ПОИСК
Події

«мы с женой оставили квартиру в киеве детям, а сами поселились в автомобильном прицепе на берегу днепра»

0:00 29 листопада 2006
Повышение коммунальных тарифов не волнует Бориса Мороза и его жену Валентину. Топливом они запасаются в лесу, воду берут из реки и бювета

На Жуков остров к дяде Боре (так предложил себя называть бывший компьютерщик 65-летний Борис Александрович Мороз) и его жене Валентине мы ездили в минувший четверг, когда под столичной мэрией проходили массовые акции протеста киевлян против повышения тарифов на коммунальные услуги.

- Нас эта проблема не касается, ведь мы с супругой от благ цивилизации зависим мало, — говорит дядя Боря.  — Живем в автомобильном прицепе-трейлере, отапливаем свой дом на колесах печкой-буржуйкой, дрова для нее запасаю в соседнем лесу. Воду для стирки, мытья беру из Днепра, а для питья — из бювета. Езжу на Корчеватое (жилой массив столицы.  — Авт. ) к бювету на своем УАЗе. Есть и гараж оригинальной конструкции: стены я сделал из пластиковых бутылок. Идемте, сейчас увидите мои владения.

«Предыдущий дом сколотил из двух лодок»

Кроме дяди Бори и Валентины, на лодочной станции Жукова острова еще несколько десятков людей живут в домиках, собранных из подручных средств. У многих есть огороды, а у некоторых городские квартиры, но возвращаться в многоэтажки, отрываться от природы эти люди не хотят.

Дядя Боря подводит нас к деревянному сооружению, похожему на подводную лодку. В необычном домике есть крыльцо, занавешенное гирляндами жестяных банок из-под кофе.

РЕКЛАМА

- Сейчас здесь моя мастерская, а раньше был наш дом, — объясняет Борис Мороз.  — Я сделал его из двух больших лодок, кем-то брошенных. Поставил одна на другую, вот и получилось отличное жилье. Гирлянды из банок заменяют звонок: если кто-то заходит на крыльцо, банки гремят, предупреждают, что пришел гость. Сейчас у нас гораздо больший и комфортабельный дом — бывший прицеп-холодильник от чешского грузовика «Алка», в нем раньше перевозили мясо. Я купил его за 1200 долларов. Вообще-то денег у меня не было, был автомобиль БМВ. Машина отличная, но не для Жукова острова. Здесь дороги грунтовые, яма на яме, то баком ударишься о землю, то выхлопной трубой. Вот я и продал БМВ за 2500 долларов, а на эти деньги приобрел рефрижератор под жилье, российский джип УАЗ, да еще и небольшой прицеп к нему.

Подходим к дому-рефрижератору. У двери висит рында — корабельный колокол. Дядя Боря им очень гордится, для него, человека, связанного с рекой, это вещь знаковая. Он говорит, что ударом в колокол жена зовет его обедать. Дом разделен на две комнаты. В столовой прорезаны окна, есть умывальник, стол, стулья, шкаф для посуды, газовая плита с баллоном, печка-буржуйка, а также холодильник и торшер (жилище электрифицировано). Одной заправки газового баллона семье хватает на три месяца. А питьевой воды дядя Боря привозит на своем джипе сразу литров по 200.

РЕКЛАМА

- Стены рефрижератора толстые — 25 сантиметров, заполнены теплоизолирующим материалом пенопластом, — продолжает дядя Боря.  — Так что достаточно два раза в сутки протопить буржуйку, чтобы даже в лютый мороз в доме постоянно было 22-25 градусов тепла.

В спальне стоит современный телевизор с плоским экраном. Хозяин нажимает на кнопку включения. «Видите, какое хорошее качество изображения? Это потому, что я смастерил классную антенну», — говорит он. Стены украшены внушительных размеров электронными часами, скульптурами из дерева (работы дяди Бори). Здесь же красуется высушенная и покрытая лаком голова 15-килограммовой щуки, выловленной хозяином. В доме царит идеальная чистота, на вещах, далеко не новых, нет ни пылинки.

РЕКЛАМА

- Многое здесь я сделал своими руками — очень люблю под музыку мастерить, возиться со всякими железками, — рассказывает Борис Александрович.  — Я даже яхту собственной конструкции построил, в ней мы 17 раз плавали в Канев, и лодку с электромотором. Тока в ее аккумуляторах хватает на 70 километров пути. Наши дети и внуки живут возле станции метро «Левобережная», так мы к ним на электролодке доплываем часа за полтора. Хватает электричества на поездку в оба конца. А подзарядить аккумуляторы можно от обычной бытовой сети напряжением 220 вольт.

«Когда на лодочной станции освободилась хибара, я решил жить в ней»

29s05 DSC_3550.jpg (25710 bytes)Яхта Бориса Александровича оказалась маленькой (не идет ни в какое сравнение с роскошными парусниками состоятельных людей), но тщательно ухоженной. Как получилось, что дядя Боря с супругой оставили городскую квартиру и ушли жить на остров?

- В советские годы я обслуживал большие электронно-вычислительные машины, дослужился до начальника вычислительного центра Министерства энергетики Украинской ССР, — вспоминает Борис Мороз.  — Мы с Валей (к сожалению, она не захотела общаться с журналистами.  — Авт. ) коллеги. Она окончила физико-математический факультет Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко, работала программистом, защитила кандидатскую диссертацию, в Москве на ВДНХ получила серебряную медаль за одну из своих программ. Казалось бы, зачем что-то в жизни менять? Но я стал глохнуть на одно ухо. Врачи сказали, что вероятная причина тому — моя работа. Я тогда как раз купил польскую надувную лодку «Пеликан», мы стали путешествовать на ней по Днепру. Получали массу удовольствия, вот и стала закрадываться мысль: а не махнуть ли рукой на престижную работу, должность, хороший оклад (получал 500 рублей в месяц) и устроиться бакенщиком или лодочником на реке? На сберкнижке было больше пяти тысяч рублей, так что я знал: не пропадем.

Однажды увидел объявление, что начальнику лодочной станции на Жуковом острове Валерию Мальцеву нужен заместитель. «Вот он, — подумал, — мой шанс». Валерий Тимофеевич взял меня к себе в замы. Вскоре он пошел на повышение, и я стал начальником лодочной станции. Со временем здоровье начало улучшаться. Все бы ничего, да только дорога на работу и домой отнимала очень много времени — часа четыре в оба конца. Так что когда на лодочной станции освободилась хибара, я поселился в ней. Поначалу домой ездил через день, а потом стал появляться там все реже и реже. Валя, конечно, взбунтовалась, но назревавший скандал закончился как нельзя лучше: квартиру мы оставили детям, а сами переселились на Жуков остров. Валю я взял на работу бухгалтером, а сам был и начальником, и водителем амфибии. Утром людей в кабинете принимал, после обеда садился за руль армейского плавающего вездехода и с его помощью спускал лодки на воду. Кстати, за нашей нынешней амфибией лично ездил на завод в Николаев, это было еще до введения гривни. Тогда я вез в чемодане 1 миллиард 200 миллионов карбованцев! По тогдашнему курсу это было пять с лишним тысяч долларов. Через пару лет ушел с должности начальника, стал матросом и водителем, а летом нынешнего года уволился окончательно — возраст берет свое.

Только не думайте, что я уже дряхлый старик. Сил еще достаточно. Могу и мотор перебрать, и с хозяйством управиться. Генетика у меня завидная: отец дожил до 90 лет, а мама, слава Богу, жива, ей сейчас 92. До сих пор сама и на базар ходит, и еду готовит, и в доме убирает. Знаете, меня удивляет, что пенсионеры в городе сходят с ума оттого, что нечем заняться. Ведь у меня дел невпроворот, даже на рыбалку сходить некогда. От нехватки общения тоже не страдаю: владельцы лодок приходят ко мне ежедневно, кто просто поболтать, кто с просьбой что-либо отремонтировать, одолжить инструмент. Другой жизни себе уже не представляю и эту ни на что не променяю. В Киев мы с женой ездим раз в месяц — повидать родных, помыться в ванной, получить пенсию. В городе я настолько выматываюсь, будто вагон с углем разгрузил. Да и дышать там нечем, смог. Здесь же природа, воздух упоительный… Я в день выкуриваю пачку сигарет, а то и полторы, но на самочувствие это не влияет. А стоит закурить в Киеве, сразу выбрасываю сигарету: не идет.

- Кто ваши соседи?

- В основном старушки, мужья которых умерли. Бывшие работники лодочной станции, некоторые из них, впрочем, продолжают трудиться до сих пор. На зиму остаются не все, многие переселяются в городские квартиры. Ведь в дощатой хибарке в морозы несладко, а пополнить запас дров для обогрева бабулькам бывает сложно, да еще когда снега наметет.

Нынешние сотрудники лодочной станции рассказали корреспондентам «ФАКТОВ», что, возможно, и станция, и жилища местных «дачников» пойдут под снос. Серьезные товарищи на престижных иномарках стали здесь частыми гостями. Приезжают на разведку — разобраться, можно ли использовать это место для строительства коттеджей.

- У меня дом на колесах, могу в любое время уехать куда угодно. Только вряд ли буржуям удастся захватить остров, он ведь заповедный, — на прощание сказал дядя Боря.  — К тому же здесь проходят три высоковольтные линии электропередач, газопровод. Какие-либо дополнительные коммуникации запрещены. Из-за этого сюда даже телефонного кабеля не подводят, еще с советских времен пользуемся радиотелефоном.

358

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів