52-летняя женщина падает от резких звуков 15-20 раз в день, поэтому вынуждена носить шлем и наколенники
«Из-за серьезных травм мне пришлось сесть в инвалидную коляску»
Валентина надевает на голову шлем, налокотники и наколенники — в таких обычно дети катаются на роликах. Врач включает диск, на котором записаны громкие звуки: шум работающей дрели, плач ребенка, лай собаки, телефонный звонок, стук молотка. Вокруг Валентины в спортивном зале, где проходит сеанс, лежат мягкие маты. Здесь женщина заново учится стоять, удерживать равновесие, ходить и не бояться громких звуков. В июне пациентку привезли в столичный центр психотерапии и медицинской психологии в инвалидной коляске. Шесть лет назад от громкого выхлопа автомобиля на улице Валентина потеряла равновесие и упала. С тех пор она так реагирует на любой неожиданный звук.
- Иногда за день могла 15-20 раз упасть, поэтому дочки провожали меня на работу, а там кто-нибудь из сотрудников встречал и вел к рабочему месту, — рассказывает 52-летняя Валентина. — Но уже через год я была вся в шрамах: то голову рассеку, то колено разобью. Чувствовала себя совершенно больной и слабой, постоянное ожидание, что вот-вот упаду, меня выматывало. Пришлось оставить работу, я получила вторую группу инвалидности. Пробовала ходить, опираясь на палку, но она не уберегала меня от падений. Стала надевать шлем и наколенники, передвигаться с ходунками, потом пришлось сесть в инвалидную коляску. Но я даже в ней привязывала себя к спинке, чтобы не выпасть. Когда слышу громкий звук, падаю молниеносно, не успеваю ни за что ухватиться. Осознаю произошедшее, только когда уже лежу на полу. В психоневрологическом диспансере пациенты, страдающие депрессией, выздоравливали, глядя на меня. Говорили: «Слава Богу, я хотя бы хожу». Если бы вы знали, как я мечтаю снова стать свободной — просто выйти из дому и идти, куда захочется.
- У Валентины невротическое расстройство двигательной функции, которое называется «астазии-абазии», что в переводе с латыни означает «не может стоять — не может ходить», — говорит заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии Киевской городской клинической психоневрологической больницы Ь 1 Леонид Юнда. — Женщина ушла в болезнь, а причины этого коренятся в ее прошлом. До того как Валентина заболела, она работала на заводе автоматики имени Петровского. В те годы зарплату сотрудникам выплачивали с задержками, муж женщины пил, и ей самой приходилось растить троих детей. Когда одна из дочек серьезно заболела, Валентине надо было доказывать на заводе, что заработанные деньги ей жизненно необходимы — ребенку требовалась операция. Проблемы накатывались как снежный ком. Очередная неприятность могла стать последней каплей. Из-за истощения нервной системы у женщины возникло состояние, когда даже легкий шорох вызывал раздражение и усиленную на него реакцию. Однажды Валентина вышла с работы и, услышав резкий громкий выхлоп автомобиля, потеряла равновесие и упала. Когда подобное повторилось еще несколько раз, у нее возник страх и ожидание очередного падения. Такая реакция закрепилась в мозге, стала отработанным рефлексом. Женщине нужно было сразу обратиться за помощью к психотерапевту. Теперь невротическое расстройство уже стало частью личности пациентки. Поднять на ноги больную сложно, но уже на второй день пребывания в отделении она встала с коляски, сейчас ходит без сопровождения. Но полностью излечиться — значит, снова столкнуться с проблемами, которые и стали причиной болезни. Если человек с помощью болезни подсознательно отгородился от трудностей, для него нужно заново создать мотивацию, чтобы он выздоровел, то есть помочь найти смысл в жизни. Это длительная работа с психологом и психотерапевтом.
«Врачи сказали, что такие больные, как я, выздоравливают»
У Валентины на скуле ссадина, женщина показывает мне шишки на локтях, коленях, щиколотках.
- Когда падения только начались, я пошла к невропатологу, потом к психотерапевту, но в ответ услышала: мол, вы все придумываете, — продолжает Валентина. — В лучшем случае врач выписывал успокоительные средства. Я понимаю, что мой образ жизни привел к тому, что со мной теперь происходит. Но тогда у меня не было сил что-то менять. Сейчас удивляюсь: почему не искала другую работу, не развелась с мужем раньше?
Родные и приятели Валентины собирали деньги ей на обследование и лечение. Женщине сделали магнитно-резонансную томографию головного мозга. К счастью, опухоль не обнаружили. Врач посоветовал обратиться в центр психотерапии и медицинской психологии.
- Здесь мне сказали волшебные слова: «Мы вас понимаем», — говорит женщина. — Объяснили, что такое случается и люди выздоравливают. Я почувствовала себя уверенно. Уже через несколько дней сама пошла в столовую, на сеансы. Но на улицу пока одна не выхожу. Боюсь.
- Страхи присущи всем людям, это наша защита, — говорит врач-психотерапевт Евгений Онищенко. — Например, все боятся обжечься, поэтому стараются не прикасаться к горячим предметам. Если же состояние страха заполняет все сознание, человек не может адекватно реагировать на происходящее, и развивается фобия. Такие невротические расстройства свойственны тревожно-мнительным и демонстративным личностям. Первые чрезмерно беспокоятся о состоянии своего здоровья. А вторым нужно быть в центре внимания, чтобы ощущать собственную значимость. Валентине по ее складу характера необходимо было как-то реализовываться, она нуждалась в повышенном внимании. Женщина старательно трудилась, но на работе ее не оценили, вдобавок в семье пришлось терпеть унижения. В такой ситуации человек начинает использовать болезнь как щит от внешнего мира. Необычным образом он получает от окружающих то, что ему нужно. Механизм развития недуга очень тонкий, долгое время человек может быть на грани. Сейчас Валентина окружена вниманием, заботой, но какой ценой? На индивидуальных сеансах вместе с психологом и психотерапевтом ей помогают осознать происходящее. Пациентке подобрали медикаментозную терапию. Она обучилась комплексу аутореабилитации, который позволяет с помощью дыхания расслабиться и контролировать эмоциональное состояние. В нашем центре для лечения нервных расстройств используется компьютерная коррекция биоэлектрической активности мозга. Во время сеанса специально подобранные звуковые и цветовые импульсы синхронизируют работу всего мозга, и у пациента улучшается самочувствие.
- Невротические расстройства — это болезни цивилизации, — продолжает Леонид Юнда. — Образ жизни современного человека, особенно в крупных городах, — это ежедневные стрессы. Пока резерва внутренней стабильности хватает, чтобы справляться с ними, все в порядке. Если же источник иссякает, человек нередко уходит в болезнь, проявления которой могут быть самыми разными: фобии, депрессии. Сегодня существует много научных работ, объясняющих, как различные психологические проблемы могут вызывать реальные заболевания. Например, люди, которые страдают хроническими бронхитами, нередко признаются, что испытывают недостаток внимания к себе и таким образом просят окружающих помочь им в решении каких-то проблем. Если человек часто болеет, жалуется на недомогание, слабость, это повод обратиться к психологу или психотерапевту. Возможно, врач поможет разобраться, что следует изменить в жизни, чтобы не доводить себя до крайности.
320Читайте нас у Facebook