ПОИСК
Культура та мистецтво

Режиссер юрий ильенко: «пусть фильм вызывает любовь, пусть -- ненависть. Главное, чтобы не было равнодушных»

0:00 19 листопада 2002
Інф. «ФАКТІВ»

«Это антиимперский фильм. У меня нет оснований не любить русских»

-- Юрий Герасимович, ваш фильм предан анафеме. Вы предвидели такую реакцию?

-- Конечно. В последние годы в нашем обществе нет никакой цельности. Какой срез не возьми: образовательный, экономический, нравственный, мировоззренческий. Я понимал, что будет конфликт, потому что поднимаю многие вопросы, являющиеся предметом раздора. Так и получилось: русофилы говорят, что мой фильм антирусский, украинские патриоты обижаются, что в нем недостаточно критикуется шовинистическая позиция русских… На самом деле это антиимперский фильм, у меня нет оснований не любить русских. Они ведь тоже жертвы империи, и, возможно, даже большие, чем украинцы, потому что не осознают этого…

На самом деле фильм аполитичный. Я всеми силами тащил его из политической конъюнктуры. Почему фильм задевает? Потому что он создавался как провокация. Не для того, чтобы задеть чьи-то убеждения, а чтобы сделать активной позицию зрителя. Пусть фильм вызывает любовь, пусть -- ненависть. Главное, чтобы не было равнодушных…

РЕКЛАМА

-- После фильма на вас обрушились упреки не только политического плана, но и эстетического -- критики ругают картину за бессюжетность.

-- Знаете, за что фильм «Гражданин Кейн» недавно был признан лучшим фильмом всех времен и народов? За бессюжетность. Его режиссер американец Орсон Уэллс впервые в практике мирового кинематографа применил ассоциативное, а не сюжетное построение. Я и раньше в своих фильмах уходил от прямолинейного сюжета. И меня укоряли в том, что не могу как следует построить сюжет. По-моему, прямолинейно изложенная история обкрадывает зрителя, его «загоняет в коридор», из которого невозможно выбраться. И лишь когда выстраиваешь повествование в форме ассоциативных сцепок, фильм разворачивается в структуру, которая развивается в воображении зрителя.

РЕКЛАМА

-- Но это ведь сложная работа…

-- А так и должно быть, если это произведение искусства. С нами за последние десять лет произошло что-то страшное: целое поколение выросло на коммерческих американских фильмах, сделанных по шаблону, неразличимых, как дети-дауны…

РЕКЛАМА

-- Попробуй вашего главного героя уложить в какой-то шаблон! Как только ни представлен в истории Иван Степанович Мазепа: и предатель, и сластолюбец, и чародей!

-- А он у меня неуловим. Впрочем, таким он и был в жизни. Однажды государь на него за это сильно рассердился. У Петра все должно было по полочкам лежать. Но Мазепа оказался настолько сильным, что выскользнул из этих рамок…

-- От вас, режиссера, этот образ не ускользнул?

-- А как же? В конце фильма Мазепа говорит: «Извините, я пошутил». По сюжету получается, что он якобы умер -- на самом же деле не он умер, а умерла его любовь. И перед тем как выйти из кадра, главный герой видит: на стене художник изобразил его смерть. Он одновременно лежит в гробу и идет в процессии королей. Почти юмористическая ситуация. Одним жестом Мазепа как бы перечеркивает весь фильм и ускользает от зрителя.

-- Исполнитель главной роли Богдан Ступка тоже воспользовался этим приемом -- не приехал на съемки финальных сцен. Как это могло случиться?

-- Я воспринял это как некую мистику: финальная сцена, главного героя нет. Предлагая роль, я говорил Ступке: «Тебя ждет невероятная вещь. Только ты можешь это сделать, поскольку ты -- виртуоз. Как Паганини… Только увидишь, что в полной мере схватил характер, возьми и опровергни все». И он не приехал. Испугался, что ли…

«Меня, как и Мазепу, предали анафеме»

-- Почему вас так заинтересовал образ Мазепы?

-- В свое время, еще молодым человеком, я прошел через это чудовищное испытание -- анафему. Точнее, это было Постановление ЦК КПСС о закрытии моего фильма «Родник для жаждущих». Мы с Мазепой оказались вроде братьями по несчастью… Это очень сложно пережить. А я тогда был убежден в том, что мой фильм способен «свернуть мозги» мировому кинематографу. Картина пролежала двадцать два года. А потом на фестивале в Сан-Франциско на предварительном просмотре прессы зал встал. Я услышал запоздавшие на двадцать два года аплодисменты… Тогда я и поседел.

Это и стало толчком к работе над образом Мазепы. Я обнаружил, что вся информация о нем уничтожена, поскольку он предан анафеме. Вместо правды был выведен образ грязного интригана-сластолюбца, предателя. Такое представление напрочь отметали произведения европейской культуры, в которых Мазепа изображался как бунтарь, борец за свободу своей родины. Об этом писали и Вольтер, и Байрон… Образ Мазепы вдохновлял художников Жерико, Делакруа. На их полотнах он -- голый всадник на диком коне, в позе Прометея… Был в западноевропейской культуре и романтический образ Мазепы: голый всадник скачет к любимой женщине (чужая жена-красавица по фамилии Фальбовская) и вскоре становится гетманом. Кончается жизнь Мазепы еще более романтически: любовью его 15-летней крестницы к нему, 80-летнему старику. Но мать девушки стала насмерть, написала донос государю, в результате которого казнили… отца. Мазепа опять выжил. Все это очень сложно. Потому-то мне хочется спросить: господа-зрители, а что, вы не хотите сложной работы? Хотите, чтобы я однозначно сказал: «Да, Мазепа -- предатель»?

-- Легко сказать: поработайте. Ведь это нужно еще переварить. Например, утверждение, что Полтавская битва -- выдумка.

-- Да, ее придумал Александр Пушкин. Я исхожу из фактов, которые изучал во время работы над фильмом. А длилась она ни много ни мало двадцать лет.

-- Какими же источниками вы пользовались?

-- Я работал во многих архивах, прочитал массу книг, переворачивающих общепринятые мнения. Я прочитал о Мазепе практически все, что когда-либо издавалось в мире. Благо, украинская диаспора издала переводы…

Почему в сознании русского народа закрепилось представление о Полтавской битве как о чем-то величественном? Был такой исторический персонаж Григорий Потемкин, который не только деревни показушные сооружал, мог еще и помпезно воссоздать Полтавское сражение… Из местных жителей он собрал две армии, пошил им костюмы. Нашел какого-то алкаша-ветерана. Для консультаций. Получалось помпезное сражение, посмотреть на которое приезжали практически все короли Европы. Для Екатерины это был повод с ними встретиться… Читая Пушкина, понимаешь, что Полтавская битва -- славная страница русской истории. Но когда изучаешь карты, реляции, графики сражений, то никакой битвы не получается. Да, была Грюнвальдская битва, была битва на Ладожском озере, но Полтавская битва -- явное преувеличение.

-- Пушкин имел право на творческую фантазию, согласитесь… Поэт ведь не утверждал, что описываемые события абсолютно соответствуют историческим фактам. Вы ведь тоже позволили себе вымысел. В самом начале фильма…

-- Фильм начинается с того, что Петр оскверняет могилу Мазепы: наконец-то дорвался. Вот тут-то у меня единственный вымысел: чтобы осквернить мужчину, надо его «опустить». Что и делает Петр. (Сегодня известно, что царь был нетрадиционной сексуальной ориентации. ) Но он насилует не труп Мазепы, а солдата. Эта сцена вызвала дикое возмущение русских. Я не понимаю: при чем здесь они? В конце концов, нетрадиционной сексуальной ориентации государь не у русских обучился, а у немцев. Истории ведь известно о его связи с Лефортом…

263

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів