ПОИСК
Культура та мистецтво

Петр Фоменко: «Я представляю театр нафталина. А другие представляют... моль»

6:55 11 серпня 2012
Сегодня в Москве состоятся похороны культового театрального режиссера

Каждая премьера превращалась в событие. А его постановки «Волки и овцы», «Три сестры», «Бесприданница» вошли в театральную историю России. Он работал на сценах театров Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Зальцбурга и Парижа, создав более 60 спектаклей.

Петр Наумович редко давал интервью, признаваясь, что театр — вся его жизнь и самая большая любовь. Он умер 9 августа, спустя месяц после своего 80-летия. Последнюю неделю жизни он провел в одной из московских больниц в отделении кардиологии. Обострение болезни случилось внезапно в ночь с 8 на 9 августа. Врачи так и не смогли спасти Петра Наумовича, скончавшегося от отека легкого... Один из его воспитанников и ближайших друзей, режиссер Евгений Каменькович встретил известие о смерти учителя, находясь на другом конце Земли. «Мне тяжело говорить, еще труднее осознать, что моего друга, великого режиссера с нами больше нет...» — признался «ФАКТАМ» по телефону Евгений Борисович.

— В театральном Киеве ходили легенды о том, что все знаменитости, приезжающие в столицу Украины на гастроли, непременно попадали к вам в дом на знаменитые вареники с вишнями, которые отменно готовила ваша мама — известный украинский режиссер Ирина Молостова. Наверняка среди них был и Петр Фоменко?

Евгений Каменькович

РЕКЛАМА

*Евгений Каменькович: «Трудно сознавать, что моего друга и учителя с нами больше нет»

— Вполне возможно, поскольку двери нашей квартиры в самом центре Киева, недалеко от Театра имени Ивана Франко, никогда не запирались. Мама и папа — известный хореограф Борис Каменькович — всегда с удовольствием принимали гостей, которые часто засиживались за полночь. Я вырос в совершенно театральной среде, проводя все свободное время на репетициях — или у мамы в оперном театре, или у отца в театре имени Франко. Поэтому с выбором профессии вопросов не было. Правда, к тому времени, когда я определялся с режиссурой в Киеве, я еще не встретил Петра Наумовича. Большое влияние на меня тогда оказывали лишь родители. Наша встреча с Фоменко случилась уже в Москве и стала поистине судьбоносной. Если честно, не знаю, как дальше жить...

— Одна из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко», звезда сериала «Ликвидация» Полина Агуреева, сдерживая слезы, смогла лишь произнести: «Так тяжело мне не было еще никогда...»

РЕКЛАМА

— Что ж, Полина передала те чувства, которые овладели людьми, близко знавшими Петра Наумовича, при известии о его кончине. Пока он был жив, все мы чувствовали себя за его спиной очень надежно. Казалось, если Фоменко рядом, то ничего плохого не может произойти. Ни с театром, ни с тобой лично. Такое ощущение жило во мне с самых первых дней знакомства с Петром Наумовичем. Кстати, при случае, где-нибудь в компаниях, он всегда любил, обращаясь ко мне как к уроженцу Киева, напомнить, как нравится ему этот город.

— Хотя, увы, театр Фоменко нечасто баловал нас своими гастролями.

РЕКЛАМА

— Не все зависело лично от Петра Наумовича. Зато он часто бывал в Киеве еще во времена службы в театре имени Маяковского. Приезжал сюда со своим учителем Гончаровым и рассказывал, как весело они проводили время. Во времена Советского Союза гастроли могли длиться около месяца. Петр Наумович и Андрей Александрович изучили, где находятся все достойные внимания питейные заведения, рестораны. Он любил жизнь во всех ее проявлениях.

— Это правда, что Петра Наумовича выгнали из театра-студии МХАТа за хулиганство?

— Мне даже кажется, что воспоминания об этом моменте доставляли Фоменко некое удовольствие. Действительно, когда он поступил в театр-студию МХАТа, ему удалось там проучиться всего лишь до третьего курса. К тому времени Фоменко был уже достаточно независимой фигурой и страшно свободолюбивой. Собственно таким он и оставался всю свою жизнь. Петр Наумович рассказывал, что пришел в театр благодаря музыке и занятиям по классу скрипки. Он окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных и училище Ипполитова-Иванова. Кстати, петь он любил. Его близкими друзьями долгое время были Юлий Ким и Юрий Визбор. Вообще, он всегда шел вразрез с общепринятым мнением. Знаете, как его называли в молодости? Одаренным изгоем.

— Кажется, несколько его спектаклей были закрыты.

— А как вы думаете, нравилось ли в начале 70-х свободолюбие театрального режиссера? Его спектакли отличались от всего, что когда-либо ставилось в Советском Союзе, и два из них были действительно закрыты — «Новая Мистерия-Буфф» в Ленкоме и «Смерть Тарелкина» в театре Маяковского. Фоменко рассказывал, что это был один из самых сложных периодов в его жизни. Ему пришлось перебиваться мелкими заработками. Он подрабатывал на телевидении и даже занялся репетиторством. А затем на два года уехал в Тбилиси в Театр имени Грибоедова. Петра Наумовича просто бесило, если кто-то пытался его «подстричь» под одну гребенку с другими. Тогда он был способен на любые резкие поступки, проявляя ершистость своего характера.

— И как это выглядело?

— Надо сказать, что, несмотря на всю внутреннюю хулиганистость, Петр Наумович никогда не матерился. Ни на репетициях, ни в обычной жизни — подобная лексика была просто исключена. Его недовольство могло проявляться в каких-то знаковых поступках. Как, например, тот, из-за которого Фоменко выгнали из школы-студии МХАТа. В знак протеста Петр Наумович повесил на дверь студии огромный амбарный замок. Понятно, преподавательскому составу, который долгое время не мог попасть в здание, это не понравилось, и уже на следующий день был подписан приказ об отчислении студента Фоменко. Впрочем, Петра Наумовича это особо не расстроило, он чувствовал, что совершил правильный поступок. Свою учебу он продолжил уже в ГИТИСе, на режиссерском факультете.

— Петр Наумович совсем недолго работал в кино, признаваясь, что театр — его самая сильная страсть.

Три сестры

*Пьеса «Три сестры» в постановке Петра Фоменко вошла в театральную историю России

— И это было действительно так. Фоменко рассказывал, что, как только он перестает работать в театре, у него сразу появляются какие-то болячки. И наоборот — запуск очередного спектакля означал, что в жизни и здоровье Петра Наумовича все налаживается. Он обожал актеров, многие из которых стали звездами кино и театра. Вообще, считалось, что пройти школу Фоменко — это уже определенный знак качества. Хотя у Петра Наумовича были свои «заморочки». Например, он с большой опаской относился к непьющим людям. Они ему казались очень подозрительными.

— А сам он любил составить компанию?

— Был не прочь, но это всегда оставалось в рамках дозволенного. Более того, Петр Наумович никогда не боролся с алкоголем внутри своего коллектива. Он даже защищал актеров, которые попадались на пьянстве, каждый раз давая им последний шанс. И это могло продолжаться годами. Фоменко был тонким и ранимым человеком, бережно относящимся к людям. Он понимал, что актерское ремесло — вещь жестокая, и оберегал творческий состав, как своих родных детей. Надо признать, немногие режиссеры способны оставить после себя такое большое количество воспитанников, как это сделал Петр Наумович. И среди актеров, и среди режиссеров. При этом все они не похожи ни на кого и сумели взять от Фомы, что называется, «легкое дыхание».

— Как вы его назвали?

— Фоменко все звали между собой коротко — Фома. Думаю, Петр Наумович об этом знал и был совершенно не против. Вообще, в нем удивительным образом сочетались опыт прожитой жизни и какой-то юношеский задор. Он обожал читать стихи, петь во весь голос. Жить рядом с ним было мучительно, но очень весело. Меня всегда смешило его нежелание получать какие-то награды. Петру Наумовичу уже было за 70. Он должен был идти за очередным орденом и страшно мучился. Даже пытался послать кого-то вместо себя, но в конце концов надел парадный костюм, весь как-то приосанился и настроился на то, что ему не избежать этой участи. Зато с каким удовольствием он потом скинул этот костюм, переодевшись в свои любимые свободные брюки и рубашку.

— Рассказывают, что Петр Наумович с присущим ему юмором относился ко всему происходящему, и к себе в том числе.

— Присутствовать на его репетициях было одно удовольствие. Можно было приходить с диктофоном и записывать все его афоризмы. Помню, он как-то неожиданно признался: «На сегодняшний день я представляю театр нафталина. А другие представляют... моль». Скажите, можно ли еще от кого-то услышать подобное? Или высказывание о том, что при всей свободе для актеров им необходимы ежовые рукавицы. Фоменко так и говорил: «Чем больше любишь актеров, тем сильнее их нужно держать в руках».

— Меньше месяца назад Петр Наумович отпраздновал 80-летний юбилей.

— Фоменко никогда не справлял своих дней рождения. Это была его принципиальная позиция. Говорил, что подобные празднования — все равно что репетиции поминок. Весь театр готовился к 4 сентября, когда было запланировано официальное поздравление труппы с его юбилеем. Он обещал именно в этот день прийти в театр и рассказать нам всю свою жизнь. Попросил лишь, чтобы каждый приготовил для него какую-то песню. Мы уже стали разучивать роли, и вдруг такое горе...

— Как вам кажется, Фоменко предчувствовал свой уход?

— Думаю, да, хотя он никогда не говорил о смерти. В театре знали, что последние годы Петр Наумович очень тяжело болел, и все-таки не хотелось верить в худшее. Казалось, с кем, с кем, а с нашим Фомой этого произойти не может. Но последние несколько месяцев до смерти Петр Наумович, будто чувствуя близкий уход, стал выдавать нам огромное количество идей, которые необходимо воплотить. Так называемый портфель театра Петра Фоменко сейчас полон всевозможных планов, завещанных нам мэтром. И я верю, что нам удастся их осуществить хотя бы наполовину...

1936

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів