В последней программе «золотой гусь» кузнечик рассказывал очень грустные анекдоты
Запомнившийся и полюбившийся по кинофильмам «Кукушка с дипломом», «Как закалялась сталь», «В бой идут одни старики», «Рожденные революцией», «Дни Турбиных», «Тревожный месяц вересень», «Волны Черного моря», «Суета сует», «Дачная поездка сержанта Цыбули», «Особо важное задание», «Семейный круг», «Две Юлии», Сергей Иванов навсегда останется в наших сердцах.
Евгений Паперный, актер:
-- Когда в 1991 году в моей жизни был очень тяжелый период, Сережа почувствовал это и пригласил меня на съемки своего фильма «Медовый месяц» в Ялту. Это были удивительные съемки. Я ему очень благодарен за протянутую руку помощи. У нас были совместные большие творческие планы. Он хотел стать продюсером картины по моему сценарию. Буквально месяц назад Сережа говорил о своем новом телевизионном проекте, предлагал мне сотрудничать. Последняя наша встреча была в телепередаче «Золотой гусь» -- клубе анекдотчиков. У него были очень печальные глаза, и рассказывал он очень грустные анекдоты.
Нина Ильина, генеральный директор гильдии киноактеров:
-- 22 мая Сереже Иванову исполнилось бы 49 лет. Мы потеряли замечательного, яркого человека. Светлейший, добрейший, никогда никаких конфликтов, всегда с юмором. У него не было открытых попыток выйти на люди и брать огонь на себя. Но он всегда делал что-то интересное, всегда совершал поступки. Его обожали все. Он завоевывал сердца миллионов. Своим первым кинематографическим опытом я обязана именно Сереже, так как наш первый фильм, где мы играли главные роли, был снят еще в студенческие годы, и он был первым моим партнером. У Сережи были замечательные проекты, хорошие покровители, которые верили в него и финансировали его проекты. Он снимал свои картины, создал свою студию. Он никогда ни над кем не нависал, никогда не обращался за материальной помощью. Его уникальная индивидуальность был востребована, как никогда, вовремя. А его кинороли Лариосика в фильме «Дни Турбиных» и Кузнечика в фильме «Бой идут одни «старики» навсегда останутся в золотом фонде нашего кинематографа.
Популярность Сережи подкупала всех. На наших творческих вечерах всегда больше всех вопросов и цветов доставалось Кузнечику. Это был всеобщий любимец. Однажды мы выступали с ним перед новой генерацией лицеистов, которые знают по три языка, бухгалтерское дело, юридически образованны. И когда мы начали с ними работать и называть им свои роли и картины, то оказалось, что они их не видели. Сережа сказал: «Когда я был в вашем возрасте, к нам в класс приводили старых дедушек, и учителя говорили, что они видели Ленина. Вот и я сейчас чувствую себя в роли такого дедушки. Как жаль, что вы не видели наше кино». Но потом, когда ребята послушали, как читает, рассказывает Сережа, эти удивительные, замечательные очкарики устроили ему овацию. Они были потрясены. Сережа обладал зарядом светлой, уникальной реликтовой энергии, которая дается единицам.
Владимир Быстряков, композитор:
-- В моей жизни с Киностудии Довженко было двое, дружбой с которыми я очень дорожу. Это ушедший от нас несколько лет назад Сережа Свешников и Сережа Иванов. Они остались в моей памяти как люди-птицы, которые создавали вокруг себя особую атмосферу. Я стал замечать, что Сережа с каждым годом становился все грустнее и грустнее. Что-то грызло его изнутри. Может, время, когда он не мог реализовать себя как актер. 25 января зрители смогут увидеть единственную передачу анекдотов «Золотой гусь» с его участием. Человек, рассказывающий анекдоты, в какой-то степени отмечен Богом, так как он помогает людям выжить, поднять им настроение, вселить надежду. Сережа никогда не был энергетическим вампиром, он дарил людям себя.
Владимир Талашко, киноактер:
-- В смерти мы все одинаково недвижимы. А в жизни мы разные. Вот и Сережа был таким: шумным и тихим, послушным и непослушным. Не стало частички фильма, частички жизни из фильма «В бой идут одни «старики». Всегда со смешинкой, юмором, какими-то придумками, которые бывали не всегда понятны окружающим. Это веселило, радовало, вызывало грусть. Вот таким он был и на съемочной площадке фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Таким он был и в жизни. Сережа привнес в картину не только жизнь, непосредственность, наивность, детство, но и игру -- то, что присутствует в жизни каждого человека от рождения до смерти, как в театре и в кино. Жизнь -- тоже театр. У Сережки никогда не было страха, боязни в наши студенческие годы перед педагогами -- Константином Степанковым, Николаем Мащенко, Юрием Ильенко. Наш Кузнечик всегда отличался открытостью, детскостью.
Виталий Белоножко, певец:
-- Для всех жителей постсоветского пространства Сережа Иванов остается человеком и актером с большой буквы. Если бы ему было отпущено хотя бы пять лет, чтобы пройти критический для мужиков возраст, уверен, он успел бы сделать очень много. Помню, когда я был еще пацаном, а Сережа -- уже популярным артистом, мне приходилось несколько раз у него одалживать деньги. Он никогда ни разу не отказал, даже если у него они были последние.
Николай Олейник, актер:
-- В кино Сережа умел использовать именно свою природу. Мы работали вместе с ним у Матвеева на съемках фильма «Особо важное задание». Он не играл на съемочной площадке, он просто жил. Он всегда оставался таким, каким был в жизни. Сережа был прекрасным, милым, честным, очень порядочным человеком, очень требовательным к себе. Теплом своей души он всегда согревал всех.
Ирина Гордейчук, ведущая программы «Имя» (»ТЕТ»):
-- С Сережей и его женой Ларисой мы жили по соседству, окно в окно, более 20 лет. В его жизни бывали очень тяжелые периоды. Но сейчас, когда у него все складывалось просто замечательно, он оставил нас. Мне кажется, что в такое время он не должен был уходить из жизни. У него были замечательные отношения дома, все было прекрасно с работой. Мы уже договорились с Сережей делать о нем передачу. И вот его не стало. В следующее воскресенье в программе «Имя» (16. 30) -- Сережа Иванов. У меня опять будет посмертная передача. Это ужасно. Когда бы у меня ни возникали трудные минуты, я всегда знала, что могу набрать номер телефона, позвонить в их дверь, прийти к ним, и мне всегда помогут. Уход из жизни Сережи Иванова для меня утрата какой-то частички себя, его место уже никогда никто не сможет занять. Душа его наверняка жива. Пусть он знает, что мы о нем помним.
P. S. В вышедшей в 1996 году книге воспоминаний о Леониде Быкове -- режиссере, актере, друге «Будем жить!» помещено неотправленное письмо Сергея Иванова Леониду Быкову.
«Уважаемый Леонид Федорович!
Лежу я в данный момент в траве на широком летном поле. Самолеты не летают. Кузнечики поют. Умеют ли они петь на самом деле -- не знаю. Но я слышу их голоса. Смотрю на облысевшие головки одуванчиков и думаю: что было бы, если бы не я, а другой актер играл Кузнечика? И не я, а он жил бы в этой родной мне стихии -- второй эскадрилье? И не меня, а его отчитывал любимый командир за проступок, а, может, за преждевременную смелость! И не на меня, а на него постоянно был устремлен взгляд умных глаз режиссера, по которым я читал, что делать в кадре? Что было бы тогда?!
Нет, этого просто не могло произойти, не могло случиться.
Я знаю, что Кузнечик -- это я, я, больше никто
И то, что Вы, Леонид Федорович, назвали тогда наглостью (я не обиделся, нет, я понял Ваш добрый юмор), совсем нет, Леонид Федорович, не наглость. Это мое обретение себя в этой роли. Внезапное, неожиданное Я не верил в переселение душ, пока не прочел сценарий «В бой идут одни «старики».
Ведь это я, и только я, каким являюсь сейчас и каким себя ощущаю, -- тот желторотик, которого Вы поставили в строй «второй поющей»
И это я, а не кто другой, пью свои первые в жизни «законные сто грамм» в окружении друзей — моих ребят, с которыми связана вся жизнь. И это я, а не кто другой, погибаю в бою, еще не насмотревшись на небо
Теперь Вы верите, Леонид Федорович, что это не наглость, а неизбежность моей встречи с собой в Вашем фильме, маэстро?!»
2808Читайте нас у Facebook