"Перебежчик" Богданов: "Я устал от бесконечной циничной лжи российского правительства"
На днях СМИ опубликовали видеоролик с записанным на нем заявлением офицера пограничных войск Федеральной службы безопасности России о том, что он намерен в составе украинских воинских подразделений принять участие в антитеррористической операции на востоке страны — чтобы, по его словам, «способствовать прекращению войны, разжигаемой террористическим режимом Путина».
Зрители, обсуждающие в интернет-сетях увиденное, предполагали, что запись может быть фейком: мол, сомнительно, чтобы кадровый «чекист» решился на поступок, противопоставляющий его системе. «Такого человека не существует!» — утверждали многие.
Однако корреспонденту «ФАКТОВ» удалось встретиться с ним. Разговор состоялся в помещении СБУ. В ведомстве не скрывали, что тщательно проверили всю информацию о российском офицере и не нашли оснований ему не верить.
«Глядя телевизор, у зрителя создается впечатление, что в России нет других проблем, кроме украинской»
Итак, вот он — 26-летний старший лейтенант Илья Богданов. Выглядит совсем мальчиком. Простое открытое лицо, негромкий голос. О себе рассказывает не «как по-писаному», припоминает интересные подробности, кажется искренним.
Начинаем с биографии.
— Я родился во Владивостоке, был единственным ребенком в семье, — рассказывает Илья. — С детства знал, что стану кадровым офицером. Отец служил в милиции, прадедушка — в НКВД, много родственников отдали жизнь казацкой службе. В 2010 году я закончил Хабаровский пограничный институт по специальности разведчик, получил гражданскую специальность — юрист. По собственному желанию распределился в Дагестан, служил там на боевой заставе. Был участником боевых действий, приобрел опыт борьбы с терроризмом.
Год назад вернулся в Приморский край на должность государственного инспектора по госконтролю в сфере охраны морских биологических ресурсов. Занимался проверкой рыболовных судов, и не только…
Служил в пяти минутах ходьбы от дома — об этом же можно только мечтать! Купил на заработанные в Дагестане деньги квартиру, плюс нынешним летом мне должны были выделить служебное жилье. Зарплата — сто тысяч рублей в месяц (по нынешнему курсу около 33 тысяч гривен. — Авт.)
— И какая же причина заставила вас бросить свою достаточно обеспеченную жизнь и приехать в неспокойную Украину? У вас тут родственники?
— Нет, у меня здесь не было даже знакомых. Начиная с зимы, я наблюдал за событиями в вашей стране и очень симпатизировал им. По сравнению с «оранжевой» революцией, которая тогда показалась мне в какой-то степени «постановочной», в нынешнем противостоянии чувствовалась настоящая народная сила.
Еще полгода назад в России была возможность получать разную информацию из интернета и объективно воспринимать происходящее. Теперь такой возможности нет. 24 часа в сутки с телеэкранов льется ложь. Действует жесточайшая цензура. Чтобы получить доступ к украинским популярным сайтам, приходится идти на разные хитрости, менять IP-адреса, переустанавливать браузеры…
— Ложь — это всегда отвратительно. А что вас особенно отталкивало?
— Когда на экраны начали вылезать очень известные люди — артисты, писатели — и говорить: «Ну зачем нам эта Европа? Там реально все плохо. К тому же какие мы европейцы? Мы, русские, корнями азиаты!» Меня это возмущало. Мы не азиаты. Представляете, как эти люди, изъездившие Европу вдоль и поперек, одевающиеся и кормящиеся только там, не стесняются произносить эти помпезные речи? Бывшая советская пропаганда отдыхает…
И еще — глядя телевизор, у зрителя создается впечатление, что в России нет других проблем, кроме украинской. В марте у нас в Приморье в Тернейском районе выгорело целое село — так об этом ни слова. Сплошной крик о геноциде русского населения. Иногда для разнообразия покажут, как какая-нибудь кошка родила котят.
А тем временем страна летит под откос. Все разворовывается! Города еще хоть немного отстраиваются, а в глубинке вообще ничего не делается. Я ненавижу насаждаемую режимом Путина тоталитарную диктатуру. Душится свобода слова, свобода мысли. У нас можно сказать, к примеру, «Я симпатизирую геям», и за это ничего не будет. Но попробуйте открыто заявить: «Путин неправ!» — и вы тут же станете объектом преследования. За участие в митинге — тюрьма.
Хотя, мне кажется, сейчас большая часть населения искренне одобряет своего президента. Но есть и другие, которых никто не спрашивает. Когда я служил на Кавказе (там более 99 процентов населения «проголосовали» за Путина), то видел, как в ящики для голосования вкидывались уже готовые бюллетени, людям незачем было даже приходить на избирательные участки.
«Мама считает, что я поехал к «бандеровцам»
— И все же решение о переходе на сторону Украины, наверное, далось вам нелегко.
— У меня было время об этом подумать во время последней командировки, когда я провел в море 36 суток. Поэтому решение было взвешенным и выдержанным. Вернувшись домой во Владивосток, сказал об этом нескольким друзьям, маме. Девушки у меня сейчас нет.
— Как мама отнеслась к вашей идее?
— Отрицательно, причем именно по политическим соображениям. Считает, что я поехал «к бандеровцам».
— А ваше руководство? Командира части поставили в известность?
— Нет. Оформил положенные мне два месяца отпуска. Сказал, что хочу поехать отдохнуть в Крым, хотя на самом деле вовсе не собирался на полуостров. И отправился в Киев.
— Но сейчас-то командование в курсе?
— Естественно — после того как я «засветился» в украинской столице. Уже сообщили, что меня немедленно отзывают из отпуска и обязывают прибыть в расположение части 21 июля. Но, как видите, туда я не явился. Все, поезд ушел!
— Каким образом вас нашли, чтобы сообщить об отзыве из отпуска?
— Передали через бывших однокурсников, с которыми я общаюсь по viber.
— Как вы к нам добирались?
— Российско-украинскую границу пересек легально. Даже не думал, что это будет так просто. Говорили, что в Украине одиноких молодых мужчин из России снимают с поездов. На всякий случай я взял с собой только паспорт, военные документы просто перефотографировал. Но обошлось. Сунул в паспорт 500 рублей — на меня даже не глянули! Но об этом, наверное, лучше не писать? (Мой собеседник оглянулся на присутствующих при разговоре украинских спецслужбистов. — Авт.). А я думал, что придется пробираться окольными путями, взял с собой маленький рюкзачок с самыми необходимыми вещами. Потом пожалел…
«Косых взглядов из-за русского акцента ни разу не замечал»
— Прибыв в Киев, — продолжает Илья, — первоначально хотел сразу связаться с батальоном «Азов», уходящим в зону боевых действий. Не получилось. Звонил-звонил по контактному телефону, но трубку там никто не брал. Потом у меня хватило ума пойти на Майдан к палаткам. Поговорил с их обитателями. Наверное, сейчас там живут не те люди, что стояли зимой. Я бы назвал это сборище «алкомайданом». Только один из собравшихся был более или менее вменяемым. Он послушал меня и… вызвал на место сотрудников СБУ! Украинские коллеги быстренько приехали.
— И подхватили под белы рученьки?
— Ну да! — смеется Богдан. — Повезли в управление. Признаюсь, я был удивлен спокойным и доброжелательным тоном беседы. У нас могли бы и руку приложить. Потом меня отпустили. Сейчас я живу в гостинице и жду положительного решения насчет отправки на восток. Уже сам нашел батальон «Азов», познакомился с ребятами.
— Как же вы с ними общаетесь? Притеснения по поводу русского языка не ощущаете? — подколола я собеседника.
— Да что вы?! — округлил глаза Илья. — Меня все понимают, и я всех понимаю! Косых взглядов из-за русского акцента ни разу не замечал. Наоборот, раньше я никогда не встречал столько приветливых людей. Друзья из Владивостока, которым я об этом пишу, поверить не могут. Повторюсь, в российских СМИ очень много лжи про Украину. Вот пример. Одна подруга спросила меня, как я провел выходные. Ответил ей, что ездил с новыми друзьями на шашлыки. Так подруга не поверила: «Не может такого быть! Какие шашлыки?! В Киеве же голод, есть нечего!»
— С мамой общаетесь? У нее, наверное, могут быть серьезные проблемы?
— Звонил ей. Она говорит: каждый день из части приезжают, расспрашивают, что обо мне известно. Грозят возбудить против меня уголовное дело. Наверное, уже завели.
— Опасно такие шутки шутить с вашим ФСБ! Думаю, вас не простят.
— А я возвращаться не собираюсь. Когда закончится война, приму украинское гражданство.
В СБУ отмечают, что случаи перехода российских военных на нашу сторону далеко не единичны. Хотя сотрудник ФСБ, открыто заявивший о своем желании воевать на стороне Украины, действительно появился впервые.
— Со своей стороны мы не видим никаких препятствий к тому, чтобы Илья Богданов отправлялся в зону АТО, — отметила сотрудница пресс-службы СБУ Лада Сафонова. — Курировать его мы не будем, просто пожелаем парню удачи.
22830Читайте нас у Facebook