ПОИСК
Культура та мистецтво

Режиссер владимир бортко: «богдан ступка родился для роли тараса бульбы»

0:00 2 квітня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Сегодня в Киеве состоится премьера картины, поставленной по бессмертной повести Николая Гоголя «Тарас Бульба», за экранизацию которой брались, но не смогли осуществить, несколько режиссеров, включая Александра Довженко

Владимир Бортко, чьи фильмы «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита», стали классикой отечественного кинематографа, приготовил на суд зрителя новую картину — «Тарас Бульба». Работая над произведением Николая Гоголя, мэтр открыл для себя непревзойденного Богдана Ступку. Поэтому режиссер надеется, что для зрителей «Тарас Бульба» станет приятным открытием. Второго апреля в кинотеатрах России, Украины, Белоруссии состоится премьера этого фильма. В роли Тараса Бульбы украинский актер Богдан Ступка.

«Моим отчимом был великий драматург Александр Корнейчук»

- Вы говорили, что фильмом «Тарас Бульба» завершаете свою блистательную режиссерскую карьеру. Решение окончательное?

- Называть мою карьеру блистательной — некоторое преувеличение. Действительно, одно время я думал закончить режиссерскую деятельность фильмом о Тарасе Бульбе — мол, стар уже. Хотел заняться политикой. Не срослось. Так что остаюсь в кино. Только передохну немного, за границу съезжу, мир посмотрю. Работа над «Тарасом Бульбой» меня здорово измотала. Кино ведь — вещь реальная, а литература ассоциативна, поэтому донести ее до зрителя средствами кинематографа очень сложно. Вложить в уста актеров поэтическую и образную гоголевскую прозу нетрудно, но было нечто, не подвластное слову.

Представьте также размах картины: талантливейшие актеры, задействованные в главных ролях, тысяча человек массовки, 150 лошадей, 100 каскадеров. И все это бегает, живет, дышит. Воины XVI века облачены в тяжелую амуницию в жуткую жару. На съемках картины мне многому приходилось учиться. Раньше я никогда не имел дела с лошадьми, не был силен и в фехтовании.

РЕКЛАМА

- Фильм насыщен батальными сценами. Вы даже пригласили голливудскую звезду Ника Пауэлла, который ставил драки для «Последнего самурая» и «Гладиатора». Чем вам запомнилась работа с ним?

- С Ником поработали всего неделю. Он сделал достаточно много, но мы как-то не сошлись. «Тарас Бульба» — национальный продукт со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мне, например, трудно было ему объяснить, почему в конкретно взятом эпизоде должна состояться драка и происходить именно так. Да и потом, я люблю в кино все делать сам, мне это нравится. Словом, мы очень плохо понимали друг друга. К сожалению, расставание получилось довольно резким. Вряд ли еще когда-нибудь поработаем вместе.

РЕКЛАМА

- В Украину планируете приехать?

- А як же (Владимир Владимирович переходит на украинский язык.  — Авт. )!

РЕКЛАМА

- Слышу, украинский не забыли…

- Потроху став забувати, бо практики останнiм часом було небагато. Але коли знiмав «Тараса Бульбу» на Захiднiй Укра∙нi, то майже пiвроку спiлкувався з мiсцевими жителями рiдною мовою. Дуже добре порозумiлися.

В Украине прошла моя юность. Мама, Марина Захаренко, была актрисой Театра имени Ивана Франко, так что к «высокому» я был причастен с детства. Актеры играли со мной, читал стихи сам Амвросий Бучма. Моим отчимом был великий драматург Александр Корнейчук. Не могу сказать, что наши отношения были гладкими, но относился он ко мне хорошо. Я задавал ему всякие каверзные вопросы. Помню, как в 1968 году, во время событий в Чехословакии, я допытывался у Александра Евдокимовича, что мы там делаем, а он честно пытался мне объяснить.

Окончив режиссерский факультет Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого и поработав некоторое время на Киностудии Александра Довженко, я уехал в Ленинград, где не было такой жесткой цензуры, как в Киеве. С тех пор здесь и живу. Но очень интересуюсь всем, что происходит в Украине. Читаю по интернету вашу прессу. Переживаю.

«Пробы — это безумно мучительный процесс как для актера, так и для режиссера»

- Примет ли зритель вашу ленту в кризисное время?

- Народ сейчас взволнован — это однозначно, но, думаю, освещаемая в картине проблематика близка всем. Да и Гоголя нельзя воспринимать бесстрастно. Хорошо помню, как впервые прочел его «Портрет» и потом жутко боялся ночью. Кризис к искусству не имеет никакого отношения. Самое главное в нашем деле — определение «хорошо» или «плохо». Если нет денег на кино — это просто ужасно.

- Слава Богу, на «Тараса Бульбу» средства нашлись.

- Снимать «Бульбу» меня пригласил ваш телеканал «1+1» еще в далеком 2000 году. Александр Роднянский (тогдашний руководитель канала.  — Авт. ) хотел финансировать мой фильм совместно с российскими спонсорами. Не сложилось. Но идея зрела, и, когда предложили заняться экранизацией этого произведения в России, я отказываться не стал. Почувствовал, что пора.

- Богдана Ступку сразу решили снимать в главной роли?

- Без всяких разговоров! Я очень не люблю пробы. Это безумно мучительный процесс как для актера, так и для режиссера. Актер терзается переживаниями, возьмут ли его на эту роль, а режиссеру часто приходится как-то объяснять талантливейшему человеку, почему в силу разных обстоятельств он его не совсем устраивает. Если говорить о Ступке, то он идеально подходил на роль Тараса Бульбы. Не сомневался я и в польской актрисе, поскольку изначально был уверен, что польскую панночку должна играть исключительно полька.

- В фильме очень красиво показана эротическая сцена Андрия и польки, а ведь у Гоголя этот эпизод менее детально описан.

- Гоголь просто написал: «И была безумная ночь». Но как прикажете в кино сделать безумную ночь? Черный экран показывать? Поверьте, то, что мы сняли, могут смотреть и дети. Начиная с третьего класса. Младшие просто не поймут, что там происходит. Сцена получилась очень романтичной. Думаю, девочки, посмотрев этот эпизод, останутся довольны. А мальчики… будут ждать, когда начнутся сражения.

- С Богданом Сильвестровичем до съемок вы были знакомы?

- Познакомились по телефону. Я позвонил Ступке и спросил, не хочет ли он сняться у меня в фильме «Тарас Бульба». Он ответил, что хочет. Тогда я приехал в Киев. Есть роли, от которых актеры не отказываются, потому что им необходимо это сыграть. Они родились для ЭТОЙ роли. Считаю, Евгений Миронов родился специально для того, чтобы сыграть в моем фильме «Идиот». А для роли Тараса Бульбы родился Ступка. У Богдана Сильвестровича такое сочетание психофизических данных, что думать о другом актере мне не приходилось.

- Ступка — это глыба в театральном и киноискусстве. Вы — успешный режиссер. Была ли между вами притирка?

- Если у актера и режиссера совпадают взгляды на основные вещи, они работают, если нет — расстаются. Мы со Ступкой сразу во многом сошлись. Я его ни в чем не обманывал. Это молодые режиссеры полагают: если что-то актеру недосказать, картина только выиграет. Ничего подобного! Будь предельно откровенен с артистом, и тогда он может принести в фильм то, о чем ты и мечтать не мог. В этом проявляется его талант. Ступка в каждом кадре делал больше, чем я просил, но в рамках оговоренной нами концепции.

- Ступка — гений?

- Мы слишком часто употребляем это слово. Гении — Гомер, Микеланджело. Ступка — чрезвычайно талантливый актер. Один из лучших актеров, с которыми мне приходилось работать. Он очень умный человек. В этом я убедился во время нашей совместной работы. На съемочной площадке мы обсуждали с ним разные темы. После съемок приходили в гостиницу, где жили полгода. Встречались за ужином и продолжали общаться. Если люди друг друга чувствуют и понимают, им всегда есть о чем поговорить. Мы любили беседовать о детях, внуках. Тем более что у меня снимался сын Ступки Остап. Это замечательный актер, хотелось бы, чтобы его талант вышел за пределы Украины.

«Михаил Боярский так входил в раж во время скачек, что обгонял главного героя, чего нельзя было делать»

- По рекомендации Богдана Ступки вы немного изменили концовку фильма. В чем это выразилось?

- Помните гоголевский эпилог? Тарас едет на лошади и сокрушается, что потерял люльку, сумку с табаком. А еще у него оба сына погибли. Войско пропало. Жены нет. Дома нет! У могучего Бульбы все это накипело, ему захотелось высказаться. Но кому говорить, если никого рядом нет? И Ступка предложил: «А пускай Бульба скажет все своему коню: «Люльку потерял. Не хочу, чтобы врагу досталась. Надо вернуться». Тарас поворачивает коня и едет навстречу полякам, хотя заранее знает, что погибнет… Эта находка мне очень понравилась, я сразу заорал: «Гениально!» Отлично придумал Ступка и еще один момент: в конце фильма поляки привязывают его к столбу, а он вырывает руку и крестится… Браво, Богдан Сильвестрович! Кстати, перед съемками «Тараса Бульбы» я боялся, что Ступка недостаточно хорошо держится в седле. Но когда увидел, как он это делает, понял, что Богдан Сильвестрович мастер спорта по верховой езде!

- В одном из своих интервью Ступка говорит, что был кардинально не согласен с некоторыми действиями Тараса Бульбы.

- Это так. Мы все воспитывались в другом времени. Для нас человеческая жизнь много значит, а в XVI веке к ней относились совершенно по-другому. Богдан Сильвестрович говорил мне: «Я бы никогда не убил своего сына». Понять Бульбу ему было очень сложно. Пришлось прочитать ему на эту тему «коротенькую лекцию» минут на сорок. В результате мы нашли общий язык.

- Кроме Богдана Ступки, в вашем фильме снялся известный украинский актер Лесь Сердюк. Он был в восторге от съемок, но очень сожалел, что вы вырезали эпизод, в котором ему удалось, сидя верхом, свечой поднять коня на задние ноги…

- Лесь Сердюк — это не просто актер, а серьезный человек, и роль у него соответствующая (Дмитро Товкач.  — Авт. ). Я стремился показать казачество, которое у Гоголя интересно и красочно описывалось: «Казаки пошли туда-то», «Казаки сказали то… » А кто такие казаки? В фильме это Лесь Сердюк, Миша Боярский, Остап Ступка, Борис Хмельницкий, Александр Дедюшко. Они и сделали гоголевскую Запорожскую Сечь. В финале каждый из их героев умирает, произнося при этом свои слова… Герой Сердюка умирает последним. Так что пусть Лесь не обижается. Он крупным планом проходит по всему фильму.

- Правда, что Михаил Боярский сам напросился сыграть у вас в «Тарасе Бульбе»?

- Нет. Просто он очень любит это произведение, поэтому не снять Мишу я не имел права. А когда наклеили Боярскому усы, он оказался самым настоящим казаком — хоть в бронзе отливай. За роль Мосия Шила он взялся с огромным энтузиазмом. Во время съемок одной из сцен скачки он так вошел в раж, что несколько раз обгонял главного героя, чего нельзя было делать. Пришлось сказать: «Миша, ты, конечно, замечательный наездник, но попридержи коня». Здорово было наблюдать, как у этого «казака» бурлит кровь.

Очень переживаю, как воспримет картину зритель. До меня несколько режиссеров брались за фильм о Тарасе Бульбе, но не сделали его по разным причинам. А ведь среди них был и Александр Довженко! Его первый съемочный день пришелся на 22 июня 1941 года! Сергей Бондарчук также горел желанием экранизировать гоголевскую повесть. Он сам написал сценарий и намеревался сыграть главную роль. Однако чиновники от кино настоятельно порекомендовали ему «выбрать какое-нибудь другое произведение».

- Говорят, режиссура — самая опасная профессия после летчика-испытателя.

- Это я ощутил на себе. А ведь, когда служил в армии, думал, что режиссеры ничего не делают, только деньги получают. Как я тогда ошибался! Нужно обладать крепким здоровьем, чтобы быть режиссером. Часто и сердце болит, и волнения разные сил лишают.

997

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів