«Иван Айвазовский писал пейзаж в среднем за полтора часа»
Аукционный дом MacDougall’s — один из крупнейших игроков на мировом рынке русского искусства — устроил в Москве очередную предаукционную выставку. Топ-лотом грядущих торгов, которые пройдут
По прогнозам экспертов, за сумму до миллиона долларов есть шансы продать работы Ивана Айвазовского «Лунная ночь в Крыму», Генриха Семирадского «Христос среди детей» и Николая Рериха «Шаругон». Увы, в Киев шедевры в этот раз не привезут.
«Если картину выносят на холод, ее укутывают, как ребенка»
— Организовать выставку в двух городах одновременно очень сложно, — объясняет директор лондонского Аукционного дома MacDougall’s Екатерина МакДугалл. — Поэтому мы надеемся, что украинские коллекционеры увидят картины в Москве или в Лондоне. В столицу России мы привезли больше двух десятков полотен известных художников. Точнее, доставили их самолетом.
*Екатерина МакДугалл: «Мировые шедевры растут в цене, так как на антикварном рынке их становится все меньше»
— Перепад давления не опасен для шедевров?
— Специальная упаковка сохраняет полотна от повреждений. А вообще картине комфортно в тех же условиях, что и человеку. Лучше всего она себя чувствует при комнатной температуре. И очень не любит температурных перепадов. Если картину выносят на холод, ее укутывают, как ребенка, иначе старый лак может потрескаться. Как- то мы привозили картины в Москву, когда здесь было двадцать пять градусов мороза. Укутывали полотна в одеяла и во все, что только могли. А летом в зной картины побывали в Монако. Но, к счастью, проблем не возникло.
— Случалось, что потенциальный клиент просил доставить ему предаукционный лот домой, чтобы «примерить» шедевр к интерьеру?
— Если бы услышала такую просьбу, может, и не отказала бы. Но пока никто подобных пожеланий не высказывал, слишком дорогая получилась бы страховка.
*Работа Ивана Айвазовского «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре» — топ-лот грядущих торгов
— Кризис сказывается на продажах?
— Украинских покупателей стало меньше, но мы надеемся, что это явление временное. А вот количество клиентов из России, напротив, выросло — появилось много новых коллекционеров.
— Есть разница в психологии украинских и российских покупателей?
— Киевский клиент легок на подъем. Если заинтересуется каким-то произведением искусства, сам приедет в Лондон или в Москву, чтобы посмотреть, «пощупать» шедевр, и будет лично участвовать в торгах. Московский же коллекционер предпочитает, чтобы работы привезли на показ в Москву, а на аукцион обычно отправляет своего представителя.
— Общеизвестно, что шедевры с каждым годом дорожают. А есть произведения, которые дешевеют?
— Мировые шедевры растут в цене постоянно, так как на антикварном рынке их становится все меньше. Растут в цене и недорогие работы, которые радуют глаз. Труднее всего найти покупателя на живопись в среднем ценовом сегменте. А что дешевеет? Иногда — произведения современного искусства, которые не прошли испытания временем.
— Существуют картины, которые продать вообще невозможно?
— Думаю, таких нет. Все зависит от цены.
«Покупатели не любят сюжеты с крушениями, тонущими кораблями, ненастьем»
— Вы сказали, что шедевров становится все меньше. Но ни один аукцион, как правило, не обходится без работ Ивана Айвазовского.
— Дело в том, что Айвазовский писал пейзаж в среднем за полтора часа. Об этом есть документальные свидетельства Куинджи. Он лично видел, как Айвазовский закончил полотно размером 60 на 80 сантиметров за час и сорок минут. Именно поэтому подделать его работы пока никому не удается. За такое короткое время никто так не напишет морской пейзаж. А если стоять за мольбертом дольше, инфракрасный анализ покажет, что краски высыхали неравномерно.
Произведений Айвазовского много. Но они разные. Небольшой рисунок может стоить 50 тысяч долларов, а крупное полотно — несколько миллионов долларов. На цену влияет также период творчества художника. Работа, созданная в пик его расцвета, дороже, чем написанная в ранний или поздний период творчества. Ранние работы дешевле, так как нет еще должного мастерства, художник только ищет свой стиль. А поздние менее ценны в тех случаях, когда потенциал художника практически исчерпан и начинается самоповтор. У Айвазовского самые дорогие работы, написанные с натуры.
— Влияет ли на цену то, где была создана работа: в Крыму, Константинополе, Венеции?
— Нет. Но, вероятно, пейзаж Константинополя заинтересует в первую очередь турецкого покупателя, а крымский — клиента из Украины или России. Люди любят приобретать работы с изображением мест, где родились, где живут, где были счастливы, словом, тех, которые приятно вспоминать.
— Скажите, а шторм, написанный с натуры, дороже штиля?
— Знаете, покупатели не любят сюжеты с крушениями, тонущими кораблями, ненастьем. Точно так же — с кладбищем, сценами насилия... Все хотят окружать себя позитивом, гармонией, красотой.
— Для дома и для офиса клиенты выбирают разные сюжеты?
— В служебном кабинете над рабочим столом никто не повесит «ню». Обычно выбирают пейзажи. В офисную атмосферу хорошо вписываются и изображения красивой архитектуры.
«Произведения искусства на последние деньги не покупают»
— Портреты пользуются спросом?
— Их приобретают для домашнего кабинета, библиотеки. Охотно покупают портреты известных людей, которые клиенту напоминают бабушку, маму, ребенка. За них иногда отдают головокружительные деньги. Клиент не может устоять, увидев портретное сходство с дочкой, когда ей было пять лет, хотя сейчас она уже взрослая.
— Поступали вам необычные заказы?
— Как-то клиент сказал, что давно мечтает об одной картине. Услышав ее название, я говорю: «Но ведь эта же работа находится в Третьяковской галерее!». Он так расстроился! «Может, вы поговорите, и они... продадут?» — спрашивает. Я ему, конечно, ответила, что это невозможно.
Другой клиент попросил подобрать картину с дельфиниумом — цветами, что растут у окна его дома. И ему захотелось видеть такие же у себя на стене. Долго искали... Но именно с этим цветком не было. И все же такая картина нашлась!
— Легче, наверное, купить картину с красивым цветком и похожий посадить под окном.
— Это правда, только порой ведь не люди выбирают картины, а картины... людей.
— Кто-то шедевры покупает, а кто-то — продает. Что заставляет людей расставаться с раритетами?
— Потому картины и дорожают, что коллекционеры неохотно расстаются с ними. Чаще всего раритетные вещи продают наследники, имеющие совсем другие увлечения. Коллекционер, как правило, выставляет на торги ту картину, которая ему надоела, — с тем, чтобы купить другую. А чтобы коллекцию продавали целиком, такого нет.
— Но ведь наверняка случается, что человеку или члену его семьи вдруг требуется большая сумма на лечение, и продажа картины может выручить?
— Произведения искусства на последние деньги не покупают. Если человек отдает за полотно полмиллиона или миллион долларов, значит, как минимум, у него есть дом, где он это полотно повесит. Картина — последний элемент роскоши в цепи увлечений. Потому людей, которые продавали бы произведение искусства, чтобы купить лекарство или оплатить лечение, среди своих клиентов я не встречала.
1515Читайте нас у Facebook