Альпинист из мариуполя 43-летний сергей кайфаджян поднялся на доселе нехоженный пик на памире высотой почти 5 километров
Безымянная вершина, на которую первому удалось подняться нашему соотечественнику Сергею Кайфаджяну, находится рядом со знаменитым пиком Ленина. Приезжавшие сюда альпинисты стремились достичь прежде всего макушки «ленинской» горы. Вероятно, поэтому очень сложный пик, расположенный возле него, оставался доселе непокоренным и безымянным.
-- Информации об этой безымянной горе у нас с моим проводником из Таджикистана Анатолием Шариповым почти не было. Знали лишь высоту, установленную с помощью космического снимка -- 4980 метров, -- рассказал «ФАКТАМ» Сергей Кайфаджян. -- Впрочем, уже в базовом лагере, откуда гора видна, как на ладони, можно было определить, что путь предстоит сложный. Так оно и вышло: маршрут оказался весьма непростым, пролегающим через опасные, занесенные снегом ледники.
Даже подъем в базовый лагерь, откуда обычно начинается восхождение на все близлежащие вершины, шел по заброшенной и полузабытой тропе -- в тех местах альпинисты не появлялись со времен распада Советского Союза. Пришлось переходить вброд несколько горных речек с очень холодной водой и сильным течением. На обратном пути во время одной из переправ я потерял обручальное кольцо -- вероятно, пальцы стали тоньше, ведь за экспедицию похудел на 12 килограммов.
-- Но хоть погода вам благоприятствовала?
-- К сожалению, нет. Если днем в редкие ясные дни можно было понежиться на солнышке, то по ночам стоял мороз. Под утро в палатке (она не отапливалась) температура порой опускалась до минус десяти градусов.
-- Как же удавалось не замерзнуть?
-- В моем спальном мешке с пухом гагары можно спать, не ощущая холода, при температуре минус сорок градусов, правда, в одежде. При этом важно, чтобы в тепле находились не только ноги, но и руки. Ведь конечности получают обморожение прежде других частей тела. А чтобы уберечь лицо и уши, приходилось пользоваться специальными кремами, бесцветной гигиенической помадой. К тому же весьма кстати пришлись мои густые усы и борода. На маршруте важно следить за ногами. Как только носки промокают, их следует сразу же менять на сухие, иначе не заметишь, как отморозишь ступни. Высоко в горах невозможно что-либо высушить. Из-за высокой влажности отказывала даже фирменная камера, пока я не стал класть ее на ночь в спальный мешок.
-- А как вы готовили еду?
-- Пока по дороге можно было собирать дрова, мы готовили на костре, а затем пользовались примусом с небольшими газовыми баллончиками весом по 250 граммов. Готовили продукты быстрого приготовления, заливая их кипятком. Кстати, я вегетарианец. Отсутствие в моем рационе мяса никак не сказалось на силе и выносливости, хотя нагрузки были большими. Я питался сухофруктами, шоколадом, кашами, консервированной кукурузой. Проводник же налегал на мясные блюда.
-- Что интересного вы увидели на вершине?
-- Далеко под нами висели облака. Сколько не бывал на вершине гор, к этому зрелищу привыкнуть никак не могу. Мы сфотографировались со знаменами наших стран, вымпелами спонсоров. Я снялся с вымпелом Министерства иностранных дел Украины в благодарность за информационную поддержку, оказанную мне в 2001 году МИДом, когда я в одиночку пересекал пустыню шириной 455 километров на Аравийском полуострове.
-- Вы уже придумали, как назвать покоренную вами гору?
-- Именем руководителя коммерческой компании, которая оказывает мне спонсорскую помощь. Причем сообщил ему об этом после успешного восхождения. Соответствующие документы уже оформлены и сейчас находятся в парламенте Таджикистана.
291Читайте нас у Facebook