ПОИСК
Політика

Племянников саддама хусейна в советском союзе готовили к службе на ракетных эсминцах

0:00 7 квітня 2004
Об обучении иностранных военных в специальном учебном центре в Риге «ФАКТАМ» рассказал преподававший там бывший капитан корабля

Оплоты, выстроенные США вокруг проведенной год назад, весной 2003 года, операции в Ираке «Шок и трепет» по ликвидации очага международного терроризма, рушатся. Вслед за обвинениями бывшего советника президента Соединенных Штатов Буша по борьбе с терроризмом Ричарда Кларка, заявившего, что нынешнее американское правительство допустило преступную халатность, недооценив опасность «Аль-Каиды» и сосредоточившись на борьбе с Саддамом Хусейном, нервы не выдержали у госсекретаря США Колина Пауэлла. Он подверг сомнению один из важнейших мотивов проведения операции «Шок и трепет», а именно -- наличия у Ирака год назад оружия массового поражения…

«Флагман Военно-морского флота Украины фрегат «Сагайдачный» -- это обычный сторожевой корабль»

Тем не менее, что сделано, то сделано. Не без участия международных стабилизационных сил (первую скрипку в которых играют США) в послевоенном Ираке, пережившем шок, формируются не только местные органы власти, но и вооруженные силы этой страны. Определенная роль в этом процессе отведена и украинским миротворцам: они инструктируют пограничников и полицейских. Впрочем, украинцам заниматься этим не впервой. В бытность СССР и Ирака, которым правил ныне плененный Саддам Хусейн, офицеры Советской Армии искусству ведения боя учили… племянников диктатора. Вот что об этом рассказал «ФАКТАМ» бывший военный моряк, командир корабля, капитан второго ранга Владимир Пилат:

-- На тральщиках и малых ракетных кораблях Балтийского флота я, выпускник филиала Ленинградского высшего военно-морского училища в Калининграде, дослужился до командира корабля. Но в интересах флота меня перевели в Ленинград, в так называемую «бригаду по ремонту и строительству кораблей». Под таким невинным названием в северной столице СССР работало мощное кораблестроительное предприятие, продукция которого -- военные корабли -- продавалась за рубеж. Естественно, в первую очередь они попадали в дружественные Союзу социалистические страны. А чуть позднее меня перевели в Ригу преподавателем учебного центра, где готовили иностранных моряков для экипажей этих кораблей…

Суда для «братских» стран строили современные, внешне они практически не отличались от своих серийных близнецов, которые плавали в составе флотов СССР. А вот внутреннее снаряжение отечественных и экспортных боевых единиц сильно отличалось. Как правило, на продажу шли корабли, на которых монтировали средства наведения, наблюдения, другую специальную аппаратуру устаревших образцов. Но покупатели не роптали. Правда, некоторые капризничали, требовали «оригинала». Самыми переборчивыми в этом отношении были военные из Индии. Будучи отличными моряками, они стремились приобретать или производить у себя на родине по лицензии лучшие образцы мирового вооружения. За новинками «гнались» и соседние Финляндия, Польша, ГДР.

РЕКЛАМА

-- Арабские же и африканские правители брали все подряд не торгуясь, -- продолжает Владимир Пилат. -- Например, Ливия, Алжир, Сирия, Эфиопия, Йемен покупали у СССР малые ракетные и сторожевые корабли экспортных вариантов, то есть с устаревшей начинкой. К сожалению, к этим «конфеткам-обманкам» относится и нынешний флагман Военно-морского флота независимой Украины «Сагайдачный». Это обычный сторожевой корабль, переименованный по НАТОвской классификации во фрегат. Его многочисленные близнецы плавают под ливийскими и индийскими флагами. Настоящие же серьезные боевые оригиналы -- прототипы «Сагайдачного» есть только во флоте России в составе четырех дивизионов…

«Кубинцы пользовались популярностью у рижанок, из-за чего местные мужчины часто устраивали им «разборки»

-- А чем занимался Рижский учебный центр, в котором вы преподавали?

РЕКЛАМА

-- Страны -- покупатели советских военных кораблей присылали в Ригу своих моряков или просто людей, которые должны были стать ими, -- рассказывает Владимир Пилат. -- Сначала они более полугода изучали русский язык (поляки и немцы в целях экономии учили его на родине), потом шли теоретические и практические курсы. Для «обкатки» обученных для службы на военных кораблях специалистов существовал специальный учебный дивизион, в составе которого были корабли и подводные лодки всех экспортных вариантов. В общей сложности подготовка иностранцев занимала более двух лет. В учебном центре, как правило, обучалось одновременно более полутысячи человек из 12--14 стран. Конечно же, не обходилось без конфликтов. Кубинцы, например, пользовались сумасшедшей популярностью у рижанок, поэтому местные часто устраивали им «разборки». Добросовестно посещали занятия военные из Индии, а вот их коллег из Европы чаще можно было увидеть в ресторанах, нежели в аудиториях. Ливийцы с трудом постигали азы военной науки, но зато им легко давался русский язык, поэтому всю документацию на корабли, а также надписи на приборах они просили делать на… русском. Однако самая неприятная история произошла с эфиопами -- из 60 присланных на курсы будущих моряков половину пришлось отправить назад. Медики выяснили, что они больны сифилисом или СПИДом. Советские преподаватели в то время еще мало знали об этом вирусе и категорически отказывались обучать больных. Учились в Риге и несколько племянников иракского правителя Саддама Хусейна.

-- Это были умные и воспитанные молодые люди, -- вспоминает Владимир Пилат. -- До того как попасть в Рижский учебный центр, они закончили Бакинское высшее военно-морское училище, морскую академию в Югославии. Это были действительно настоящие морские офицеры, жадные до знаний, гордые, любившие свою родину, знавшие, что такое офицерская честь. Учились они, естественно, под псевдонимами, но руководство курса прекрасно знало об их родстве с Хусейном. Правда, никаких поблажек в связи с этим не давало. Слышал, что один из родственников Хусейна должен был возглавить ударные береговые ракетно-артиллерийские войска Ирака. Для этого Саддам Хусейн планировал купить в СССР помимо ракетных катеров еще и четыре ракетных эсминца. Но планы рухнули в начале 90-х годов, когда Багдад атаковал Кувейт, а Михаил Горбачев отказался помогать Хусейну. И племянники лидера Ирака отправились домой. Там они руководили Военно-морскими силами страны, которых больше не существует. Во время операции «Буря в пустыне» моя переписка с родственниками Саддама Хусейна прервалась.

РЕКЛАМА

Владимир Пилат даже и не припомнит, сколько раз в качестве сопровождавшего корабль к покупателю он обошел земной шар. Зато сохранил в памяти встречи с президентами многих «экзотических» стран. Ведь некоторые новые грозные боевые единицы встречали возле причалов лично! Несколько раз Владимиру Пилату приходилось пить кока-колу с руководителем Ливии Муамаром Каддафи (правоверный мусульманин других напитков не признавал. -- Авт. ), общаться с президентом Сирии Хафезом Асадом. Кстати, новые хозяева построенных в СССР военных судов, как правило, были весьма гостеприимны и на подарки не скупились. Так, например, Каддафи подарил Владимиру Пилату скульптуру в виде дракона -- знак благодарности за мужество. Да вот беда -- все подарки, стоимость которых превышала 50 рублей, приходилось отдавать сотрудникам КГБ. Так у капитана второго ранга в запасе в память о службе остались разве что мелкие сувениры. Ответные подарки делали и советские моряки. Измученный сухим законом командир ливийского военного корабля, когда советские коллеги презентовали ему компактный… самогонный аппарат, на радостях даже дал в воздух залп из нескольких орудий.

 


368

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів