция осталась
Обвинение, согласитесь, слишком серьезное, чтобы просто принять его на веру. И я подняла документы, которыми образовательное ведомство регламентировало свои отношения с харизматическими церквями. Первый датирован 1998-м годом: исполнявший в то время обязанности министра образования Виктор Андрущенко направил в региональные управления инструктивное письмо, текст которого звучал как сигнал SOS. В последнее время, говорилось в письме, в Украине усиливается влияние религиозных организаций и сект, которые оказывают на верующих воздействие, опасное для их здоровья и жизни. Особенную настороженность в этом смысле вызывают религиозные образования харизматического толка, то есть такие, в которых считается возможным общение со Святым Духом и получение благодати Божьей через живого человека. В качестве проводника благодати выступает проповедник. Отсюда и сила его влияния на паству. Отсюда и разрушительные последствия этого влияния: люди со слабой психикой впадают в истерическое состояние, теряют контакты с семейным и профессиональным окружением.
Виктор Петрович просил руководителей региональных управлений учесть вышесказанное и правильно строить отношения с харизматическими религиозными организациями, а педагогам напомнить об ответственности за информацию, которую они выдают учащимся. Могло ли случиться, чтобы ответственный человек дал «руководящее указание» в столь серьезном вопросе, не потрудившись досконально в нем разобраться? Разумеется, нет. Виктор Андрущенко опирался на результаты исследований, которые уже много лет ведутся в странах, где правительствам небезразличны вопросы психического здоровья граждан. Тем не менее Объединение независимых харизматических церквей подало на Министерство образования в суд. Результат -- письмо Виктора Андрущенко отозвано, а на места направлено другое -- в нем сведения о вредном влиянии харизматических церквей объявлены не соответствующими действительности. Значит ли это, что подписавшийся под этим документом бывший министр образования Валентин Зайчук располагает информацией, которая была недоступна Виктору Андрущенко?
Ответ на этот вопрос я пыталась получить у самого Зайчука но Валентин Александрович от встречи отказался, а объясниться со мной поручил начальнику управления гуманитарного образования Николаю Лукашевичу. Тот лишь развел руками: дескать, не мы регистрируем в Украине религиозные общины, не с нас и спрос. «Наша забота -- дети», -- сказал Николай Павлович. Но разве не в интересах детей было заручиться мнением специалистов по поводу особенностей воздействия на человеческую психику харизматических церквей, прежде чем объявлять их безопасными? Господин Лукашевич не смог мне предъявить ни единого запроса ни в одно из ведомств, которые располагают сведениями о харизматах.
Поэтому я сочла необходимым поделиться материалами из архива редакции, сформированного на базе научных и газетных публикаций -- как отечественных, так и зарубежных. Быть может, они заинтересуют нового министра образования, и он вернется к больному вопросу? К тому подталкивает и опыт Европы.
По ком в Европе тюрьмы плачут
Надо сказать, что старая мудрая Европа давно обеспокоена активностью наводнивших ее страны неорелигиозных организаций. Их деятельность рассматривалась в австрийском Национальном собрании, в немецком Бундестаге, в Национальном собрании Франции, в парламенте Бельгии В Германии, Бельгии, Италии даже предусмотрено создание специальных организаций, которые должны контролировать деятельность деструктивных религиозных организаций. И тому есть причины.
Шведская статистика, например, свидетельствует, что члены харизматических сект чаще других попадают в психиатрические лечебницы. Многие из них признаются в том, что предпринимали попытки к самоубийству. О частых фактах самоубийств среди членов сект сообщают исследователи из Швейцарии, Бразилии, России. Одна из причин психических расстройств заключается в том, что во многих сектах не принято исповедоваться в грехах. Считается, что если ты признаешь себя грешником, то остаешься таковым навсегда. Не имея возможности излить душу, человек остается один на один со своими бедами -- это со временем повергает его в бездну отчаяния.
Установка на успех имеет своей целью мобилизовать людей на активное добывание жизненных благ, часть которых они должны отдать церкви. В свете этой цели становится понятным, почему прихожан уверяют, что настоящий христианин не может не процветать. Если же человек неуспешен, то истинный ли он христианин? Остерегаясь подобных подозрений, тысячи людей предпочитают носить маску благополучных. И во время служений они излучают безмерное счастье!
О том, как это выглядит, вы могли составить представление, посмотрев телевизионную передачу о киевской церкви «Слово веры». Наши психиатры не решаются квалифицировать состояние, в которое впадают прихожане этой церкви. А вот специалисты Ярославской областной психиатрической клиники, просмотрев видеозапись подобных богослужений в христианском центре «Новое поколение», пришли в ужас: налицо сеансы массового гипноза! По их представлению местная прокуратура попыталась было прекратить богослужения. Но ее тут же одернули из Совета Европы: дескать, нарушаете права человека! Симптоматично, что подобных замечаний в отношении Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Бельгии европейские блюстители демократических свобод себе не позволяют. Вывод прост: в этих странах давно поняли степень опасности, исходящей от харизматических церквей, и стали законодательно обуздывать их инициативу.
Скажем, в Швейцарии по требованию Женевского кантона (административная единица страны) обсуждается возможность тюремного заточения лиц, систематически оказывающих на людей физическое или психологическое давление с целью ослабить их способность к независимому и критическому мышлению или привести их в состояние зависимости. Именно этим, по утверждениям исследователей, и занимаются харизматические церкви. В Базельском кантоне Швейцарии местный парламент уже признал уголовным преступлением неэтичные или обманные методы вербовки, используемые неорелигиозными организациями на не принадлежащей им земле. Уличенным в этих действиях лицам грозит наказание от штрафа до тюремного заключения.
Жестко поставили вопрос о вмешательстве в духовную жизнь своих граждан Израиль и Австралия. Так, в Австралии к недопустимым методам воздействия причислили манипулирование временем и вниманием, запрет на высказывание мнения, не совпадающего с групповым, внушение чувства страха, вины, развитие эмоциональной зависимости. В Израиле же рассматривается проект закона, предусматривающего наказание за давление с целью смены вероисповедание «путем использования материальных средств» -- книг, аудио- и видеокассет.
У Верховной Рады за пазухой
Куда же бежать харизматам от всей этой суеты, если не на просторы СНГ, где власти, похоже, не дают на них и пылинке сесть? Правда, в России, кажется, уже началось прозрение -- тамошний закон о свободе совести обещает связать руки совсем уж зарвавшимся ловцам доверчивых душ. На страже психического здоровья граждан стоит там и ученый мир. Наши религиеведы и психологи тоже как будто не безмолвствуют, но и внятного ничего не говорят. Материалы их «круглых столов» вызывают недоумение у всякого, кто мало-мальски осведомлен в ситуации, складывающейся на рынке «духовных услуг». Вместо того, чтобы заниматься изучением содержания деятельности харизматических церквей, они подсчитывают, сколько еще мужчин и женщин, взрослых и детей, рабочих и интеллигенции (все категории на учете!) стали исправными прихожанами «Победы», «Слова веры», «Киевской церкви Христа» и т. п. Между тем церквей уже более 300, а «приобщенных к истине» -- десятки тысяч. Только «Слово веры» насчитывает сегодня три тысячи членов и им сочувствующих. А в ближайшем будущем формальный глава этой церкви Юрий Мищенко обещал увеличить общину до 50 тысяч.
Формальный -- потому, что истинным властителем дум здесь является пастор Сандей Аделаджа, гражданин Нигерии, который, несмотря на все протесты Комитета по делам религий Киевской городской администрации, продолжает проповедовать, хотя, пребывая в Украине как частное лицо, не имеет на это специального разрешения. Что ему столичная администрация, если у него есть покровители в Верховной Раде? По его собственному свидетельству, их около пятидесяти, причем в первой десятке очень даже известные люди. Интересующимся пофамильным списком советую заглянуть в «Зеркало недели» за 29 августа 1998 года. Я же полагаю, что дело не в фамилиях, а в том, какого ранга люди оказались в плену иллюзий.
Хочется думать, что это лишь иллюзии, а не нечто худшее. Ведь пасторы «Слова веры», «Победы» и им подобных церквей на всех перекрестках рассказывают, какую большую пользу они приносят Украине, «врачуя души» и «активно избавляя граждан от пороков бытия». При этих религиозных образованиях действительно существуют службы реабилитационного назначения. Они собирают наркоманов и алкоголиков, которые хотят, но самостоятельно не могут избавиться от пагубной зависимости. Некоторым из них это и впрямь удается. Но вовсе не потому, что, например, «Слову веры» Божьей милостью дарована какая-то особая методика. А потому, что пастору удалось привлечь людей, освоивших эту методику в специализированных структурах. Скажем, в обществе Анонимных Алкоголиков, чьи «Двенадцать шагов к трезвости» лидеры «Слова веры» научились использовать. Правда, при этом они нарушили основополагающий принцип общества: группы АА должны быть абсолютно самостоятельны, чтобы ни у кого и никогда не возник соблазн использовать их в корыстных целях. Даже призывая себе в помощь высшую силу, анонимные алкоголики и наркоманы вольны понимать ее каждый по-своему -- это избавляет людей, ради восстановления своей разрушенной личности собравшихся в спасительный круг, от конфликтов.
Движимые высокой целью, люди шаг за шагом поднимаются по ступеням лестницы, на вершине которой их ждет освобождение от алкогольной или наркотической зависимости. Какая жестокость -- замаскировать на этой вершине ловушку в виде новой зависимости, теперь уже эмоциональной -- от церкви. И какой цинизм -- сделать это руками недавних АА-евцев, не устоявших перед соблазном выбиться в лидеры. В обществе Анонимных Алкоголиков лидерство неприемлемо -- там все собраться по несчастью, а значит, все равны. В харизматических же церквях лидерство в почете -- и те, которые в кругу Анонимных Алкоголиков вынуждены были обуздывать свои амбиции, здесь получают возможность их удовлетворить.
Но сначала должны пройти школу лидеров. За «умеренную плату» человек может получить знания, необходимые для того, чтобы занять более высокое место в церковной иерархии. А то, что, посещая школу, он лишен возможности зарабатывать, никого не волнует. И будущий лидер садится на шею родным, часто и без того ограниченным в средствах. Ради того, чтобы сын, дочь, муж, зять бросили пить или колоться, семья взваливает на себя этот крест и сама становится добычей церкви.
С общины -- по нитке, церкви -- реклама
Принять все это за богоугодное дело и открыть под него кредит доверия могут только люди, не потрудившиеся вникнуть в суть происходящего. Но если сегодня харизматические лидеры еще нуждаются в покровительстве, то завтра оно им не потребуется. Ведь создавая государство в государстве, они наращивают и его мышцы -- в законодательной, исполнительной, судебной властях, в армии, в сфере бизнеса и информации Уже сегодня «Слово веры» имеет возможность вещать и с экранов телевизоров, и со страниц некоторых влиятельных газет. Пока за это еще приходится платить (деньгами своих же прихожан). Но если прихожанами станут сами держатели или редакторы газет (что с иными, по моим сведениям, уже случилось), то и платить не придется. Надо полагать, что сэкономленные денежки пойдут вовсе не помощь несостоятельным прихожанам. Ведь таковых и сегодня достаточно в «Победе», в «Слове веры» и в других харизматических церквях. Буквально на днях потерпела крах моя знакомая, которую к пастору Сандею привело несчастье (ее сын и невестка долгие годы страдали наркоманией), но я не заметила, чтобы церковь бросилась на помощь.
Сын этой женщины вернулся к своему пристрастию и попал в тюрьму. Невестка сей участи избежала, но, оказавшись в лидерской школе, перестала помогать свекрови в работе. Рабочее место у них было одно на двоих -- за двоих и вынуждена была работать свекровь, за двоих же -- платить церковную десятину. Понятное дело, в конце концов она смертельно устала и, конечно же, совершила ряд ошибок, за которые была уволена. Церковь и пальцем не пошевелила, чтобы помочь женщине. Впрочем, как и многим другим, потерявшим для нее ценность вместе с возможностью приносить доход. Такое отношение людей отрезвляет, но случается это, как правило, тогда, когда для церкви это уже не имеет значения. Кроме того, прозревают далеко не многие, большинство же измененным своим сознанием воспринимает потери как естественное испытание на пути к Богу.
Кстати, именно то, что харизматы оперируют привычными для населения наших территорий символами, облегчает вербовку тех людей, которые остановились бы перед непривычным в движениях «Сознание Кришны», Сахаджа-йоги или Брахма-кумарис, считающихся деструктивными, поскольку действуют на своих членов разрушительно: лишают их сознание самостоятельности и отсекают от социальных связей Однако эти течения не вызывают у специалистов серьезных опасений, поскольку в силу своей экзотичности распространяют свое влияние не так интенсивно, как религиозные образования христианского направления. Последние же растут, как грибы после дождя, потому что наше сознание им не противится. Они же «родные»! Все в них узнаваемо, но традиционным аскетизмом не обременяет. Неукоснительно нужно исполнять лишь две внутренних заповеди: поддерживать церковь финансово и эмоционально, а значит, обязательно посещать все «служения».
Вот оно, манипулирование временем и сознанием, вот оно, развитие эмоциональной зависимости, которые, как вы помните, во многих странах объявлены уже не просто недопустимыми -- уголовно наказуемыми. У нас на таких «мелочах» не заостряют внимания даже люди, которым это вменено в обязанность профессией. Иначе разве собирались бы в школах учителя-харизматы, разве могли бы безнаказанно вовлекать детей в секты, как они делают это сейчас?
«Facty i kommentarii «. 2 февраля 2000. Человек и общество
1701
Читайте нас у Facebook