Судно, перевозившее гривни из канады в украину, шло под чужим флагом и нелегально транспортировало оружие
Как уже сообщали «ФАКТЫ», с 15 июля Национальный банк Украины выводит из оборота купюры номиналом в 1,2,5,10 и 20 гривен, на которых портрет с лицевой стороны расположен в центре. Эти банкноты, составляющие около 15 процентов от общего оборота бумажных денег, были отпечатаны в 1992 году в Канаде. И только 1 сентября 1996 года гривня сменила купоно-каробованец -- переходную от советских рублей к национальной валюте денежную единицу, тоже в свое время отпечатанную за рубежом -- во Франции, Испании, Англии.
Обеспечением безопасности ввоза из-за границы в Украину ценных бумаг занималась спецгруппа СБУ, руководил обеими операциями Василий Крутов. О том, как проходили те события, до сих пор известно мало. Сообщить максимум подробностей, связанных с доставкой денег в страну, бывший заместитель Председателя СБУ, а ныне председатель правления общественной организации «Международное антитеррористическое единство» генерал-лейтенант Василий Крутов впервые согласился корреспонденту «ФАКТОВ».
За один рейс -- а их было не менее полусотни -- «Руслан» забирал 120 тонн купоно-карбованцев
В СССР все дензнаки печатались на предприятиях, расположенных на территории нынешней России. Не имея своих мощностей, Украина обратилась за помощью к правительствам Испании, Англии и Франции. Те пошли навстречу. И когда тираж банкнот был готов, правительство Украины поставило перед СБУ задачу доставить купоно-карбованцы в страну. Разработку операции, которой руководил полковник Василий Крутов, поручили спецподразделению «Альфа».
-- Речь шла о национальной безопасности, -- вспоминает Василий Крутов, -- поэтому действовали секретно -- как на территории Украины, так и в тех странах, откуда завозились деньги. АНТК им Антонова специально выделил Ан-124 (»Руслан»), экипаж и группу обслуживания самолета посвятили в суть дела. Работа была поставлена на поток, мотались между странами очень оперативно. Маршруты менялись. Можно было полететь во Францию и в тот же день вернуться в Украину. Можно было начать с Испании, оттуда перелететь во Францию и -- домой. Могли сразу облететь три страны: в Испании забрать 50 тонн, во Франции 30, в Англии заночевать и взять еще 40 тонн. «Руслан» всегда брал за рейс до 120 тонн груза. Таких рейсов осуществили с полсотни. Хорошо помню, что куда бы ни прилетали -- в аэропорт Шарля де Голля в Париже, Хитроу в Лондоне, в Испанию -- люди, которые обслуживают аэропорты, сбегались толпами посмотреть на «Руслан». Я, как руководитель операции, летал каждым рейсом, а состав группы обеспечения -- 10--15 человек -- менялся. Всего же в операции было задействовано человек 40. Развозку купонов по Украине Нацбанк спланировал таким образом, что мы приземлялись и разгружались в аэропортах Крыма, Львова, Николаева, Киева.
-- Вы и ваши люди были, конечно, вооружены?
-- Естественно. На борту были пистолеты, автоматы, пулеметы и различные спецсредства. Самолет садился в разных местах, могли возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Вооружение и соответствующая подготовка людей нужны были, чтобы не допустить проникновения посторонних к купонам. Местные власти уведомлялись о грузе, наружной охраной в аэропортах занимались их спецслужбы. Но мы всегда дополнительно выставляли свою охрану внутри и возле самолета. В Англии, правда, существует особый режим, сотрудники их спецподразделения заходили на борт и забирали оружие, не разрешая выходить с ним из самолета.
-- Возникали ситуации, когда бы пригодилось оружие?
-- Нет, слава Богу. Но ситуации, когда речь в прямом смысле шла о жизнях экипажа, нашей группы и сохранности ценного груза, были. Как-то во Львовской области сели ночью на обледеневшую полосу заброшенного военного аэродрома, где не было даже минимального количества посадочных огней. В другой раз, не имея возможности набрать высоту, пришлось садиться в аэропорту с посадочной полосой, не рассчитанной на прием «Руслана». Но самый опасный случай произошел перед Новым годом, сразу же после вылета из Франции. На высоте 4 тысяч метров что-то ударило в лобовое стекло кабины, и оно вогнулось вовнутрь. Что это было, до сих пор не знаю, но не треснуло стекло чудом. Мы были полностью заправлены, плюс груз. Чтобы вернуться и сесть, нужно было долго летать над аэродромом, сжигая топливо. Я с командиром принял решение возвращаться домой, и экипаж, проявляя колоссальный профессионализм, три с половиной часа боролся за выживание. Стекло могло выпасть в любой момент, произошла бы разгерметизация и тогда гибель неминуема. Чтобы приблизить давление внутри лайнера к давлению за бортом, летчики провели частичную разгерметизацию. Сразу началось кислородное голодание. Двумя имеющимися кислородными масками пользовались пилоты, а мы старались просто экономить силы.
Один тучный француз, летевший с нами, все время терял сознание, я бил его по лицу, чтобы привести в чувства, но сам тоже ослабел. Особенно тяжко было, когда перелетали через пятикилометровой высоты Альпы. Когда сели в Борисполе, нас встречали «скорые» и пожарные машины. Мало кто верил, что мы уцелеем.
Был момент, когда корабль с грузом банкнот на борту хотело «протаранить» иностранное судно
Купоно-карбованцы, прозванные в народе «фантиками», были введены в оборот 10 января 1992 года и прослужили в качестве денег до 1 сентября 96-го -- до ввода гривни. Заказ на изготовление первой партии настоящей украинской валюты получила Канада и островное государство Мальта. Возглавить операцию по доставке гривни, получившей кодовое название «Щит Украины», вновь поручили Василию Крутову, руководившему к тому времени Управлением СБУ по борьбе с терроризмом и ставшему уже генерал-майором.
-- С учетом того, что нужно было перевезти весь тираж новых денег сразу, доставлять ценный груз решили морским путем. Специалисты СБУ просчитали: это будет в три раза дешевле, нежели по воздуху. Для соблюдения секретности выбрали гражданский сухогруз «Петр Алейников» водоизмещением 24,5 тонны. Согласно нормам его экипаж не мог превышать 40 человек, значит, заменив определенное количество моряков бойцами спецотряда, мы должны были взять на себя их «морские» обязанности. Все десять членов нашей команды были официально оформлены теми или иными специалистами. У меня до сих пор хранится паспорт моряка, где я значусь мотористом, -- рассказывает Василий Крутов.
-- 19 августа 1992 года мы вышли из порта Ильичевска. По легенде сухогруз направлялся в Канаду с целью получения там разных деловых бумаг -- бланков учреждений, образцов паспортов и так далее. Поскольку пустыми суда не ходят, «Петр Алейников» загрузили контейнерами, которые по пути мы выгружали в разных портах. О маршруте и других деталях операции знало высшее руководство страны, Председатель СБУ, я с бойцами и капитан судна. Всем остальным членам экипажа подробности не разглашались.
-- Какое и сколько оружия было на корабле?
-- Его было ровно столько, сколько нужно для проведения именно такой операции. Могу только сказать, что нигде в декларации мы его не вносили и прошли незаконно с оружием на борту через весь мир.
-- Чем ваши люди занимались во время спецрейса на корабле?
-- Дни были насыщены до предела. Проводили тренировки по рукопашному бою, боевой и огневой подготовке. Моделировали ситуации по защите груза и экипажа в самых невероятных условиях, вплоть до насильственного захвата груза пиратами или экстренного оставления судна по боевой тревоге. По пути в Канаду, чтоб не расслабляться, несли вахту на мостике. Когда шли с грузом обратно, дежурили на мостике с оружием с 8 вечера до 4 утра. В свободное время читали, смотрели видеофильмы, парились в сауне. Я активно, по 5-6 часов в день, осваивал английский язык.
-- Где проводили тренировки?
-- На палубах. Во время стоянок, стараясь не привлекать внимания, тренировались в каютах. Мы можем работать на открытых пространствах и закрытых, где много препятствий. Сконструировали мишень, закрепили ее поперек судна и стреляли из пистолета в направлении воды.
-- Члены экипажа наблюдали за тренировками?
-- Это был специально подобранный экипаж. На случай возможных форс-мажорных ситуаций на моряков дополнительно возлагались функции бойцов спецотряда. Поэтому мы их подключали к некоторым видам репетиций.
-- Ну и как, неординарные ситуации были?
-- Перед уходом из канадского порта выяснилось, что вышла из строя спутниковая антенна. Выходить в открытый океан без связи и с ценным грузом было рискованно. Я считал, что нужно задержаться и разобраться в причинах случившегося, ведь такой ситуации на судне не возникало несколько лет. Но за стоянку в порту нужно было платить большие деньги, поэтому капитан Юрий Алалыкин убедил идти по радио, а спутниковую связь починить в пути. Вышли по реке в море, стали за островом Антикости и за пару суток восстановили связь. Четверо суток после этого не встречали ни одного корабля. А на пятые в огромном океане днем при отличной видимости чуть не столкнулись с венесуэльским сухогрузом, следовавшим в сторону Скандинавии. Каждый шел своим курсом, и вдруг вышли почти метр в метр в одну точку. Казалось, судно хотело нас протаранить, был момент, когда мы готовы были отражать пиратское нападение. Пришлось резко изменить курс и несколько миль идти бок о бок с иностранным кораблем. Вот наглядный пример, когда две параллельные прямые в бесконечности пересекаются.
Участников исторического похода государство забыло отметить наградами
-- Расскажите, пожалуйста, подробнее о маршруте.
-- Сначала Ильичевск--Турция. Босфор проходили под турецким флагом, после него подняли украинский. Средиземное море -- в итальянском Салерно выгрузили часть пустых контейнеров. Дальше через Атлантику до залива Святого Лаврентия и по одноименной реке до Монреаля. В Монреаль пришли 9 сентября. Представители Нацбанка прилетели в Канаду на несколько дней раньше, и на пирсе нас уже ждала часть контейнеров с деньгами, возле которых сразу выставили круглосуточную вооруженную вахту. Всего взяли в Канаде 105 контейнеров. В сопровождении полицейских в течение трех дней их привозили с фабрики, расположенной в Квебеке за 230 км. Потом в один день, чтоб не платить лишних денег, все загрузили на судно. Люки с продукцией заварили, опечатали, выставили охрану. Канадская сторона отвечала за безопасность только на своей территории, за что Нацбанк заплатил 132 тысячи долларов. Дальнейшую сохранность денег до Киева мы брали на себя. Пока стояли в Канаде, переживали, не зная, как поведет себя наша диаспора, посольство во главе с Левком Лукьяненко. Вокруг прибытия украинского судна они могли поднять патриотическую шумиху, чем привлечь внимание к рейсу и серьезно усложнить нам задачу. Чтобы «не засветиться», мы не только не ставили в известность посольство, но даже не встречались с его сотрудниками. Помню, вечером на борт сухогруза пришел старший помощник с теплохода «Грузия» в сопровождении священника, который пытался освятить украинский флаг. Капитана не оказалось, и им пришлось уйти. Но служитель обещал вернуться, и чтобы этого не случилось, я на всякий случай через таможню перекрыл ему доступ к судну.
-- Почему такая секретность? Наверное, не все были заинтересованы в том, чтобы Украина имела свою денежную единицу?
-- Вы правы, и это на порядок усложняло проведение операции. Немаловажно и то, что со странами, через которые мы проходили, Украина не имела тогда дипломатических отношений. Сегодня все было бы намного проще.
На обратном пути зашли на Мальту, где загрузили более двух десятков контейнеров с банкнотами в 50 и 100 грн. Их изготовила расположенная на острове фабрика ценных бумаг, принадлежащая англичанам. С представителями фирмы мне удалось побывать на фабрике. Ничего сверхъестественного, помню, удивился, что Украина не смогла быстро развернуть такое же производство.
В конечный порт-пункт Октябрьское Николаевской области пришли 30 сентября. Первые, кого увидели, -- наши ребята из «Альфы», потом подъехали банкиры. Об успешном прибытии в Украину доложили Председателю СБУ Евгению Марчуку, он сразу же -- Президенту. Весь поход занял 49 суток, мы преодолели свыше 11 тысяч километров по Атлантическому океану, восемь морей и 13 проливов, пересекли границы 10 государств, заходили в 8 портов разных стран. По учебнику не смог бы так хорошо узнать географию.
-- На этом, полагаю, приключения гривни не закончились? Деньги нужно было доставить в Киев?
-- Да. Операцию до конца проводила Служба безопасности. К нам подключились сотрудники областных управлений, по территориям которых следовал литерный груз. Для подстраховки был наготове спецотряд МВД, вертолеты Нацгвардии. К счастью, их помощь не понадобилась. Тремя судами «Славутич» груз доставили в столичный порт, перегрузили в спецмашины и развезли по трем точкам в Киеве на хранение. Я ушел из Николаева со вторым судном, которое спустили на воду месяц назад. Вечером, когда нес вахту вместе со сменным капитаном, из-за заводского брака выбило руль. Это сразу же заблокировало управление, и судно из-за течения кормой резко развернуло влево, где совсем недавно шло встречное судно. Но главное, что произошло это совсем рядом с Херсонским мостом, случись авария двумя минутами позже, мы бы врубились в опоры моста и трудно предположить, что было бы с грузом и судном. Но экипаж проявил себя молодцом и через полчаса устранил поломку. Дальнейшее уже история 25 августа 1996 года Президент подписал Указ «О денежной реформе в Украине». С 1 сентября «канадская» гривня вошла в обиход.
-- Василий Васильевич, я благодарен за то, что вы разрешили мне, единственному из журналистов, прочесть дневник, который вели во время похода. Но я не обнаружил в нем ничего секретного, только общие впечатления.
-- Естественно. Я же не знал, чем закончится наше путешествие и в чьих руках может оказаться дневник. О том, что составляло в то время государственную тайну, какие-то коммерческие, экономические моменты не упоминались сознательно.
-- Но в планах написание книги обо всем этом есть?
-- Сегодня мой рабочий ритм не позволяет взяться за мемуары. Но я впервые в жизни вел тогда дневник одной из операций и, думаю, делал это не зря. Многие эпизоды операции сняты на видео, думаю попозже фильм сделать. Когда стану посвободнее, наверняка все вспомню и опишу. Хотя бы из благодарности к тем людям, морякам и бойцам, которые обеспечили чрезвычайной важности государственное задание. Тем более что, к сожалению, часть экипажа «Петра Алейникова» погибла на теплоходе «Сальвадор Альенде» Черноморского пароходства с грузом риса в Атлантическом океане в 1994 году.
-- Кстати, как родина отметила своих героев, доставивших из Канады гривню?
-- Никак -- ни меня, ни моих ребят. У нас нет претензий, мы -- воины, и выполняем боевые задачи не ради наград. Но капитан Юрий Леонидович Алалыкин, непревзойденный профессионал, который ещґ во времена Карибского кризиса бороздил океан, и члены его команды, на которых лежала ответственность провести судно в сложных условиях, должны были быть отмечены государством. Ошибку не поздно исправить и сейчас. Алалыкин уже на пенсии, живет в Одессе. Я несколько раз ставил вопрос перед разными инстанциями о персональной надбавке для него, но вопрос, увы не решается.
Читайте нас у Facebook