Режиссер владимир бортко: «богдан ступка родился для роли тараса бульбы»
Владимир Бортко, чьи фильмы «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита», стали классикой отечественного кинематографа, приготовил на суд зрителя новую картину — «Тарас Бульба». Работая над произведением Николая Гоголя, мэтр открыл для себя непревзойденного Богдана Ступку. Поэтому режиссер надеется, что для зрителей «Тарас Бульба» станет приятным открытием. Второго апреля в кинотеатрах России, Украины, Белоруссии состоится премьера этого фильма. В роли Тараса Бульбы украинский актер Богдан Ступка.
«Моим отчимом был великий драматург Александр Корнейчук»
- Вы говорили, что фильмом «Тарас Бульба» завершаете свою блистательную режиссерскую карьеру. Решение окончательное?
- Называть мою карьеру блистательной — некоторое преувеличение. Действительно, одно время я думал закончить режиссерскую деятельность фильмом о Тарасе Бульбе — мол, стар уже. Хотел заняться политикой. Не срослось. Так что остаюсь в кино. Только передохну немного, за границу съезжу, мир посмотрю. Работа над «Тарасом Бульбой» меня здорово измотала. Кино ведь — вещь реальная, а литература ассоциативна, поэтому донести ее до зрителя средствами кинематографа очень сложно. Вложить в уста актеров поэтическую и образную гоголевскую прозу нетрудно, но было нечто, не подвластное слову.
Представьте также размах картины: талантливейшие актеры, задействованные в главных ролях, тысяча человек массовки, 150 лошадей, 100 каскадеров. И все это бегает, живет, дышит. Воины XVI века облачены в тяжелую амуницию в жуткую жару. На съемках картины мне многому приходилось учиться. Раньше я никогда не имел дела с лошадьми, не был силен и в фехтовании.
- Фильм насыщен батальными сценами. Вы даже пригласили голливудскую звезду Ника Пауэлла, который ставил драки для «Последнего самурая» и «Гладиатора». Чем вам запомнилась работа с ним?
- С Ником поработали всего неделю. Он сделал достаточно много, но мы как-то не сошлись. «Тарас Бульба» — национальный продукт со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мне, например, трудно было ему объяснить, почему в конкретно взятом эпизоде должна состояться драка и происходить именно так. Да и потом, я люблю в кино все делать сам, мне это нравится. Словом, мы очень плохо понимали друг друга. К сожалению, расставание получилось довольно резким. Вряд ли еще когда-нибудь поработаем вместе.
- В Украину планируете приехать?
- А як же (Владимир Владимирович переходит на украинский язык. — Авт. )!
- Слышу, украинский не забыли
- Потроху став забувати, бо практики останнiм часом було небагато. Але коли знiмав «Тараса Бульбу» на Захiднiй Укра∙нi, то майже пiвроку спiлкувався з мiсцевими жителями рiдною мовою. Дуже добре порозумiлися.
В Украине прошла моя юность. Мама, Марина Захаренко, была актрисой Театра имени Ивана Франко, так что к «высокому» я был причастен с детства. Актеры играли со мной, читал стихи сам Амвросий Бучма. Моим отчимом был великий драматург Александр Корнейчук. Не могу сказать, что наши отношения были гладкими, но относился он ко мне хорошо. Я задавал ему всякие каверзные вопросы. Помню, как в 1968 году, во время событий в Чехословакии, я допытывался у Александра Евдокимовича, что мы там делаем, а он честно пытался мне объяснить.
Окончив режиссерский факультет Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого и поработав некоторое время на Киностудии Александра Довженко, я уехал в Ленинград, где не было такой жесткой цензуры, как в Киеве. С тех пор здесь и живу. Но очень интересуюсь всем, что происходит в Украине. Читаю по интернету вашу прессу. Переживаю.
«Пробы — это безумно мучительный процесс как для актера, так и для режиссера»
- Примет ли зритель вашу ленту в кризисное время?
- Народ сейчас взволнован — это однозначно, но, думаю, освещаемая в картине проблематика близка всем. Да и Гоголя нельзя воспринимать бесстрастно. Хорошо помню, как впервые прочел его «Портрет» и потом жутко боялся ночью. Кризис к искусству не имеет никакого отношения. Самое главное в нашем деле — определение «хорошо» или «плохо». Если нет денег на кино — это просто ужасно.
- Слава Богу, на «Тараса Бульбу» средства нашлись.
- Снимать «Бульбу» меня пригласил ваш телеканал «1+1» еще в далеком 2000 году. Александр Роднянский (тогдашний руководитель канала. — Авт. ) хотел финансировать мой фильм совместно с российскими спонсорами. Не сложилось. Но идея зрела, и, когда предложили заняться экранизацией этого произведения в России, я отказываться не стал. Почувствовал, что пора.
- Богдана Ступку сразу решили снимать в главной роли?
- Без всяких разговоров! Я очень не люблю пробы. Это безумно мучительный процесс как для актера, так и для режиссера. Актер терзается переживаниями, возьмут ли его на эту роль, а режиссеру часто приходится как-то объяснять талантливейшему человеку, почему в силу разных обстоятельств он его не совсем устраивает. Если говорить о Ступке, то он идеально подходил на роль Тараса Бульбы. Не сомневался я и в польской актрисе, поскольку изначально был уверен, что польскую панночку должна играть исключительно полька.
- В фильме очень красиво показана эротическая сцена Андрия и польки, а ведь у Гоголя этот эпизод менее детально описан.
- Гоголь просто написал: «И была безумная ночь». Но как прикажете в кино сделать безумную ночь? Черный экран показывать? Поверьте, то, что мы сняли, могут смотреть и дети. Начиная с третьего класса. Младшие просто не поймут, что там происходит. Сцена получилась очень романтичной. Думаю, девочки, посмотрев этот эпизод, останутся довольны. А мальчики будут ждать, когда начнутся сражения.
- С Богданом Сильвестровичем до съемок вы были знакомы?
- Познакомились по телефону. Я позвонил Ступке и спросил, не хочет ли он сняться у меня в фильме «Тарас Бульба». Он ответил, что хочет. Тогда я приехал в Киев. Есть роли, от которых актеры не отказываются, потому что им необходимо это сыграть. Они родились для ЭТОЙ роли. Считаю, Евгений Миронов родился специально для того, чтобы сыграть в моем фильме «Идиот». А для роли Тараса Бульбы родился Ступка. У Богдана Сильвестровича такое сочетание психофизических данных, что думать о другом актере мне не приходилось.
- Ступка — это глыба в театральном и киноискусстве. Вы — успешный режиссер. Была ли между вами притирка?
- Если у актера и режиссера совпадают взгляды на основные вещи, они работают, если нет — расстаются. Мы со Ступкой сразу во многом сошлись. Я его ни в чем не обманывал. Это молодые режиссеры полагают: если что-то актеру недосказать, картина только выиграет. Ничего подобного! Будь предельно откровенен с артистом, и тогда он может принести в фильм то, о чем ты и мечтать не мог. В этом проявляется его талант. Ступка в каждом кадре делал больше, чем я просил, но в рамках оговоренной нами концепции.
- Ступка — гений?
- Мы слишком часто употребляем это слово. Гении — Гомер, Микеланджело. Ступка — чрезвычайно талантливый актер. Один из лучших актеров, с которыми мне приходилось работать. Он очень умный человек. В этом я убедился во время нашей совместной работы. На съемочной площадке мы обсуждали с ним разные темы. После съемок приходили в гостиницу, где жили полгода. Встречались за ужином и продолжали общаться. Если люди друг друга чувствуют и понимают, им всегда есть о чем поговорить. Мы любили беседовать о детях, внуках. Тем более что у меня снимался сын Ступки Остап. Это замечательный актер, хотелось бы, чтобы его талант вышел за пределы Украины.
«Михаил Боярский так входил в раж во время скачек, что обгонял главного героя, чего нельзя было делать»
- По рекомендации Богдана Ступки вы немного изменили концовку фильма. В чем это выразилось?
- Помните гоголевский эпилог? Тарас едет на лошади и сокрушается, что потерял люльку, сумку с табаком. А еще у него оба сына погибли. Войско пропало. Жены нет. Дома нет! У могучего Бульбы все это накипело, ему захотелось высказаться. Но кому говорить, если никого рядом нет? И Ступка предложил: «А пускай Бульба скажет все своему коню: «Люльку потерял. Не хочу, чтобы врагу досталась. Надо вернуться». Тарас поворачивает коня и едет навстречу полякам, хотя заранее знает, что погибнет Эта находка мне очень понравилась, я сразу заорал: «Гениально!» Отлично придумал Ступка и еще один момент: в конце фильма поляки привязывают его к столбу, а он вырывает руку и крестится Браво, Богдан Сильвестрович! Кстати, перед съемками «Тараса Бульбы» я боялся, что Ступка недостаточно хорошо держится в седле. Но когда увидел, как он это делает, понял, что Богдан Сильвестрович мастер спорта по верховой езде!
- В одном из своих интервью Ступка говорит, что был кардинально не согласен с некоторыми действиями Тараса Бульбы.
- Это так. Мы все воспитывались в другом времени. Для нас человеческая жизнь много значит, а в XVI веке к ней относились совершенно по-другому. Богдан Сильвестрович говорил мне: «Я бы никогда не убил своего сына». Понять Бульбу ему было очень сложно. Пришлось прочитать ему на эту тему «коротенькую лекцию» минут на сорок. В результате мы нашли общий язык.
- Кроме Богдана Ступки, в вашем фильме снялся известный украинский актер Лесь Сердюк. Он был в восторге от съемок, но очень сожалел, что вы вырезали эпизод, в котором ему удалось, сидя верхом, свечой поднять коня на задние ноги
- Лесь Сердюк — это не просто актер, а серьезный человек, и роль у него соответствующая (Дмитро Товкач. — Авт. ). Я стремился показать казачество, которое у Гоголя интересно и красочно описывалось: «Казаки пошли туда-то», «Казаки сказали то » А кто такие казаки? В фильме это Лесь Сердюк, Миша Боярский, Остап Ступка, Борис Хмельницкий, Александр Дедюшко. Они и сделали гоголевскую Запорожскую Сечь. В финале каждый из их героев умирает, произнося при этом свои слова Герой Сердюка умирает последним. Так что пусть Лесь не обижается. Он крупным планом проходит по всему фильму.
- Правда, что Михаил Боярский сам напросился сыграть у вас в «Тарасе Бульбе»?
- Нет. Просто он очень любит это произведение, поэтому не снять Мишу я не имел права. А когда наклеили Боярскому усы, он оказался самым настоящим казаком — хоть в бронзе отливай. За роль Мосия Шила он взялся с огромным энтузиазмом. Во время съемок одной из сцен скачки он так вошел в раж, что несколько раз обгонял главного героя, чего нельзя было делать. Пришлось сказать: «Миша, ты, конечно, замечательный наездник, но попридержи коня». Здорово было наблюдать, как у этого «казака» бурлит кровь.
Очень переживаю, как воспримет картину зритель. До меня несколько режиссеров брались за фильм о Тарасе Бульбе, но не сделали его по разным причинам. А ведь среди них был и Александр Довженко! Его первый съемочный день пришелся на 22 июня 1941 года! Сергей Бондарчук также горел желанием экранизировать гоголевскую повесть. Он сам написал сценарий и намеревался сыграть главную роль. Однако чиновники от кино настоятельно порекомендовали ему «выбрать какое-нибудь другое произведение».
- Говорят, режиссура — самая опасная профессия после летчика-испытателя.
- Это я ощутил на себе. А ведь, когда служил в армии, думал, что режиссеры ничего не делают, только деньги получают. Как я тогда ошибался! Нужно обладать крепким здоровьем, чтобы быть режиссером. Часто и сердце болит, и волнения разные сил лишают.
997Читайте нас у Facebook