Дочь Михаила Ткача: "Папа очень любил свою песню "Марiчка". Она стала в его жизни судьбоносной"
Если бы Михаил Ткач написал только одну свою песню «Марiчка», его имя уже вошло бы в сокровищницу украинской культуры. Первым исполнителем шедевра, созданного в соавторстве со Степаном Сабодашем, был Дмитрий Гнатюк. Затем «Марiчку» пели и Назарий Яремчук, и Василий Зинкевич.
Михаил Ткач также написал слова песен «Ясени», «Бiлi лебедi», «Якщо любиш — кохай», «Зоряна ніч», «Снiг на зеленому листi», «Сину, качки летять», «Вино печалi», «Доленько моя»… Среди его соавторов были выдающиеся украинские композиторы Платон Майборода, Александр Билаш, Игорь Шамо, Игорь Поклад…
Судьба отмерила Михаилу Ткачу 74 года.
О том, каким он был человеком, «ФАКТАМ» рассказала младшая дочь поэта Леся Ткач.
*Леся Ткач: «Сейчас понимаю, насколько счастливым ребенком я была»
— В преддверии 85-летия отца в Киеве на доме номер 13 по улице Прорезной, где он жил в последние свои годы, открылась мемориальная доска, — рассказывает Леся Ткач. — А мое детство и юность прошли в доме на Крещатике, 15, который находится в Пассаже. У нас была большая четырехкомнатная квартира на шестом этаже с двумя балконами. По соседству жили руководитель хора имени Веревки Анатолий Авдиевский, известная телеведущая Тамара Стратиенко. Из окон нашей квартиры открывался прекрасный вид. Они выходили прямо на Крещатик.
— Все знали, что ваш отец очень любил столицу Украины, которой вместе с Игорем Шамо посвятил песню «Тільки в Києві», где есть замечательные строки:
«Тільки в Києві — цвіт каштанів золотий.
І Дніпро, як мрія, голубий.
Тільки в Києві молодію серцем я,
Київ мій — любов моя».
— Родился папа в селе Лукачаны на Буковине, но становление его как поэта произошло именно в Киеве. Закончив в Москве Высшие курсы Литературного института имени Горького, приехал в столицу Украины и именно здесь утверждался в поэтическом и песенном жанре. Это был конец 50-х годов прошлого века. Отец много путешествовал по миру, часто бывал в Канаде, США, но всегда повторял, что нет такого места на земле, которое могло бы заменить ему Украину, родной язык. Незадолго до кончины он написал такие слова: «Моя рiдна Україна, мiй пiсенний край»…
— Леся, а какое произведение отца у вас любимое?
— Сложно сказать. Мне нравятся многие его стихотворения. Но, пожалуй, одно из самых любимых — «Мама Марія», посвященное моей бабушке.
«Зачинаю свій день з дорогого ім’я,
Воно як сподівана мрія,
Як хлібові й сонцю молитва моя —
Мама Марія, мама Марія…»
Своей маме папа посвятил не одно стихотворение. Она родила его совсем юной — в 16 лет. И только благодаря ее любви и заботе отец выжил. Родился он очень слабеньким. Все думали, что умрет. Даже пришлось обращаться к местной знахарке. Та порекомендовала искупать ребенка в специальном отваре карпатских трав. И папа стал крепнуть. Уже будучи известным поэтом, отец при каждом удобном случае ездил к родителям в родное село. По его словам, это был для него островок любви и доброты. В Лукачанах ему лучше всего писалось. Все песни отца пронизаны любовью к родной земле… Они очень теплые и душевные. У папы была мечта организовать всеукраинский народный хор, с которым он хотел отправиться в кругосветное путешествие, чтобы весь мир узнал Украину именно через песенное творчество. По этому поводу он говорил: «Песня словно маленькая пчелка, которая может поднять на своих крыльях даже слона». Ему очень хотелось, чтобы как можно больше людей услышали красоту украинской песни.
— Михаил Николаевич был ведь не только талантливым поэтом, но и сценаристом, участвовал в создании нескольких кинокартин об Украине.
— В наследии отца около 30 сценариев документальных, короткометражных и художественных фильмов, более полутора десятка поэтических и песенных сборников. Когда папа работал над сценарием документального фильма о народных промыслах Карпат, в путешествие отправился с композитором Игорем Покладом, с которым был очень дружен. Взбираясь на верховины, они любовались красотой гор. И, конечно же, восторгались тем, насколько талантливы местные мастера: художники, резчики по дереву, вышивальщицы…
— Ваш отец верил в судьбу?
— Он верил в Бога, читал Библию, старался соблюдать заповеди Божьи и никому не делать зла.
— В его жизни случались чудеса?
— Считаю, что папа прожил счастливую жизнь и был удачливым человеком. Вспоминается такой случай. Папа был большим автолюбителем и на своей машине ездил даже в ближайшую булочную. И вот как-то его автомобиль… угнали. Конечно, он расстроился. Сразу же обратился в милицию. Там, узнав, что он автор песни «Марiчка», пообещали, что обязательно машину разыщут — мол, это вопрос чести. И через три дня автомобиль действительно нашли.
— Как Михаил Николаевич относился к славе?
— Конечно, папе было приятно, что его песни знают и любят. Но он абсолютно не был тщеславным человеком. Был очень добрым, помогал землякам. Так как моя мама работала врачом-офтальмологом, к ней нередко приезжали папины односельчане и очень часто останавливались у нас дома. А еще папина сестра Надежда рассказывала вот какую историю. Однажды мой отец, будучи на Буковине, поехал на машине в соседнее село за картошкой. Продавец, увидев киевские номера, поинтересовался: «Вы из столицы?» Папа ответил, что сейчас живет в Киеве, но родом из Лукачан. Продавец отметил, что Лукачаны хоть и маленькое, но известное село: там родился поэт, который написал «Марiчку». Стал ее напевать. А потом добавил: «Кстати, этот поэт, как и вы, тоже в Киеве живет». Но папа так и не признался, что именно он автор знаменитой «Марічки».
— Первое образование у вашего отца медицинское. И именно в период обучения в мединституте Михаил Ткач написал свою знаменитую «Марiчку»…
— Все так. Папа был на практике в городе Путила. И там посвятил стихи девушке, работавшей в столовой районной больницы. Звали ее Маричкой. Никаких романтических отношений у них не было. Просто папины однокурсники в шутку сказали: «Напиши о Маричке песню — будет еще лучше нас кормить». Он и написал. Песня стала всенародно любимой. На концертах зрители всегда просили исполнить ее на бис. К слову, на вечере, посвященном 50-летию песни, который проходил в Киеве в Национальном дворце искусств «Украина», публику ждал сюрприз. На сцену вышла та самая Маричка, которой папа посвятил лирические строки. Это был очень трогательный момент.
— Отец не рассказывал, почему он решил стать писателем, поэтом-песенником?
— Его родители очень хотели, чтобы сын стал врачом. В то время это была одна из самых почитаемых профессий. К тому же вспоминали случай, когда в детстве у папы случился аппендицит и им пришлось везти ребенка за 40 километров в районную больницу. Еле успели спасти! Мысль же стать писателем у папы появилась еще в ранней юности. Он любил читать книги, декламировать стихи, петь песни.
— Не жалел, что не связал свою жизнь с медициной?
— Нет, папа сам говорил, что его сердце поставило другой диагноз — лечить словом, а врачей у нас в семье и так достаточно. Мой брат Сергей стал замечательным доктором. И мама моя, как я уже говорила, лечила людей. Но, кстати, и о самом отце друзья говорили: «Михайло Ткач — поэт и врач».
— Каким человеком ваш отец был в быту? Как одевался? Что любил есть?
— Одежду предпочитал удобную. Любил хорошие вещи, хотя франтом не был. Радовался как ребенок, когда мы, его дети, дарили ему что-то из одежды. Он сразу это надевал и всегда с удовольствием носил. Всю свою жизнь очень любил носить вышиванку, она была для него лучше самой нарядной рубашки. А что касается еды, моя мама хорошо готовила. Причем минут за пятнадцать умудрялась накрыть стол даже на большую компанию гостей, которые часто приходили к нам неожиданно. Папе нравились вареники с капустой, творогом, картошкой и шкварками. И эта любовь к вареникам передалась и мне, и моей дочери. Когда приезжаем к моей тете Наде в Черновцы и она спрашивает, что нам приготовить, мы в один голос отвечаем: «Вареники!» К слову, был у папы и фирменный напиток собственного приготовления — ореховый бренди «Рукопис». Им он любил угощать друзей и коллег.
— Кто из знаменитостей бывал у вас в гостях?
— После концертов у нас собирались многие артисты, композиторы, поэты. Все те, кого люди привыкли видеть на экранах своих телевизоров, сидели у нас дома за столом. Бывали у нас Назарий Яремчук, Игорь Поклад, Игорь Шамо, Александр Билаш, Дмитрий Гнатюк…
— У вашего отца было хобби?
— Он любил ездить на охоту, рыбалку. Помню, как ночью с фонариками на Киевском море мы ловили раков. В Зазимье у нас была дача. Папе там очень нравилось. Когда смотрел на Десну, цитировал Александра Довженко: «Зачарована Десна!» Природа отца всегда вдохновляла. У него есть даже сборник «Зазимье». Папа любил путешествовать по Украине. В машине мы часто пели. И я всегда удивлялась, сколько же песен он знает! А еще папа был великолепным рассказчиком.
— Какая черта характера отца вас поражала?
— Все, с кем он работал, становились его друзьями. Папа умел дружить. А еще поражало, как он любил жизнь. Его радовало все: вкусные вареники, яркое солнце, хороший анекдот, победа футболистов киевского «Динамо», за которое он болел…
— Отец часто делал вам подарки? Какой особенно запомнился?
— Сейчас понимаю, насколько счастливым ребенком я была. Сколько любви и тепла получала от отца и мамы. Помню, как папа подарил мне большого немецкого пупса. Им приходили ко мне играть дети со всего двора. У меня была няня. Когда мы выходили с ней на прогулку, я брала с собой пупса. Тогда такие игрушки были редкостью, и меня знали уже и во дворе, и в ближайших магазинах. Продавцы спрашивали: «Леся, как дела?» Я отвечала: «Хорошо. Мой папа сейчас в Румынии». А вечером в магазин заходила мама и продавцы говорили ей, дескать, знают, что сейчас Михаил Николаевич находится в заграничной командировке. К слову, папа прекрасно разговаривал на румынском языке, переводил румынскую поэзию.
— За рубежом папа покупал вам какие-то особые подарки?
— Когда мне было лет десять, он привез для меня очень красивую шубку ярко-апельсинового цвета из искусственного меха. Эта вещь мне очень нравилась, я ее долго носила. Потом даже из нее сделала себе полушубок, я всегда любила шить. Конечно, большой радостью были мои первые джинсы.
— Какое из собственных произведений ваш отец любил больше всего?
— Очень любил песню «Марiчка». Она стала в его жизни судьбоносной, прославив на весь мир. Даже мою старшую сестру назвал этим именем. Маричка стала музыкантом. От первого брака у папы было два сына. К сожалению, Ярослав умер, а Сергей — один из лучших врачей-гастроэнтерологов в Украине, профессор, доктор наук. Он светило медицины — его труды изучают студенты в мединститутах. У папы — трое внуков, все уже взрослые. Сын Сергея Олег стал прекрасным пластическим хирургом. Дочка Марички Оля работает в педагогическом вузе, а моя дочь Настя уже более десяти лет живет в США, она замечательный программист, хотя по своему диплому физик.
— Что бы вы сказали отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Спасибо тебе, что подарил мне жизнь. Спасибо, что научил всему, что я умею. Но самое главное — мне тебя так не хватает!..
1632Читайте нас у Facebook