ПОИСК
Україна

Леонид Кучма: «Весь мир знал, что в Днепропетровске делают ракеты, и только простые советские люди думали, что тракторы»

8:45 13 квітня 2012
Інф. «ФАКТІВ»
Исполнилось 75 лет со дня рождения Станислава Конюхова — Героя Украины, выдающегося ученого-ракетчика, генерального конструктора КБ «Южное»

Будущий академик, создатель ракетной техники Станислав Конюхов родился в 1937 году в день, ставший впоследствии Днем космонавтики — 12 апреля. Этому совпадению сам Станислав Николаевич особого значения не придавал, но его вклад в развитие ракетно-космической отрасли Украины воистину неоценимый. Ученик первого главного кон-

структора КБ «Южное» Михаила Янгеля, он принимал участие в разработке стратегических ракет средней дальности, которые после окончания холодной войны превратились в мирные ракетоносители «Днепр», выведшие на орбиту Земли не один десяток спутников. Станислав Конюхов также был одним из создателей ракеты-носителя «Зенит», благодаря которой начали запускать спутники с плавучего космодрома, размещенного в Тихом океане непосредственно на экваторе, что позволяло максимально эффективно использовать скорость вращения Земли и с меньшими затратами выводить грузы на орбиту.

Талантливый ученый мог еще многое сделать для аэрокосмической отрасли, но судьба распорядилась иначе. Не дожив всего несколько дней до своего 74-го дня рождения, Станислав Конюхов ушел из жизни 3 апреля 2011 года. Своими воспоминаниями о выдающемся академике и конструкторе с «ФАКТАМИ» поделился его друг и соратник — Президент Украины (1994-2005 гг.) Леонид Кучма.

*16 апреля 2004 года генеральному конструктору КБ «Южное» Станиславу Конюхову было присвоено звание Героя Украины и Президент Леонид Кучма вручил ему орден Державы. Фото Валерия Соловьева

РЕКЛАМА

«Теперь никто не забудет Конюхова, так как он родился в знаменательный День космонавтики»

— Леонид Данилович, когда вы познакомились со Станиславом Конюховым? Вы ведь оба с разницей в один год окончили физико-технический факультет Днепропетровского государственного университета, который готовил ракетчиков для всего СССР. История ваших отношений ведет отсчет с того времени?

— Нет. Мы познакомились и подружились, уже работая в конструкторском бюро «Южное», а не в студенческие годы. Ведь тогда Станислав Николаевич был городским жителем, к тому же сыном военного прокурора, а я — простым сельским парнем, иногородним. Поэтому круг его друзей был несколько иным, чем у меня. Кстати, в студенчестве у него было «подпольное» прозвище Пирожок (улыбается). Он был такой весь округлый, добрый, и к нему все тоже относились очень по-доброму. Но при всей своей внешней мягкости Станислав Николаевич размазней уж точно не был, иначе не стал бы «генеральным». Нормальный мужик, который при необходимости мог проявить и твердость, и даже жесткость. Это я понял, как только начал с ним общаться.

РЕКЛАМА

— Наверное, закалили нелегкие годы учебы. Доводилось слышать о том, что будущие студенты-ракетчики подрабатывали на разгрузке вагонов...

— Подрабатывали в основном иногородние студенты, которые очень нуждались в средствах. Наверное, семья Станислава острых финансовых затруднений не испытывала. Но ребята рассказывали, что Конюхов денег у родителей не просил и таки время от времени подрабатывал на железнодорожной станции. А такие, как я, разгружали вагоны едва ли не каждую ночь на протяжении всего учебного года. Летом же отправлялись на целину. С одной стороны — романтика и комсомольский энтузиазм, с другой — желание заработать. Так, на первом курсе моя стипендия была 450 рублей в месяц (после денежной реформы 1961 года — 45 рублей.- Ред.), а на последнем курсе — 600. На целине, куда лично я ездил дважды, зарабатывали гораздо больше.

РЕКЛАМА

— А правда, что Станислав Николаевич, хоть и был горожанином, очень любил землю и с удовольствием копался на своих дачных грядках?

— Чистая правда. Кстати, дачи у нас в Днепропетровске были по соседству. И он, и я по воскресеньям с семьями отправлялись за город и обычно целый день работали на своих «фазендах». Это была хорошая разгрузка для нервной системы, и не только. Фитнес-центров тогда не было, так что нам их заменял огород, а любимыми тренажерами были лопаты, тяпки и грабли. Вечерами, закончив работы на грядках, могли посидеть в компании, попеть песни...

— Чем еще увлекался ваш друг и соратник?

— Он был заядлым туристом. Начинал пешком, потом пересел на «Яву» с коляской, затем — на «Волгу». Садился с любимой женой Наташей в машину и колесил по всему Союзу. Они так полстраны объездили.

— С 1962 года 12 апреля стал Днем космонавтики. Как Станислав Николаевич, родившийся в этот день, относился к такому символичному совпадению?

— По этому поводу шутил: «Теперь никто не забудет Конюхова, ведь он родился в такой знаменательный день». Радовался: «Поздравляя друг друга с Днем космонавтики, ракетчики обязательно вспомнят и про меня». Думаю, так теперь и будет...

— Конюхов хотел, чтобы его дети также стали ракетчиками?

— У него два сына-близнеца. Конечно, как отцу Станиславу Николаевичу было бы приятно, если бы сыновья пошли по его стопам. Да они и сами хотели, наверное. Тоже закончили физико-технический факультет. Но, видимо, посмотрели, в каком состоянии находилась ракетно-космическая отрасль, да передумали. Сейчас они абсолютно в иной сфере, не имеющей никакого отношения к космической технике. Станислав Николаевич по этому поводу не сокрушался. Понимал, что, работая в конструкторском бюро, сыновья вряд ли смогут достойно содержать свои семьи. Ведь сегодняшняя зарплата в КБ «Южное» составляет в среднем порядка двух тысяч гривен.

— А сколько получали там конструкторы в ваше время?

— Смотря какие. При Союзе молодой специалист-ракетчик получал 120 рублей, тогда как в других сферах выпускникам вузов платили по 100. А у генконструктора КБ «Южное» зарплата составляла астрономическую по тем временам тысячу рублей. Еще одну тысячу рублей он получал в качестве доплаты за звание академика. Мне же, как генеральному директору производственного объединения «Южмаш», платили 500 рублей в месяц. Такую сумму для руководителя «Южного машиностроительного завода» в свое время установил лично Сталин, и с тех пор она не менялась до распада Союза.

— Скажите, Станислав Николаевич принимал участие в разработке лунной программы СССР?

— Да, но недолго. Та программа разрабатывалась в трех ведущих конструкторских бюро Советского Союза — Сергея Королева, Владимира Челомея и нашем КБ «Южное», которым тогда руководил Михаил Кузьмич Янгель. Но потом проект носителя у нас неожиданно забрали и передали в конструкторское бюро академика Владимира Николаевича Челомея. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев лично распорядился: «Отдайте». Дело в том, что сын Хрущева, Сергей, работал тогда у Челомея...

В работе у нас в Днепропетровске остался лишь так называемый блок Е «королёвской» ракеты-носителя Н-1, отвечающий за взлет и посадку лунного модуля. И, кстати, только наш блок оказался единственным успешным элементом лунной программы: в процессе отработки он несколько раз летал на орбиту, правда, только земную. А разрабатывавшиеся в России носители постигали постоянные неудачи, потому-то советскую лунную программу в конце концов закрыли.

«Быть генеральным конструктором в советское время и быть генеральным конструктором в независимой Украине — это, как говорят в Одессе, две большие разницы»

— А как Конюхов пережил распад СССР, в результате которого космическая отрасль пришла в упадок? В начале 1990-х годов на заводе «Южмаш» чуть ли не кастрюли выпускали и легендарное КБ «Южное» тоже оказалось не у дел...

— Должен вам сообщить, что «кастрюли» (то есть товары народного потребления) на «Южмаше» и во времена СССР выпускали. Но, несомненно, быть генеральным конструктором в советское время и быть генеральным конструктором в независимой Украине — совсем не одно и то же.

Есть старый анекдот. Поймал дед золотую рыбку. Она просит: отпусти — дам тебе всё, что пожелаешь. А дед и думает: дом у меня есть, машина есть, деньги есть. Что еще нужно? Почет, уважение и льготы. И говорит дед рыбке: хочу, мол, стать Героем Советского Союза. Не вопрос, отвечает рыбка. Хвостом махнула — и остался дед с... одной гранатой против десяти фашистских танков.

К чему это? Да к тому, что возглав-лять КБ «Южное» до и после распада СССР, даже одинаково честно работая, — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И если при союзном финансировании и союзных программах должность эта означала те самые «почет, уважение и льготы», то в Украине середины 1990-х, прибитой развалом экономики, это было и впрямь как с одной гранатой против танков. Но Конюхов не побоялся выйти на этот бой — и показал себя героем.

В советское время ведущим ракетчикам не надо было судорожно думать о хлебе насущном. Они вполне могли полностью сосредоточиться на «стратегической» задаче — делать ракеты лучше, чем у наших потенциальных противников. В СССР эту отрасль достойно обеспечивали — и на техническом уровне, и материально. А Конюхов стал генеральным конструктором КБ «Южное» в 1991 году, и, конечно, ему вряд ли можно было позавидовать.

Я прекрасно понимал проблемы, возникшие перед Станиславом Николаевичем, поскольку сам в то время руководил всем объединением «Южмаш». Владимир Федорович Уткин, бывший генеральным конструктором КБ «Южное» после Янгеля, увидев, что ситуация в Украине, мягко говоря, меняется не в лучшую сторону, просто переехал в Москву (Конюхов стал его преемником) и возглавил там Центральный научно-исследовательский институт машиностроения Российского космического агентства. Ведь в России условия и возможности для ракетчиков всегда несоизмеримо лучше, чем в Украине. А провозглашенная конверсия военно- промышленного комплекса и вовсе выглядела просто издевательством. Образно говоря, нас бросили в воду и сказали: «Выплывайте». Мы и выплывали. Причем даже в тех условиях старались сохранять наукоемкий, высокотехнологический профиль работы — выпускали не только «кастрюли», но и начали делать троллейбусы, ветроэнергетические установки, которые уже сегодня во всем мире признаны одним из столпов альтернативной энергетики будущего...

Когда я стал Президентом, мы старались делать для сохранения в нашей стране ракетно-космической отрасли максимум возможного. В середине 1990-х нам удалось пробиться в программу «Морской старт», позволившую Украине остаться в закрытом «клубе» космических держав. Суть этой программы заключается в том, что наши ракеты-носители выводили космические аппараты с платформы, размещенной в океане непосредственно на экваторе. Такой запуск позволял вывести на орбиту гораздо большую полезную нагрузку. В консорциум «Морской старт» вошли американская фирма «Боинг», российская ракетно-космическая корпорация «Энергия», КБ «Южное» и «Южмаш». На Украину начали смотреть как на надежного партнера. Особо хочу отдать должное своему американскому коллеге Биллу Клинтону. Американцы даже передали нам тогда свою квоту на запуск четырех космических аппаратов, расписанную на годы вперед. Потом я договорился с Клинтоном о полете первого украинского космонавта...

«При взрыве 100-тонной стратегической ракеты Станиславу Николаевичу парами азотной кислоты, которая входит в состав ракетного топлива, сильно обожгло легкие»

— Рассказывали, будто бы Станислав Николаевич, еще будучи молодым специалистом, едва не погиб во время испытаний ракеты.

— Было такое. Это случилось в 1961 году, при испытании стратегической Р-14 на полигоне «Капустин Яр». 100-тонная ракета взорвалась на старте из-за ошибки в системе управления. Конюхов оказался тогда в бункере, да еще и без противогаза. Парами азотной кислоты, которая входит в состав ракетного топлива, ему сильно обожгло легкие. Он попал в больницу...

— И часто у ракетчиков бывали такие нештатные ситуации?

— Нередко. Через это прошли почти все. Был такой случай и у меня. При заправке ракеты возник пожар. Картинка не для слабонервных. Пожар мы погасили, сутки считали-вычисляли, и в итоге я решился на запуск, который, к счастью, прошел успешно. В противном же случае: сливай, как говорится, воду (вернее, компоненты топлива) — и возвращай «изделие» на завод. А там его, скорее всего, разрежут на металлолом. И это при том, что каждая ракета стоила миллионы рублей.

— А за удачные старты вас как-то поощряли?

— Давали премиальные, так называемые «пусковые». Кроме того, на полигоне мы получали суточные — по три рубля ежедневно, и за эти командировочные деньги можно было вполне нормально жить, экономя зарплату (смеется).

— Экономия — это хорошо. Но ведь была и другая сторона работы ракетчиков — полная секретность, из-за которой вас ни на шаг не выпускали за пределы страны.

— Ну да. Хотя весь мир и без нас знал, что «Южмаш» делает ракеты. Только в самом СССР простые люди думали, что на заводе выпускают тракторы. По этому поводу среди ракетчиков даже гулял анекдот: грузинские колхозники купили на «Южмаше» разобранный трактор, дома собрали, а тот взял и... улетел. Конечно, с позиции нынешнего времени совершенно очевидно, что мы прятались непонятно от чего и от кого. Ведь наши космические соперники — американцы — прекрасно были осве-домлены, чем занимаются конструкторы в Днепропетровске. Имело смысл скрывать технологии, а не место производства ракет.

— Леонид Данилович, каким вам больше всего запомнился Станислав Николаевич Конюхов?

— Целеустремленным человеком колоссальной энергии, эдаким «перпетуум мобиле». Но, к сожалению, человеческий организм не вечный двигатель и быстро изнашивается... Обязательно съезжу к нему на могилу, где на этой неделе открыли памятник.

Станислав Николаевич был одним из тех, кто реально спас украинскую космическую отрасль. И теперь задача всех работающих в ней, особенно молодых, — чтобы отрасль эта не осталась просто еще одним неподвижным, пусть и огромным, памятником Конюхову. Чтобы она развивалась, росла, рвалась вверх. Чтобы каждый день космонавтики мы встречали, вспоминая его. И говорили: с праздником, Станислав Николаевич. С днем рождения. И спасибо.

1465

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів