ПОИСК
Події

Таможенников на контрольно-пропускном пункте «рава-русская» особенно посмешил крупный чиновник, съевший… Таомженную декларацию

0:00 30 грудня 1999

На контрольно-пропускной пункт «Рава-Русская» -- подежурить вместе с инспекторами -- корреспондент «ФАКТОВ» напросился вместе с двумя львовскими телевизионщиками. Добрались мы туда под вечер. Заместитель начальника таможни Богдан Матвияс, встретил нас хоть и любезно, но раздражен был до предела -- в очередной раз отключили свет.

-- Хотя бы заранее предупреждали об этом, тем более, что мы относимся к первой категории потребления, -- жалуется Богдан Теодозиевич. -- А у нас все оформление, платежи, информационный банк проходят через компьютеры…

«Валюту прячут даже в ветоши»

Где-то вдалеке, прокашлявшись, громко затарахтел дизелек и появился свет. Одна из лампочек высветила огромный плакат «Укра на в›та Вас!». Неподалеку, сверкая многочисленными огнями, как новогодняя елка, возвышается польская таможня.

-- Это еще хорошо, что успели дизель купить и установить. Вбухали в него более 50 тысяч гривен. Но приобрели-то его на случай стихийного бедствия! А ему приходится по восемь часов работать. Солярку жрет проклятый -- 50 литров в час, а топливо жестко лимитировано, -- продолжает возмущаться Матвияс.

РЕКЛАМА

Таможенников понять можно: каждый день только за одну смену они дают в бюджет более 10 тысяч гривен пошлины и таможенных сборов. Да еще плюс значительные поступления с внутренних постов, где оформляются прибывающие грузы. А денег на солярку нет.

У порталов несколько десятков пассажиров и водителей оформляют документы. Компьютеры все же работают, но из-за недостаточного напряжения происходят сбои, и они «зависают». Очередь недовольно гудит и ругает таможенников, считая их во всем виноватыми.

РЕКЛАМА

Чтобы показать, как идет работа, нас прикрепляют к инспекторам Григорию и Роману (свои фамилии они попросили не называть). Со своей подъезжающей «клиентурой» инспекторы обращаются уважительно и с пониманием.

-- Большинство людей из-за безработицы просто вынуждены заниматься челночным бизнесом, -- говорит Григорий. -- Что везут за рубеж? Да разное: из Ивано-Франковска -- деревянные изделия, текстильные поделки известных фирм, китайский товар. Из Львовщины -- хрусталь, инструменты, автозапчасти, тюль и даже носки. Местные жители -- фасоль, орехи, лекарственные растения, породистых собак, улиток для тамошних ресторанов, и даже… коз. Есть такой анекдот: «Драгоценные камни, металл, валюту, оружие, иконы, антиквариат имеете?» -- спрашивает таможенник бабусю. А она ему отвечает: «Сынок! Если бы я имела все то, что ты назвал, то зачем бы ехала за рубеж?»

РЕКЛАМА

Все это он рассказывает, не отвлекаясь от работы, проверяя легковые машины: осмотр кабины, мотора, днища, прицепа. Я дышу инспектору в затылок, норовя засунуть голову ему под мышку, -- хочется заглянуть, что же находится под сидением. Григорий тактично молчит и начинает перебирать… замасленную ветошь. Уловив мой удивленный взгляд, поясняет:

-- Водители и пассажиры частенько прячут в тряпках контрабандную валюту. Все же странный наш народ! Законодательством разрешается свободно перевозить через границу до 10 тысяч долларов. Для такой большой суммы, правда, необходимо оформить разрешение в банке, которое стоит незначительные деньги. Обычно везут от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Да внеси ты ее в декларацию и будь спокоен. Так нет! Прячут валюту, где только можно. А ведь если найдут, то она конфискуется, а в отношении владельца может быть возбуждено уголовное дело. Самое главное оружие против таможенника -- честность…

Роман, молчавший до этого, вдруг заулыбался:

-- Гриш, помнишь, как недавно высокопоставленного чиновника на контрабанде поймали?.. Ехал он с шофером на служебной машине. Останавливаем их на досмотр. Шофер указывает в декларации, что у него всего 200 долларов, а чиновник в декларации пишет незначительную сумму. Проверяем последнего и находим у него во много раз больше долларов. И тут чиновник срывается с места, хватает декларацию и съедает ее. Но вся хохма в том, что он сжевал не свою декларацию, а шофера!..

«Спирт -- самая распространенная контрабанда»

К порталу со скрипом подъезжает огромный чумазый «Икарус» с табличкой на лобовом стекле «Львов--Варшава». Фыркает пневматика, открывающая дверь. Из салона с огромными сумками выбираются с два десятка челноков и направляются на таможенный и паспортный контроль. Мы заходим в автобус. Подсвечивая фонариком, осматриваем ряды опустевших кресел. Роман вдруг останавливается, бьет ногой куда-то вниз под кресло.

-- Тут что-то есть!

Инспектора разбирают панель и обнаруживают там 15 литров чистого спирта, залитого в большие пластмассовые бутылки из-под минеральной воды.

-- А хозяин кто? -- интересуемся.

-- То-то и оно, что теперь никто не объявится. Так и пойдет у нас по документам как бесхозный.

Спирт -- самая распространенная контрабанда. Еще бы! Каждый вложенный в него в Украине доллар в Польше дает пять долларов прибыли. Беседу прерывает гомерический хохот таможенников и пассажиров, стоящих возле автобуса «Стрий--Люблин». Чувствуя, что в монотонном дежурстве произошло что-то необычное, кидаемся туда. Оказалось, тормознули мужчину лет пятидесяти из отдаленного горного села. Во время паспортного контроля он предъявил… обычный паспорт. Когда же от него потребовали заграничный, сделал огромные глаза: зачем, мол? Выяснилось, что направлялся человек вовсе не в Польский Люблин, а в Любень Великий -- украинский курорт под Львовом. Пришел на станцию, попросил билет, а там не расслышали, вот и дали не то, что нужно. «Горца» вовсе не удивило появление таможенников, пограничников, досмотр вещей. Подумал, что теперь при поездке на курорты именно такой порядок.

Мужчина в явной растерянности, инспектора отводят его в служебное помещение, обещая устроить на какую-нибудь попутку в обратную сторону. Забавный эпизод отвлек нас от процедуры досмотра пассажиров «Икаруса». А улов там оказался неплохой: еще пару десятков литров спирта, сигареты. А при личном досмотре жителя Жовквы у него в кармане обнаружили несколько старинных монет XIY--XYI столетий, являющихся культурно-исторической ценностью. Мы, естественно, расстраиваемся.

-- Да не грустите, мужики, на вас контрабанды хватит! -- успокаивает Григорий.

-- Нам бы марихуаны, золота или оружия, -- шутим мы.

-- Ну с этим не знаю, как будет, а вот спирт сейчас еще найдем.

Он проходит вдоль нескольких машин, охватывая цепким взглядом водителей, и останавливается возле потрепанного «Ниссана».

-- Что везем? -- спрашивает у владельца.

-- Да ничего такого, -- бодрится тот.

-- Тогда ставьте на яму -- будем проверять.

Владелец -- гражданин Литвы -- клянется жизнью матери и отца, что контрабанды у него нет, но делать нечего, приходится загонять авто в бокс. Григорий осматривает багажник, хлопает рукой по обычному на вид, огромному газовому баллону. Инспектор откручивает заглушку. Раздается свист, и в нос бьет запах… газа. Мы было растерялись, но таможенник успокаивающе машет нам рукой: «Ждите!» Действительно, еще через несколько секунд в потолок ударяет сильная струя прозрачной жидкости. Спирт! С любопытством смотрим на владельца -- машину же теперь конфискуют. Но тот даже не изменился в лице и спокойно в стороне потягивает сигарету.

-- Машина специально приспособлена под перевозку спирта, -- поясняют нам инспектора. -- Этим делом в Клайпеде занимаются многие фирмы. Уверен -- литров 10--15 у него еще спрятано в запаске, литров 30 -- в бензобаке, да и крылья машины весьма подозрительные. А за машину он действительно не переживает -- в Прибалтике подобную рухлядь можно купить за копейки, по их понятиям…

За спиной слышно, как матерится наконец-то расстроившийся прибалтиец. Спрашиваем таможенников, как часто приходится сталкиваться с неуважительным отношением к себе.

-- Да бывает частенько, что проезжающие границу в той ли иной форме проявляют неуважение к нам. Считают, что труд у нас «грязный», что мы копаемся в их багаже, надеясь что-то найти для себя.

-- Ну и как «отстреливаетесь»?

-- Да обычно шуткой. Недавно наш инспектор Юрий проводил досмотр одной известной эстрадной певицы. Просит ее заполнить декларацию, представить для досмотра вещи, машину. А она ему: «Да знаете, кто я?! Да я -- Ирчик со Львова!» На что наш инспектор ей флегматично ответил: «А я Юрчик с Равы-Русской!»

Собравшиеся вокруг нас на перекур таможенники засмеялись и тут же выдают еще одну быль-хохму.

В Новогоднюю ночь подъезжает автобус с одесскими музыкантами, отправляющимися на заработки в Германию. Оформление проходит как положено: паспорта, багаж, декларация, внешний осмотр музыкальных инструментов. В общем, все в порядке. А на таможне тоска-а! Транспорта же под Новый год практически нет. Вот кто-то из инспекторов и попросил музыкантов, так сказать, на дорожку сыграть «Мурку». Они не заставили себя просить дважды. Где-то на втором куплете врывается разъяренный начальник: «Чем вы тут занимаетесь?!» Однако инспектора не растерялись: «А может, они в флейтах и трубах валюту прячут! Не ломать же инструменты!»

«Люди у нас, в основном, честные»

Подходит Богдан Теодозиевич и забирает нас на участок, где проверяют грузовой транспорт. По дороге спрашиваем его, как им удается вычислять контрабандистов.

-- Вообще-то, по украинскому законодательству таможенник обязан верить человеку, пересекающему границу. Если каждого раздевать, разгружать, то знаете, какие очереди были бы! Хотите верьте, хотите нет, но инспектор, проработавший у нас хотя бы два года, читает по глазам. Как это получается, он и сам не знает.

-- А как ребята держатся, когда мимо протекают такие богатства?

-- Конечно, соблазны очень большие, а зарплата рядового инспектора около 100 гривен. Начиная с 1992 года, на нашей таможне поменялось 70 процентов личного состава. Кто-то не выдержал этих соблазнов, а кто-то -- физических нагрузок. Все же смена 12 часов, в любую погоду. Кругом от машин газы, нервотрепка. А так люди у нас, в основном, честные. Вот недавно киевские контрабандисты, ехавшие на машине «Хонда», предлагали одному инспектору 10 тысяч долларов, чтобы пропустил без досмотра. Так не взял!

На проверке грузового транспорта обычная запарка. На досмотр машины контрольным службам отводится не так много времени. Между прочим, в среднем сопровождающие документы порой содержат 100--150 страниц. каждую их которых надо проверить. Для клиентов предусмотрен всего один телефон, и к нему стоит очередь. Шофера мечутся как угорелые из кабинета в кабинет. Им надо обежать экологическую службу, санэпидемстанцию, ветеринарный контроль, фотоконтроль, пограничников, а затем уже таможенников, которые могут заставить и разгрузиться для досмотра. Особенно инспектора не любят когда везут продукты. Почему-то, если они вдруг оказываются недоброкачественными, в этом обвиняют таможенников. Между тем на Рава-Русской с середины 1998 года строится лаборатория, которая сможет за 10 минут определить качество любого продукта. Да вот беда -- власти почему-то все никак не дают лицензию на ее деятельность.

Попутно Богдан Теодозиевич рассказывает о судьбе некоторой контрабанды. На момент нашего приезда на складах скопилось почти пять тонн спирта. В зависимости от результатов экспертизы, часть его пойдет на переработку, часть будет уничтожена. Более сложная процедура с машинами контрабандистов, дорогостоящей аппаратурой, партиями товаров. Только суд принимает решение о конфискации и последующей реализации. Оценку же проводит комиссия, куда входят таможенники, налоговики, эксперты и представители казначейства. Как это ни удивительно, таможня ничего с этого не имеет.

Уезжаем, не дождавшись окончания смены. Сидим в теплом салоне до невозможности усталые и через стекло смотрим, как под холодным дождем инспектора продолжают осматривать машины. Им еще до конца смены ого-го!


«Facty i kommentarii «. 30 декабря 1999. Право

1107

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів