ПОИСК
Події

Детали поднятого в черкасской области со дна реки американского танка «шерман» крестьяне 60 лет использовали в хозяйстве

0:00 2 листопада 2004
В ближайшие дни раритетная находка времен Второй мировой войны будет доставлена в Киев

Как уже сообщали «ФАКТЫ», на минувшей неделе археологам удалось в Черкасской области поднять из превратившейся в болото речушки Гнилой Тикич американский танк «Шерман» времен Второй мировой. Первое, что мы увидели, подъехав в селе Побойная Жашковского района к речке, -- огромный армейский тягач, предназначенный для перевозки стратегических ракет (в советские времена подобная техника была украшением военных парадов на Красной площади в Москве). Машину-колосс «исследовала» местная ребятня. Взрослые были заняты не менее увлекательным делом: собравшись на пригорке, наблюдали, как столичные специалисты поднимают из реки «Шерман», подбитый на льду Гнилого Тикича зимой 1944 года. А «стратегический» тягач сюда пригнали, чтобы увезти на нем танк в Киев. Самое пристальное внимание местных жителей было приковано к аквалангисту. Он по часу не выходил из воды, а выбравшись на берег, лил за пазуху горячую воду и, не снимая черного резинового костюма, грелся у костра.

«Шерман» был подбит, даже не успев вступить в бой»

-- … Помню я того механика-водителя, невысокого худощавого человека, который спасся, когда немцы подбили этот танк, -- рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» местный житель Владимир Степанюк. -- Мне тогда было семь лет. А наша хата вот здесь, на пригорке, стояла. Солдат, которого ранило в бедро, приполз к нашему соседу. Рассказал, что его товарищи погибли. Весь экипаж призвали в армию за несколько недель до этого. Советские войска освободили их село Вапнярку в Винницкой области, и мужчин, способных держать в руках оружие, забрали в солдаты. Тех, кто имел отношение к технике, отправили в танковую часть. Показали, как заводить мотор, заряжать, целиться, стрелять, и сразу же бросили в бой под нашим селом. Солдат тот так и не спасся -- через несколько дней эсэсовцы проводили в селе облаву, нашли его и расстреляли.

-- В «Шермане», похоже, и вправду был неопытный экипаж: в танке аквалангист Вячеслав Козенко обнаружил практически не использованный боезапас снарядов -- не менее 50 штук, -- говорит директор департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. -- Значит, танк даже не успел вступить в бой -- почему-то заехал на лед (похоже, неопытные танкисты не сориентировались в обстановке), где его и расстреляла самоходка противника. Вражеский снаряд пробил башню, ее оторвало. Обычно в таких случаях «Шерманы» взрывались изнутри, поскольку при работе двигателя (этот танк ездит на бензине) в кабине скапливались пары топлива. Когда внутрь влетал снаряд, происходил взрыв. У советских Т-34 подобного не было: от удара снаряда могли погибнуть все, но танк не взрывался. Новый экипаж мог сразу же вести его в бой, не заделывая пробоины.

-- Погибшие возле села Побойная девять «Шерманов» участвовали в попытке наших не выпустить из окружения немецкие армии, попавшие в «котел» в ходе Корсунь-Шевченковской операции, -- продолжает Сергей Воронов. -- Немцы тогда собрали в единый «кулак» все оставшиеся у них танки, посадили на броню пехотинцев и пошли на прорыв. Удержать их пытались даже с помощью конного полка донских казаков. Выжившие тогда немецкие солдаты описывают в мемуарах почти сюрреалистические сцены -- кавалеристы скакали между «Тиграми» и «Фердинандами», пытаясь достать клинками пехоту.

РЕКЛАМА

Прежде ни одного участвовавшего в бою «Шермана» не находили. В России сохранились лишь две такие машины, но они так и не были отправлены на фронт. Так что наш танк (после реставрации он будет храниться в Музее Вооруженных сил Украины) в какой-то степени уникален. Мы, пожалуй, не станем даже заделывать пробоину в башне. Стоимость этого «Шермана» на коллекционном рынке -- не менее миллиона долларов. И это далеко не самый дорогой раритет -- за немецкие танки времен войны коллекционеры платят вдвое-втрое больше.

Танк сохранился в болотистой грязи практически в идеальном состоянии

Больших усилий на реставрацию «Шермана» затрачивать, похоже, не придется. Донный ил оказался отличным консервантом: металл не заржавел, прекрасно сохранилась краска, которой покрыты броня и внутренние детали. Такое впечатление, что танк затонул не 60 лет назад, а, скажем, на минувшей неделе. Однако обязательно придется покрыть поверхность машины консервирующими составами, ведь обычно металл и кожа, долго пролежавшие в болоте, на открытом воздухе быстро разрушаются -- темнеет краска, появляется ржавчина.

РЕКЛАМА

Специалисты говорят, что такой фантастической сохранности танка в болотной грязи способствовал сероводород -- дно Гнилого Тикича илистое, топкое, берега заросли высоченным, в полтора человеческих роста, камышом. Танк лежал на глубине около четырех метров.

-- Часть оборудования «Шермана» была снята местными крестьянами еще в первые послевоенные годы, -- продолжает Сергей Воронов. -- Увели даже пулемет. Найти нам его, похоже, не удалось. Зато обнаружили части трака -- запасного куска гусеницы. Его до сих пор использовали в хозяйстве на одном из подворий. Кстати, оружие в Побойной находят до сих пор -- заходим мы к одному из крестьян расспросить о «Шермане» и видим: племянник хозяина, уже взрослый детина, пилит ножовкой снаряд. Выходит из хаты дед -- и в крик: «Ты что творишь, разве так надо делать?» Берет снаряд да как лупанет им об угол. «Вот так, племяш, надо боеголовку отсоединять -- меня красноармейцы этому в 44-м научили!» -- не без гордости заявил дедуля.

РЕКЛАМА

«Шерман» поднимали из Гнилого Тикича с помощью армейского тягача. Оторванную взрывом башню удалось вытащить без особых проблем. А вот с шасси пришлось порядком повозиться. Тем более что в доступной осмотру корме (в нее удалось забраться аквалангисту) оказались снаряды. Извлечь их решили, вытащив танк на берег. Когда «Шерман» потянули, над водой показался вначале «остров» из грязи и камышей -- танк толкал перед собой гору донного ила. Его пришлось размывать из брандспойтов. Когда очистилась выглядывавшая из-под воды носовая часть, на ней оказались отлично сохранившиеся надписи на английском.

-- Предстоит немало потрудиться, чтобы полностью удалить несметное количество грязи с поверхности и внутри танка, -- говорит Сергей Воронов. Но самая серьезная сейчас проблема — снаряд, оставшийся в стволе. Его нужно обязательно удалить перед отправкой техники в Киев. -- Судя по одной из обнаруженных надписей, он выпущен в 1942 году. Не исключено, что этот танк успел повоевать в составе армии США. А раз так, у него должно быть собственное имя, скорее всего, женское. Экипаж писал его на борту. Возможно, удастся обнаружить и личные вещи советских танкистов. Тела троих из них всплыли весной 1944-го, и их похоронили.

-- Где только ни доводилось нам находить технику времен Второй мировой! -- вступает в разговор Василий Панасенко, руководитель фирмы «Танаис», которую археологи привлекли к подъему танка. -- Советскую истребительную самоходную установку (внешне она похожа на танк) мы обнаружили в глухом селе в Черниговской области. Она до сих пор находится в рабочем состоянии -- крестьяне используют ее как тяжелый трактор для валки леса. Нам они готовы отдать установку за два трактора -- мол, они меньше топлива потребляют. А возле Ржищева Киевской области на глубине 2--3 метра в месте, где была посажена картошка, мы нашли немецкий самолет «Юнкерс». Чтобы начать раскопки, пришлось заплатить хозяину огорода за несобранный урожай. Полной неожиданностью стало то, что в пилотской кабине оказался скелет женщины. У нее были длинные светлые волосы. Отлично сохранилась кожаная куртка. На бирочке можно прочитать, что она пошита в Болгарии. В кошельке летчицы были деньги разных стран -- франки, дойчмарки, «оккупационные» марки, введенные немцами на территории Украины. Сохранился и личный жетон, который был зашит в свитере. Мы отправили его в Берлин, в специальный центр, занимающийся сбором информации о немцах, погибших во время Второй мировой, но вразумительного ответа не получили. Удалось лишь узнать, что этот «Юнкерс» погиб в 1943-м, столкнувшись с другим самолетом люфтваффе. Небоевые потери в ВВС Германии тогда доходили до 30 процентов -- профессиональных боевых летчиков катастрофически не хватало, и за штурвал сажали малоопытных пилотов.

 


2804

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів