Алексей Толкачев: "Реальными декорациями для съемок фильма "Мина" стали полуразрушенные города"
Месяц длились съемки украинского короткометражного художественного фильма «Мина». Работа над ним шла в зоне АТО, а некоторые роли сыграли жители Донбасса и украинские военные. Режиссером «Мины» стал украинец Вовка Соловей, 15 лет назад обосновавшийся в Голливуде. В прошлом известный фотограф Владимир Соловьев, уехав в Америку, решил заняться кинематографом, изменив имя и фамилию. Именно Соловей на одну из главных ролей в своем фильме пригласил российскую актрису Татьяну Кравченко. Говорят, Татьяна, родившаяся на Донбассе, ни минуты не раздумывая, согласилась приехать на съемки в родную Украину. Правда, в зону АТО так и не попала. Сцены, в которых принимала участие актриса, снимались под Киевом. Для большинства сотрудников съемочной группы картина «Мина» стала первым опытом работы над большим кинопроектом. Один из продюсеров Алексей Толкачев говорит, что у группы есть уже планы на следующую документальную ленту. А пока команда, работавшая над «Миной», готовится к большой премьере фильма, которая состоится в Каннах.
— Алексей, я так понимаю, что съемочную группу «Мины» можно поздравить?
— Да, уже решено, что премьера нашей картины состоится на Каннском кинофестивале. Нас включили в программу короткого метра. Правда, принимать участие в конкурсе не будем, потому что туда могут попасть картины с хронометражем 15 минут. А у нас — 30. Понятно, что не будем рассчитывать на награду. Собственно, это и не было нашей целью. Главное — презентовать фильм и, оттолкнувшись от каннской аудитории, идти на другие фестивали.
— На каком этапе сейчас находится работа над картиной?
— Она уже смонтирована. Но в Канны мы пока подали рабочую версию. Нам надо еще дозаписать музыку, озвучку, спецэффекты. В течение месяца сделаем это, к началу мая полностью закончим фильм.
*Одну из главных ролей в фильме «Мина» сыграла российская актриса Татьяна Кравченко — уроженка Донбасса
— Каков бюджет «Мины»?
— Около 75 тысяч долларов. Для подобной картины это, так сказать, экономвариант. Обычно финансирование составляет не менее 100 тысяч долларов. Изначально мы полагали, что вообще сумеем вложиться в 50 тысяч, поэтому сейчас у нас остается дефицит более чем 20 тысяч долларов. Увеличение бюджета связано с тем, что наш режиссер Вовка Соловей живет в Лос-Анджелесе. Многие работы по монтажу и озвучке происходили именно там. На наши затраты повлияло еще и то, что деньги, которые мы собирали в Украине, были в гривнях и все время обесценивались. Часть средств нашли с помощью фонда «СПIЛЬНОКОШТ». Удалось собрать 84 тысячи гривен. Эти деньги будут частично потрачены на монтаж, спецэффекты и презентацию картины в Украине. В мае планируем сделать показы в Киеве, Харькове, Одессе. Мечтаем проехаться с картиной по Украине, чтобы ее увидели как можно больше людей. Основную финансовую затрату взял на себя украинский бизнесмен Назар Бонка. Кстати, он и сам мечтал сняться в кино. Мы даже планировали для него роль солдата, который в автобусе проверяет документы у беженцев. Но приехав в Семеновку на съемки и увидев истинную ситуацию, мы поняли, что нам нужен реальный воин. Солдаты оказались настолько колоритными и яркими, что не воспользоваться этим было нельзя.
— Где проходили съемки?
— Они длились около месяца в начале осени прошлого года. Снимали в освобожденных Славянске, Семеновке, а также в Волынской области. Реальными декорациями для съемок стали полуразрушенные города. По сути, нам ничего не пришлось специально создавать. Отчасти своей картиной хотим привлечь и продюсеров из Голливуда, которые могут сейчас приезжать в Украину. Здесь достаточно ужасающих реальных декораций, в которых можно снимать кино. Конечно, лучше чтобы этого не было, но раз уж так сложилось, то к данной ситуации тоже надо привлекать внимание.
Мы снимали в Семеновке и Славянске, когда там начинала налаживаться мирная жизнь. Конечно, увиденные разрушения потрясали. Особенно пострадала Семеновка. Больше всего меня поразил один дом, попавший в наш кадр. Это полуразрушенная пятиэтажка с проваленным подъездом. Но люди продолжают в ней жить и на веревках, протянутых на балконах, сушат белье, среди которого выделялось полотенце с большим логотипом «Версаче». Знаете, это какой-то совершеннейший сюрреализм, абсурд, который, к великому ужасу, вошел в нашу жизнь.
— Как родилась идея картины?
— Один из наших сценаристов Алексей Гавриленко хотел показать морально-этический и культурный облик людей в критической ситуации, когда некто наступает на мину. Честно говоря, идея родилась, но не было еще четкого понимания, что это за мина, откуда она взялась. Это произошло в начале лета. В Киев из Америки прилетел наш друг, режиссер Вовка Соловей, уроженец Херсона, который уже 15 лет живет в США. Он и предложил связать эту идею с реальными событиями, происходящими в Украине. Мы решили показать не саму войну, а отношения между людьми на фоне страшной трагедии.
В то время на востоке Украины начались активные боевые действия. Соловей приехал, когда наши войска освободили Славянск и Семеновку. Мы хотели сразу же поехать на Донбасс, чтобы снимать в поле, где стояла еще не собранная пшеница. Три недели съемочная группа вместе с режиссером провела на освобожденной территории. Помню, Соловей вернулся и сказал: «Там, в полях, мы снимать не сможем». Оказалось, что во время боевых действий практически все поля были заминированы. К сожалению, эхо войны будет аукаться еще десятилетия. Поэтому съемки в поле решили проводить под Киевом.
— Главную роль в картине сыграл малоизвестный киевский актер Слава Никоноров. Как он попал в фильм?
— Найти парня, который сыграет главного героя Гену, оказалось большой проблемой. Роль должна быть отыграна эмоциями, мимикой, практически без слов. Нам требовался актер, который не просто сыграет, а проживет ситуацию. Честно говоря, когда я прочитал сценарий, то первым, о ком подумал, был актер театра «Черный квадрат» Слава Никоноров. Я много раз видел его блестящие роли на сцене. Хотя изначально, по замыслу создателей картины, главному герою должно было быть 14 лет. Но когда мы увидели на кастинге Славу Никонорова, поняли, что другого актера искать смысла нет и специально под него подкорректировали сценарий.
На роль матери главного героя наш режиссер пригласил российскую актрису, уроженку Донбасса, Татьяну Кравченко. Честно говоря, сейчас мы все переживаем, неизвестно, как на ее карьере отразится участие в украинском проекте. Татьяна согласилась сразу, ей очень понравилась идея. По сценарию, Гена убегает в Киев от родителей, своего окружения, чтобы продолжать учиться на художника в столице. Чтобы его никто не заметил, он идет не по главной дороге, а через поле. И в этот момент наступает на мину. Здесь его и находят родители, соседи, ребенок, который, воспользовавшись беспомощностью Гены, крадет у него мобильный телефон.
— А герой стоит на мине и не может пошевелиться?
— Ну да. Вокруг него происходят многие интересные сцены, раскрывающие отношение к человеку в нашем обществе, стране. Подавая заявку на Каннский фестиваль, мы даже думали написать, что наш фильм о войне, которая происходит внутри каждого из нас.
— Гена выживает?
— Пусть это останется интригой. По сценарию, населенный пункт нашего героя не особо пострадал от войны. Но там настолько ужасающая атмосфера, что Гена решает бежать. А первая часть фильма начинается как раз с кадров разрушенных домов, улиц и реальных людей, которые садятся в автобус, чтобы убежать от войны.
— Какие тогда были настроения у местного населения?
— Мы сталкивались с тем, что людям было все равно, кто куда придет. Главное, чтобы не стреляли. В картину вошла фраза ребенка, услышанная нами на Донбассе. Малыш, обращаясь к маме, говорит: «Мамо, голова казав, шо ми Росiя! А вчора знову пiдняв український флаг». Это еще раз подтвердило, что многие люди не идентифицируют себя с определенной нацией. Поэтому слоган нашего фильма: «Разминируй свое сознание». Момент, когда автобус с беженцами останавливают военные, мы снимали на реальном блокпосту. Боец, проверяющий у людей документы, тоже настоящий. Очень колоритный, смелый человек. Кстати, он с удовольствием согласился поучаствовать в кино. Мы видели, что для ребят на блокпосту наши съемки — хоть какая-то отдушина. Ведь в то время напряжение там просто зашкаливало…
1942Читайте нас у Facebook