С первыми морозами на столичном автобазаре зимние шины на 10--15 процентов поднялись в цене. Причем торговаться почти бесполезно -- сбрасывают максимум пять долларов на комплекте
Первого гололеда продавцы резины ждут целый год -- за неделю-две до ноябрьских заморозков они зарабатывают почти столько же, как за полгода. Автолюбители буквально залетают на рынок и хватают шины, которые еще остались в наличии. «ФАКТЫ» тоже побывали на автобазаре, чтобы разобраться, какие зимние шины самых ходовых моделей лучше всего приобрести для среднего автомобиля.
К рейтингам зимних шин продавцы относятся скептически, называя их «купленными»
Понять, какая шина лучше, а какая похуже, из статей, публикуемых в автожурналах, довольно сложно. Одна резина легче в управлении на льду, другая -- в торможении на снегу, третья хороша в обоих случаях, но слишком шумная и плохо ведет себя на асфальте. Сравнивают, как правило, резину премиум-класса, поэтому автолюбителю средней руки собственно и выбрать нечего. Тем более, что представители шинных концернов и продавцы в магазинах очень скептически относятся к рейтингам, называя их «купленными». Мол, кто заказывает музыку, тот и получает первые места в рейтингах. Более дешевую резину вообще редко тестируют, ведь, с одной стороны, у нас в стране нет настоящих полигонов для проведения шинных тестов, с другой -- в этом крайне не заинтересован производитель дешевой шины, так как совершенно ясно, что его товар не идет ни в какое сравнение с резиной знаменитых концернов.
Единственный способ узнать правду -- это посетить авторынок на киевском бульваре Перова. В магазинах утверждают, что здесь продают только дешевую и не слишком качественную резину, но это не так. Цены на рынке на 20--25 процентов ниже чем в магазинах, и продается здесь все -- от белоцерковских до элитных шин французского концерна «Мишелин» (»Michelin»). Продавцы почти не торгуются -- говорят, будто «зазор» (доход продавца) на одной шине тринадцатого-четырнадцатого размера -- 7--8 долларов. На шинах больших размеров -- 10--12 долларов. Торговцы уверяют, что живут с больших оборотов, поэтому скидывают максимум пятерку «зеленых» на комплекте.
По нашим прикидкам, сейчас самая популярная на базаре шина -- это «Барум» (модель Barum Polaris 2). Марка «Барум» входит в известный концерн «Континентал» (Continental) и производится в Восточной Европе -- Румынии, Словакии. Стоимость одной покрышки тринадцатого размера (мы интересовались резиной на «Ланос») на авторынке ориентировочно составляет сорок долларов. Ничего особенно плохого про «Барум» никто из знакомых продавцов-экспертов не говорил. По соотношению цена--качество это, в общем-то, неплохой выбор. Тем более по рисунку протектора эта шина более подходит для городской слякоти, чем для загородных сугробов. Подешевле «Барума» -- шины «Матадор» (Matador). Эта резина производится в Словакии (38--40 долларов) и России (34 доллара). Вот ее брать не советуют (опрошено по меньшей мере десяток реализаторов), независимо от страны-производителя. Продавцы откровенничают: мол, покупатели жалуются: «Матадор» хотя и обладает неплохим рисунком протектора, но часто слишком быстро изнашивается (после сорока тысяч километров). Протектор еще не лысый, но корд шины деформируется, колесо, что называется, «ведет». Единственное достоинство «Матадора» в том, что он шипуется.
Для города сейчас не рекомендуют ставить шипованую резину
Примерно в той же цене, что и «Матадор», белоцерковские шины. Есть три варианта протектора стоимостью от 145 до 180 гривен. Демонстрируя, чем отличается два конкурента, резинщики ставят обе шины рядом и предлагают нажать на каждую кулаком -- отечественные ощутимо жестче. Даже «чайнику» понятно, что при гололеде наша резина будет тормозить хуже импортной. К тому же она тяжелее.
-- На «Жигули» в принципе ее берут, а на иномарку -- пояснил один из местных спецов продавец Андрей. -- Зачем вам разбивать такой жесткой резиной ходовую часть машины? В отношении безопасности она еще так-сяк, но подвеску жаль.
Некоторые продавцы предупреждают покупателей о том, что белоцерковскую резину хорошо бы перебалансировать хотя бы раз в пять тысяч километров. Однако ходит она благодаря своей жесткости долго -- 80--90 тысяч километров. На пару долларов дороже (40--42) «Барума», ходовая польская «Дебица» (модель Debica Frigo Directional) -- «бюджетная» марка, входящая в немецкий концерн «Гудиер» (Goodyear). Ее тоже довольно много на базаре. Если судить по рисунку (крупные шашечки и канавки), эта резина лучше подходит для снега, чем «Барум». Однако, по мнению некоторых продавцов, она более шумная.
-- Но если встретишь «Барум» и «Дебицу» по одной цене -- бери последнюю, -- посоветовал Андрей.
Из шин «высокого среднего класса» они по многим параметрам лучше «Барума» и «Дебицы» -- многие продавцы нахваливают шведскую «Джиславед», которая производится в Германии и Москве (модель Gislaved Nord Frost 3) За нешипованные шины тринадцатого размера просят 52--53 доллара, 60 долларов -- за шипованые на заводе. Кстати, о шипах. О них много спорили, но сейчас большая часть экспертов не рекомендует шиповаться тем, кто ездит в основном по городу. Шип, как правило, выручает на снегу, на льду он помогает меньше. А на чистом асфальте шина со стальными шипами и подавно тормозит на 12 процентов хуже. И вообще, шипы эффективны лишь при температуре до минус десяти. Протектор у «Джиславеда» -- «мягенький», такой не будет скользить на льду. Правда, на асфальте шина по той же причине «горит» -- быстро вытирается. Из «средневысоких» шипованых шин на рынке много и новой модели итальянского концерна «Пирелли» (Pirelli Winter Carving. С заводскими шипами -- 52 доллара, без шипов -- 45). Рисунок ее протектора похож на «Джиславед», но «Пирелли» на сухом асфальте прослужит дольше -- он немного жестче и лучше управляем на более высоких скоростях.
Из дорогой резины на базаре (да и в магазинах) много «Гудиер Ультра Грипп 500» (Goodyear UG 500). За покрышку просят около 62 долларов. Но эта резина предназначена для тяжелых снежных условий -- «для Карпат». «Ультра Грипп 6», наоборот, по словам части реализаторов, придумана для автобанов, где машины несутся на большой скорости и нет снежных заносов. Мне не советовали ее брать, несмотря на ультрамодный рисунок «елочкой». Часто встречающиеся шины -- «Данлоп» (модели Dunlop М2,М3). Их берут на «Мерседесы» и БМВ. Эта резина жестковата и рассчитана на машины, летающие на больших скоростях.
Что касается одной из самых знаменитых марок -- французского «Мишелин» (на рынке больше всего «европейской» модели Michelin Pilot Alpine -- 55--60 долларов), то эти шины советуют на суровую зиму не покупать. «Чисто европейская резина», -- говорят продавцы. По их словам, народ, купивший ее, за городом чувствует себя неуверенно.
Почти в каждой торговой точке имеются шины «Клебер» (модель Kleber Cristal-HP. 45--47 долларов). Дочернее предприятие «Мишелин», на котором они производится, расположено в Англии. У «Клебера» тот же знаменитый пластиковый корд, что и у «Мишелин», придающий резине особую мягкость. Это хорошая шина для мягкой европейской зимы.
«Бывали случаи, что восстановленные шины лопались на ходу»
Вообще, с дорогими шинами последних моделей парадоксальная ситуация: торгующий люд полагает, что новинки в некотором смысле хуже той резины, что была раньше. Последние модели более безопасны -- прекрасно ведут себя на льду и заснеженной дороге. Но из-за слишком мягкого протектора, которым так гордятся ведущие концерны, потому что он прекрасно цепляется за дорогу, на асфальте эти шины довольно быстро изнашиваются. На наших дорогах они часто «умирают» за 50--60 тысяч километров. Если ты не экстремал, советовали мне знакомые торговцы, бери старую модель. Правда, не исключен вариант, что, серьезно повредив колесо, ты потом просто не найдешь ему замену.
Разглядывая протектор, автолюбитель, в принципе, может и сам определить характер зимней шины. Для снега и льда хорошо, когда шина имеет большое количество ламелей -- тонких прорезей, которыми иссечен протектор. Однако на сухом асфальте они вредны -- покрышка ведет себя неустойчиво и на поворотах и быстро вытирается. Шины с направленным рисунком протектора лучше очищаются от забивающегося в них снега. А вот крупные блок-шашечки с острой кромкой и широкими канавками говорят о том, что шины предназначены для снега. Крупные поперечные канавки в середине протектора и V-образные по краям хорошо служат для поездок по снежной слякоти.
Попадается на рынке и бракованная резина. Чаще всего это финская «Нокиан» (Nokian). На боковине бракованной покрышки производитель выжигает аббревиатуру «DA» рядом с датой выпуска. Это значит, что протектор дорезался вручную, из-за чего резина меньше ходит. Правда, многие клейма не замечают, покупаясь на то, что шина дешевле обычной на 5--10 долларов, а потом удивляются, почему колесо прошло всего 20 тысяч. В принципе, этот недостаток на безопасность движения не влияет, но брать такую резину не советуют. Разве что машина готовится на продажу.
На рынке целые баррикады бэушной резины. Гривен за триста можно взять две покрышки тринадцатого размера крутой марки «Гидиер» или «Мишелин». Дешевле не продадут. Гарантия на резину два дня. Не нравится -- можешь вернуть, в дальнейшем никакие претензии не принимаются. Если есть желание покомфортничать за минимум средств -- можно взять резину не старше 2001 года (но попадается она редко). У более старых шин испаряется силика (состав, добавляемый в резину для мягкости даже при морозе).
Единственное, чем не хотят торговать продавцы зимней резины, так это «наварными» шинами. Клепаются они на основе старой резины, на голый каркас которой в пресс-форме под давлением наносится новый слой резины. Рисунок протектора похож на те, что делают лучшие шинные концерны. На наварной резине мелко пишется латинскими буквами «регумират». Стоимость «наварки» в нашем тринадцатом радиусе 120--130 гривен, однако рассказывают массу историй о том, как у людей на большой скорости разрывало регумированные шины, и автомобиль выносило с дороги в кювет. Иметь проблемы с людьми, разбившими машины из-за твоей резины, на рынке никто из продавцов не хочет.
Читайте нас у Facebook