Когда в 1978 году южнокорейский «боинг» со 150 пассажирами на борту вторгся в воздушное пространство ссср, было принято решение его уничтожить
В начале 80-х годов над Сахалином советскими средствами ПВО был сбит принадлежавший одной из южнокорейских компаний самолет-нарушитель «Боинг», на борту которого находилось 200 пассажиров. Шум поднялся неимоверный, разразился политический скандал. Советский Союз тогда официально заявил, что «Боинг» -- самолет-шпион. Вторгшись в воздушное пространство СССР, он отказался подчиняться приказу истребителя-перехватчика совершить посадку. Поэтому, дескать, и был уничтожен. Во время этого международного скандала советские власти решили не вспоминать о том, что подобный трагический случай произошел еще и в 1978 году в Карелии. Тогда лишь газета «Правда» ограничилась коротким и невразумительным сообщением. По сути, о той карельской истории никто ничего не знает. Однако корреспонденту «ФАКТОВ» удалось разыскать одного из ее очевидцев
Неизвестная цель не отвечала на запрос станций «свой-чужой»
-- В то время я, подполковник, служил в должности старшего помощника оперативного отдела корпуса противовоздушной обороны в городе Североморске, -- вспоминает львовский пенсионер Владимир Гаврилюк. -- В апреле по случаю окончания воинского учебного года всех офицеров штаба корпуса направили в различные части проводить проверки состояния боеготовности. В составе одной из таких групп я прибыл в городок Полярный. Вечером 20 апреля находился на командном пункте бригады. Внезапно по громкой связи прозвучало: «Готовность номер один!» Оказывается, со стороны Северного полюса в направлении воздушного коридора, по которому обычно возвращаются домой с патрулирования Атлантики бомбардировщики Северного флота, двигалась неизвестная цель, не отвечавшая на запрос наших станций «свой -- чужой». Вообще-то, случалось, что и наши бомбардировщики при подходе забывали включить опознавание, но после напоминания по линии связи исправляли ошибку. Неизвестный же упорно молчал. Самолет, явно тяжелый, подошел к границе на большой скорости и на приличной высоте (10 километров), от него можно было ждать чего угодно. Этот район базирования Северного флота был объектом пристального внимания разведслужб НАТО, и в нейтральных водах Баренцева моря практически всегда находились их корабли, а вдоль береговой линии Кольского полуострова летали самолеты-разведчики. Поэтому дежурные экипажи истребителей-перехватчиков, зенитно-ракетные комплексы противовоздушной обороны были тут же приведены в боевую готовность.
Сложность ситуации заключалась в следующем: было необходимо, чтобы нарушитель вошел в наше воздушное пространство достаточно далеко, дабы в случае его поражения он не упал за пределами нашей территории. Потом попробуй докажи, где именно его подбили!
Штаб корпуса связался со штабом армии в Архангельске и доложил о ЧП, но там ответили молчанием. Молчали и в Центральном командном пункте в Москве. Никто не хотел брать на себя ответственность. Командованию корпуса пришлось действовать на свой страх и риск: в воздух поднялись два истребителя -- Як-28п и Су-15. Догнав нарушителя и облетев его, пилоты доложили: в воздушном пространстве находится пассажирско-транспортный самолет «Боинг 707» (как потом оказалось, принадлежавший одной из южнокорейских авиакомпаний), в иллюминаторах видны азиатские лица пассажиров, на борту просматривается непонятная надпись иероглифами. Нарушитель, заметив истребители, начал поворачивать в сторону государственной границы с Финляндией. И в штабе опять заволновались: в то время за безнаказанное нарушение советской границы, как говорится, очень сильно давали по шапке. А ведь тогда никто серьезно не занимался принуждением к посадке иностранных транспортных самолетов. Существовал только приказ Главкома и министра обороны СССР: не уничтожать чужие гражданские самолеты, а действиями перехватчиков принуждать к посадке на специально выделенных для этого аэродромах. Но как это сделать?! И командир корпуса отдал приказ летчикам: покачиванием крыльев, миганием бортовых огней повести «Боинг» на посадку. «Кореец» никак не отреагировал на эти многократно повторенные маневры. Штаб вновь обратился в Архангельск и в Москву, но там продолжали молчать. И лишь после этого перехватчикам была дана команда: «Атаковать на уничтожение». Летчик Як-28п засомневался: ведь предстояло уничтожить пассажирский самолет. На земле его колебания уловили, но в тот момент разбираться не стали и подтвердили свой приказ Су, который и выпустил ракету с тепловой головкой самонаведения. Ракета взорвалась у «корейца» в районе двигателя правого крыла, в результате чего часть крыла оторвалась. От ударов осколков произошла разгерметизация салона -- как потом выяснилось, при этом погибли три человека. «Боинг» потерял скорость и начал резко снижаться. Его отметка пропала с экранов радаров. На командный пункт доложили: «Цель уничтожена».
Через 10 минут на экранах радиолокационной станции цель возникла снова. Оказалось, самолет уцелел и теперь шел над территорией Карелии в районе небольших гор высотой 800--1000 метров. Опытные летчик и штурман были, видимо, хорошо знакомы с рельефом и подбирали равнинное место для посадки. Однако в темноте они приняли небольшой лес на замершем озере за берег и сели возле него на заснеженный лед, самолет провалился по брюхо. Располагавшийся недалеко радиолокационный полк ПВО тут же выслал к месту падения лайнера на вертолетах и вездеходах спасателей. На борту «Боинга», совершавшего, согласно документам, рейс по маршруту Париж--Токио--Сеул (через Северный полюс), оказалось 150 пассажиров. Практически все они оказались азиатами, одеты были бедно и не по-северному. Пассажиров переодели в теплые бушлаты, накормили и поместили в клуб воинской части. А вот командира корабля Ким Чанг Кьго и штурмана Ли Чын Сина, упорно утверждавших, что они «заблудились», разместили отдельно.
Чтобы избежать суда, летчику и штурману корейского самолета предложили признать свою вину
-- Это был явно провокационный и разведывательный полет, -- утверждает Владимир Гаврилюк. -- Я лично ознакомился с бортовым журналом и полетной картой, где был указан маршрут, -- в районе Северного полюса самолет резко повернул к границе СССР. Вообще, глупо было утверждать, что самолет «заблудился»: в то время «Боинг» был одим из лучших навигационно оснащенных самолетов мира и через спутниковую связь мог с помощью аппаратуры за считанные секунды определить свое местоположение. И еще один немаловажный факт: командир лайнера -- бывший полковник ВВС, а штурман -- профессионал. Какое уж тут -- «сбились с курса». Явно проверяли бдительность Северного флота СССР
Место падения самолета было окружено войсками, и там работали сотрудники КГБ. А в штаб корпуса прибыла комиссия по безопасности движения Минобороны СССР и Главкома ПВО, проверявшая хронологию полета по секундам. В конце концов действия командира корпуса признали правильными, правда, решение открывать огонь полностью одобрено не было. Летчика Як-28п тоже не наказывали: все-таки пилота учили не открывать огонь по пассажирским самолетам, а сажать их.
Тем временем правительство СССР, не имевшее дипломатических отношений с Южной Кореей, связалось с представителями генерального консульства США в Ленинграде, и через пару дней авиакомпания «Пан Америкэн» прислала в Мурманск самолет за пассажирами и телами троих погибших. А летчика и штурмана «Боинга» продержали неделю. Им предложили: «Признайте себя виновными, и суда не будет». Экипаж так и сделал, направив письмо раскаяния Президиуму Верховного Совета СССР. И уже 30 апреля, «руководствуясь принципами гуманности», их выдворили за пределы государства.
А вот «Боинг» в Карелии стоял еще долго -- забрать выведенную из строя крылатую махину оказалось делом непростым. Местные охотники и оленеводы сняли с самолета все, что только можно. Говорят, он до сих пор там ржавеет. Кстати, именно после этого ЧП на командные пункты ПВО поступили распознавательные знаки всех авиакомпаний мира и надписи команд на английском языке, которые должны подавать наши летчики самолету-нарушителю.
1971Читайте нас у Facebook